Эмма Литвинцева
Развитие исследовательских компетенций обучающихся при изучении краеведения, как фактор повышения качества образования
«Познавайте свою страну, свой край, свой колхоз, свою горушку или речонку. Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого вырастает большое!»
Академик А. Е. Ферсман
Интерес к изучению родного края сегодня особенно высокий. Изучение краеведения в школе обогащает обучающихся знаниями о родном крае, воспитывает любовь к нему, формирует гражданскую позицию. Сочетание разных методов обучения и видов учебной деятельности создают условия для формирования компетенций, т. е. умений, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Приобретая знания и навыки исследовательской работы, педагог создает такие условия, чтобы у краеведов возникло желание взяться за самостоятельную исследовательскую деятельность. Возникает вопрос: «Какие такие условия?». Мой ответ: «Педагогу самому должно быть интересно заниматься краеведением, вести исследовательскую работу вместе с детьми». В первую очередь, это туристические маршруты, встреча с сахалинскими учеными, сотрудниками музеев и библиотек, взаимодействие с детскими и взрослыми организациями на фестивалях, конференциях, форумах, акциях. Это подборка интересного краеведческого материала, организация выставок экспедиционных находок, игры с элементами краеведения, конкурсы и викторины. Но самое главное - не упустить тот момент, когда ученик задал вопрос. В большинстве случаев именно с этого вопроса начинается исследовательская работа, начинается развитие исследовательских компетенций.
Публикация «Развитие исследовательских компетенций обучающихся при изучении краеведения, как фактор повышения качества образования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Мой край, мой город. Краеведение
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Вопрос ученика Тема исследовательской/ проектной работы
Почему так названы Курильские острова? Создание электронной карты топонимов «Курильские острова в названиях»
О! Здесь была железная дорога! А куда она вела? «Куда уходит железная дорога? История железной дороги Тоехара- Маока»
Что за древняя находка? Археологическая находка на побережье озера Буссе
Кому установлен памятник в нашем поселке? Бюст В. Е. Путятину в нашем поселке
Что можно вырастить в школьной теплице? «Опытническая работа в теплице
по выращиванию тюльпанов и клубники в зимнее время»
Интересно, сколько вреда от машин около школы? Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения в микрорайоне МАОУ СОШ №32 планировочного района Новоалександровск г. Южно-Сахалинска
Роль педагога на этом этапе совместной работы с обучающимися очень ответственная- обучить методам научного поиска, исторического исследования, развивать коммуникативные качества, навыки работы с научной литературой, оформления исследовательских проектов, обучать тактике диалога, предметного обсуждения и защиты своей работы во время публичных выступлений, развивать ораторские способности учащихся.
Когда моих ребят спрашивают: «Почему ты выбрал данную тему исследования?» Они отвечают, что вдохновил поход, экспедиция, урок, учитель. Много исследовательских работ так и начинаются:
«Летом 2020 года мы побывали в комплексной экспедиции на озере Айнское. Программу по краеведению, экологии провела учитель географии, руководитель эколого-краеведческой организации «Белый орлан» нашей школы Литвинцева Эмма Васильевна. С нами проведены интересные занятия, на которых представлено прошлое и настоящее озера Айнское, айнов. Рассказы подкрепились поверхностными археологическими находками. Это небольшие фрагменты керамической посуды с характерным орнаментом и тогда я задумался об истории озера. Приехав домой, я начал свой исследовательский путь». Максим Габитов, участник экспедиции.
Если педагог готов выйти в полевые условия со своими учениками, то тем для исследования прибавится во много раз. Не надо далеко отправляться. Удивительного для исследования много рядом со школой, домом. Надо только захотеть учителю отправиться в маршрут. Сколько лет вывожу ребят в радиальные маршруты, и всегда найдутся темы для изучения : «Первоцветы Сахалина», «Съедобные растения нашей местности», «Новоалександровский реликтовый лес», «Река Красносельская маленькая, а её роль в природе огромная», «История ОПХ «Тимирязевское», «Поверхностные находки времен Карафуто», «Многослойная история моего поселка». Планируя радиальный маршрут, договариваюсь и приглашаю компетентных специалистов, чтобы ребятам было вдвойне интересно в таких маршрутах. Это ботаники, историки, археологи, краеведы. Если ребята пишут исследовательские работы, то эти специалисты являются консультантами работ. После проведенного вместе время в маршруте, без стеснения ребята переписываются со специалистами, получая нужную информацию для исследования. Наше сотрудничество бывает взаимовыгодным. Наши экспедиционные находки интересуют музейщиков. 20 лет в школе пролежала находка с озера Буссе. В результате переписки с сотрудником Тымовского музея Горбуновым Сергеем Вячеславовичем, нам удалось разгадать загадку многих лет. «Предмет, фотографию, которого вы прислали в музей, представляет деталь составного рыболовного крючка из кости морского животного (нерпы, но самого крючка нет. Он привязывался к узкому концу. Такие изготавливали примерно в 10-12 веках нашей эры и чуть позднее
тогдашние жители Сахалина. Эта находка на древних поселениях Сахалина представляет интерес для археологов. Могу сделать вам предложение. Сейчас для Тымовского музея построено трёхэтажное здание, ведутся отделочные работы и потом мы будем делать новую экспозицию в новом здании. Я хочу сделать раздел экспозиции под названием "Древнее рыболовство Сахалина". Это будет едва ли не впервые в нашей области, хотя на островах давно должен быть создан Музей истории рыболовства (рыболовство - главная отрасль Сахалина). И тогда ваш крючок будет центральным экспонатом новой экспозиции, своеобразной жемчужиной музея. Конечно, к нему мы подберем недостающую деталь, т. е. сделаем полную реконструкцию древнего орудия. Подумайте и решите, что для вас более приемлемо. Главное, чтобы она не пропала для науки». Наш ответ после долгих раздумий был однозначным: «Находку передаем в Тымовский краеведческий музей!»
19 октября 2020 года Сергей Вячеславович Горбунов приезжал на встречу с нами. Мы организовали мероприятие для учащихся нашей школы и передали находку в Тымовский краеведческий музей.
Из переписки с С. В. Горбуновым. Вторник, 20 октября 2020, 22:30 + 11:00 от Sergey Gorbunov :
Дорогая Эмма Васильевна и Ваши замечательные ребята!
Бесконечно благодарен за тёплый приём, прекрасный незабываемый день
и чудесную весьма плодотворный маршрут. Работу об истории предмета читал как увлекательнейший роман.
Сегодня торжественно передал находку (крючок) со всей необходимой информацией главному хранителю Тымовского музея Валентине Васильевне Котенко. Она войдёт в основной фонд Тымовского музея и Федеральный Музейный Фонд Российской Федерации.
А наша деловая переписка с Горбуновым С. В. продолжается, но уже по другой теме исследовательской работы. Во время своего приезда, нам удалось выбраться в маршрут, чтобы посмотреть места древних стоянок на территории нашего поселка. Была осень. Вспаханные сельскохозяйственные поля выплеснули на поверхность осколки японской посуды. Мы до снега ходили еще за сборами этих исторических находок. И это новая страница в нашем исследовании родного края.
Самостоятельная работа над исследованиями и проектами приучает ученика мыслить системно, планировать свои действия и предвидеть результат, дает возможность применять полученные знания для создания нового, личностно значимого продукта. Таким продуктом может стать не только завершенная исследовательская работа, но и, например, интерактивная карта «Курильские острова в названиях», примеров которой нет, чатбот, разработанная экскурсия для краеведов, экологическая тропа для младших школьников. С этим продуктом авторы исследования участвуют в конференциях и конкурсах, приобретают опыт конкурсной борьбы, Такое участие воспитывает толерантность к любому проявлению жизни. Результаты исследовательских и проектных работ по краеведению были представлены на ученических конференциях школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровня, а так же участникам практического областного семинара для учителей географии, участникам курсов повышения квалификации ГБОУ «ИРОСО», участникам Дня науки, который проходил в областной научной библиотеке, участникам Южно- Сахалинского образовательного форума «Образование- энергия будущего» Представленные материалы получили общественно-профессиональное признание.
Таким образом, в соответствии с ФГОС, итогом проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты по краеведению, сколько интеллектуальное, личностное развитие обучающихся. Результатом будет являться и рост их компетенций в сфере исследования или проектирования, формирование умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно, вести деловую переписку, встречаться с творческими и талантливыми людьми, профессионалами своего дела и влюбленными в Сахалин, представлять результаты исследования, что, несомненно, выводит качество краеведческого образования на более высокий уровень.