Людмила Ранюк
Развитие интонационной стороны речи у дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать" : хорошо ли выспался, рад чему–либо, расстроен чем–то. Младенец с лёгкостью угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им.
Публикация «Развитие интонационной стороны речи у дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребёнка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребёнок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении.
К сожалению, современные дошкольники обладают достаточно слабым речевым словарём, а интонационная выразительность речи вообще им мало свойственна, поэтому работа над интонационной выразительность речи очень важна и начинать её надо как можно раньше.
Из истории.
Уже в Древней Греции описывали такие элементы звучащей речи, как мелодия, пауза, темп, ритм. Х. Блэр (1785) подчёркивает, что интонация помогает выразить мысли, эмоции с помощью постоянно меняющтхся тонов голоса, смысловых ударений, пауз.
В 17-19 веках интонация стала привлекать особое внимание специалистов по сценической речи (В. Л. Бродовский, Ф. Ж. Тальма, Н. Г. Городенский и др.). Особое внимание уделял интонации выдающийся специалист по теории и практике сценической речи К. С. Станиславский.
Интонация (от лат. «громко произношу») – это средство общения, которая дополняет и усиливает эмоционально-смысловое значение речи. Интонация является сложным конструктором, включающим в себя ряд акустических компонентов
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации. Интонацию называют зеркалом нашей эмоциональной жизни. Наша речь - это та же музыка, пение. Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем эффективнее воспринимается информация, сообщаемая детям. По интонации можно судить о самом человеке: о его темпераменте, уме, настроении.
А. С. Макаренко считал, что стал педагогом лишь тогда, когда научился говорить фразу «Иди сюда!» с 15-ю интонациями.
Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов. "Любое слово - пишет И. Андроников, - можно сказать по-разному».
Ну, например, слово "здравствуйте" можно сказать: ласково, застенчиво, ехидно, приветливо, сухо, равнодушно, высокомерно.
Интонация сочетает в себе несколько компонентов речи : мелодику, ударение, темп речи, ритм, паузу, тембр.
Наиболее значимые для детей дошкольного возраста с нарушением речи компоненты интонационной стороны речи следующие : мелодика речи, ударение, пауза, тон голоса.
Мелодика речи - это движение голоса по высоте, основной компонет интонации. Переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Повышение или понижение голоса, а при произнесении фразы придаёт речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. д.) и позволяет избавиться от монотонности.
Работа над мелодикой предусматривает следующее: объяснение детям, что человеческий голос может изменяться – «подниматься и спускаться с горки» или «лестницы». Эффективным является приём дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз.
Возрастные особенности голоса проходят несколько стадий. Для детского возраста характерна пронзительность, ограниченный диапазон по высоте звука голоса. Общая мелодичность речи : либо громкая, либо тихая.
При работе с младшими дошкольниками вводятся звукокомплексы по подражанию и самостоятельно с разной силой голоса. К ним можно отнести звукоподражания взрослых животных и их детёнышей. ( Мама курица говорит низко: ко-ко, а цыплята высоко: пи-пи-пи).
При работе со старшими дошкольниками применяются термины : «голос повышается», «голос понижается» и графическое изображение движений. Также в старшем возрасте проводится поэтапное знакомство со знаками мелодики речи (знаками препинания) :
1). повествовательной интонацией и со знаком «точка в конце предложения».
2). вопросительной интонацией, и со знаком «вопрос».
3). восклицательной интонацией, и со знаком «восклицательный».
Для закрепления темы, используется дидактическая игра «Диктант».Взрослый диктует текст сказки, а дети на столах выкладывают знаки препинания, соответствующие мелодике каждого предложения.
«Лиса и собаки»
Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес. Собаки её догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:
- Ушки, ушки, что вы делали?
- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.
- Ножки, ножки, что вы делали?
- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.
- Глазки, глазки, что вы делали?
- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.
- А ты, хвост, что делал?
- Я по пням, по кустам цеплялся.
- А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.
Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.
В конце проверяется правильность выполнения: 11точек, 1 восклицательный знак, 4 вопросительных знаков.
Ударение - это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова. (замедление, пауза, повышение тона).
Ударение - один из самых поздно формируемых, легко нарушаемых и плохо поддающихся коррекции элементов речи.
Станиславский называл ударение «душой и внутренней сущностью подтекста». Ударение может падать на любую часть речи, словосочетание (предложение).
Чтобы формировать какие-либо представления у детей, педагогам необходимо самим иметь достаточно чёткие представления об ударении.
И так, дошкольники. должны усвоить, что в слове всегда есть ударение. В слове только одно ударение. Ударение падает на один из слогов. Ударный слог мы выделяем в слове.
Навыки, которые должны сформироваться у дошкольника : разделить слова на слоги, определить количество слогов, произнести слово, выделяя ударный слог.
Для закрепления темы предлагается игра «Подними правильно руку».
• Поднять правую руку тем, в имени которых ударение в первой части слова. (Аня, Ева)
• Поднять левую руку тем, в имени которых ударение во второй части слова. (Анюта, Анфиса).
Дети друг у друга проверяют, правильно ли подняли руку и справедливо ли соотношение. Поднявших правую руку больше, чем левую.
Наша речь не сплошной поток и значение паузы в речи огромно! Во время неё человек вдыхает воздух, без которого он не может говорить, во время паузы отдыхает речевой аппарат. Чем чаще говорящий делает паузы, тем меньше он устаёт.
Пауза - временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют, и которая разрывает поток речи. Пауза - это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Даже наука такая есть — паузология. Первый паузолог США профессор О’Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разговоре на них уходит 40-50% времени.
Пауза даёт возможность подумать о том, что нужно сказать дальше, чётко сформулировать мысль. Кроме того, паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и выразительной.
Паузой можно по-разному разделить предложение на словосочетания. Например, «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». Умение правильно членить фразу на такты способствует понятности речи, её смысловой прозрачности.
Пауза употребляется также для передачи различных эмоциональных состояний говорящего. По длительности паузы различны: короткие, средние, длительные. Различают паузы логические, межсловесные, психологические, физиологические, ритмические.
Работа с детьми над паузой предусматривает: развитие речевого дыхания, формирование представления о паузе, формирование умения использовать паузы в отражённой речи, формирование умения самостоятельно использовать паузы в речи.
Работу над процессом паузы проще начинать на материале стихов, поскольку конец строки совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузы. Далее в качестве речевого материала используют небольшие диалоги, тексты. Дети должны научиться оформлять паузу в конце каждого предложения.
Для закрепления темы предлагается игра «Закончи пословицу». Передавая «волшебную палочку» договорить пословицу.
Педагог, обращаясь поочерёдно к каждому, говорит первую половину пословицы и передаёт «волшебную палочку». Тот, к кому перешла «волшебная палочка», должен пословицу закончить.
Любишь кататься - … (люби и саночки возить).
Без труда - … (не вынешь рыбку из пруда).
Один за всех - … (все за одного).
Делу время - … (потехе час).
Кончил дело -… (гуляй смело).
Тон голоса – это эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки : удивления, радости, грусть и т. д.
Формирование навыков восприятия тона голоса следует начинать со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и др. При этом в качестве наглядного материала можно использовать: пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выразительных лиц. В качестве речевого материала - тексты и фразы.
При знакомстве детей с ситуацией можно дать следующую инструкцию: "Сейчас я расскажу вам одну историю. А вы выберите пиктограмму, которая больше всего подходит к рассказу".
Интересным является упражнение «Чтение по ролям». Предложить детям прочитать любое стихотворение, как дряхлый старик, дошкольник, робот; злая ведьма.
Не менее интересное упражнение заключается в проговаривании фразы «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь» с изменением тона голоса. (радость, испуг, грусть и др.) Остальные по голосу определяют, какие чувства испытывает человек, отвечая на вопрос: «Кто боится прививки?» (трусливый, радостный, испуганный дошкольник и т. д.).
Таким образом, именно от систематичной и кропотливой работы педагога, требующей терпения и изобретательности, зависит то, овладеют ли дети яркой, эмоциональной речью, будут ли использовать в ней все средства выразительности.