МААМ-картинки

Развитие интонационной стороны речи у дошкольников с ТНР

Людмила Ранюк
Развитие интонационной стороны речи у дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать" : хорошо ли выспался, рад чему–либо, расстроен чем–то. Младенец с лёгкостью угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им.

Публикация «Развитие интонационной стороны речи у дошкольников с ТНР» размещена в разделах

Дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребёнка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребёнок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении.

К сожалению, современные дошкольники обладают достаточно слабым речевым словарём, а интонационная выразительность речи вообще им мало свойственна, поэтому работа над интонационной выразительность речи очень важна и начинать её надо как можно раньше.

Из истории.

Уже в Древней Греции описывали такие элементы звучащей речи, как мелодия, пауза, темп, ритм. Х. Блэр (1785) подчёркивает, что интонация помогает выразить мысли, эмоции с помощью постоянно меняющтхся тонов голоса, смысловых ударений, пауз.

В 17-19 веках интонация стала привлекать особое внимание специалистов по сценической речи (В. Л. Бродовский, Ф. Ж. Тальма, Н. Г. Городенский и др.). Особое внимание уделял интонации выдающийся специалист по теории и практике сценической речи К. С. Станиславский.

Интонация (от лат. «громко произношу») – это средство общения, которая дополняет и усиливает эмоционально-смысловое значение речи. Интонация является сложным конструктором, включающим в себя ряд акустических компонентов

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации. Интонацию называют зеркалом нашей эмоциональной жизни. Наша речь - это та же музыка, пение. Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем эффективнее воспринимается информация, сообщаемая детям. По интонации можно судить о самом человеке: о его темпераменте, уме, настроении.

А. С. Макаренко считал, что стал педагогом лишь тогда, когда научился говорить фразу «Иди сюда!» с 15-ю интонациями.

Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов. "Любое слово - пишет И. Андроников, - можно сказать по-разному».

Ну, например, слово "здравствуйте" можно сказать: ласково, застенчиво, ехидно, приветливо, сухо, равнодушно, высокомерно.

Интонация сочетает в себе несколько компонентов речи : мелодику, ударение, темп речи, ритм, паузу, тембр.

Наиболее значимые для детей дошкольного возраста с нарушением речи компоненты интонационной стороны речи следующие : мелодика речи, ударение, пауза, тон голоса.

Мелодика речи - это движение голоса по высоте, основной компонет интонации. Переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Повышение или понижение голоса, а при произнесении фразы придаёт речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. д.) и позволяет избавиться от монотонности.

Работа над мелодикой предусматривает следующее: объяснение детям, что человеческий голос может изменяться – «подниматься и спускаться с горки» или «лестницы». Эффективным является приём дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз.

Возрастные особенности голоса проходят несколько стадий. Для детского возраста характерна пронзительность, ограниченный диапазон по высоте звука голоса. Общая мелодичность речи : либо громкая, либо тихая.

При работе с младшими дошкольниками вводятся звукокомплексы по подражанию и самостоятельно с разной силой голоса. К ним можно отнести звукоподражания взрослых животных и их детёнышей. ( Мама курица говорит низко: ко-ко, а цыплята высоко: пи-пи-пи).

При работе со старшими дошкольниками применяются термины : «голос повышается», «голос понижается» и графическое изображение движений. Также в старшем возрасте проводится поэтапное знакомство со знаками мелодики речи (знаками препинания) :

1). повествовательной интонацией и со знаком «точка в конце предложения».

2). вопросительной интонацией, и со знаком «вопрос».

3). восклицательной интонацией, и со знаком «восклицательный».

Для закрепления темы, используется дидактическая игра «Диктант».Взрослый диктует текст сказки, а дети на столах выкладывают знаки препинания, соответствующие мелодике каждого предложения.

«Лиса и собаки»

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес. Собаки её догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

- Ушки, ушки, что вы делали?

- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

- Ножки, ножки, что вы делали?

- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

- Глазки, глазки, что вы делали?

- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

- А ты, хвост, что делал?

- Я по пням, по кустам цеплялся.

- А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

В конце проверяется правильность выполнения: 11точек, 1 восклицательный знак, 4 вопросительных знаков.

Ударение - это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова. (замедление, пауза, повышение тона).

Ударение - один из самых поздно формируемых, легко нарушаемых и плохо поддающихся коррекции элементов речи.

Станиславский называл ударение «душой и внутренней сущностью подтекста». Ударение может падать на любую часть речи, словосочетание (предложение).

Чтобы формировать какие-либо представления у детей, педагогам необходимо самим иметь достаточно чёткие представления об ударении.

И так, дошкольники. должны усвоить, что в слове всегда есть ударение. В слове только одно ударение. Ударение падает на один из слогов. Ударный слог мы выделяем в слове.

Навыки, которые должны сформироваться у дошкольника : разделить слова на слоги, определить количество слогов, произнести слово, выделяя ударный слог.

Для закрепления темы предлагается игра «Подними правильно руку».

• Поднять правую руку тем, в имени которых ударение в первой части слова. (Аня, Ева)

• Поднять левую руку тем, в имени которых ударение во второй части слова. (Анюта, Анфиса).

Дети друг у друга проверяют, правильно ли подняли руку и справедливо ли соотношение. Поднявших правую руку больше, чем левую.

Наша речь не сплошной поток и значение паузы в речи огромно! Во время неё человек вдыхает воздух, без которого он не может говорить, во время паузы отдыхает речевой аппарат. Чем чаще говорящий делает паузы, тем меньше он устаёт.

Пауза - временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют, и которая разрывает поток речи. Пауза - это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Даже наука такая есть — паузология. Первый паузолог США профессор О’Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разговоре на них уходит 40-50% времени.

Пауза даёт возможность подумать о том, что нужно сказать дальше, чётко сформулировать мысль. Кроме того, паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и выразительной.

Паузой можно по-разному разделить предложение на словосочетания. Например, «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». Умение правильно членить фразу на такты способствует понятности речи, её смысловой прозрачности.

Пауза употребляется также для передачи различных эмоциональных состояний говорящего. По длительности паузы различны: короткие, средние, длительные. Различают паузы логические, межсловесные, психологические, физиологические, ритмические.

Работа с детьми над паузой предусматривает: развитие речевого дыхания, формирование представления о паузе, формирование умения использовать паузы в отражённой речи, формирование умения самостоятельно использовать паузы в речи.

Работу над процессом паузы проще начинать на материале стихов, поскольку конец строки совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузы. Далее в качестве речевого материала используют небольшие диалоги, тексты. Дети должны научиться оформлять паузу в конце каждого предложения.

Для закрепления темы предлагается игра «Закончи пословицу». Передавая «волшебную палочку» договорить пословицу.

Педагог, обращаясь поочерёдно к каждому, говорит первую половину пословицы и передаёт «волшебную палочку». Тот, к кому перешла «волшебная палочка», должен пословицу закончить.

Любишь кататься - … (люби и саночки возить).

Без труда - … (не вынешь рыбку из пруда).

Один за всех - … (все за одного).

Делу время - … (потехе час).

Кончил дело -… (гуляй смело).

Тон голоса – это эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки : удивления, радости, грусть и т. д.

Формирование навыков восприятия тона голоса следует начинать со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и др. При этом в качестве наглядного материала можно использовать: пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выразительных лиц. В качестве речевого материала - тексты и фразы.

При знакомстве детей с ситуацией можно дать следующую инструкцию: "Сейчас я расскажу вам одну историю. А вы выберите пиктограмму, которая больше всего подходит к рассказу".

Интересным является упражнение «Чтение по ролям». Предложить детям прочитать любое стихотворение, как дряхлый старик, дошкольник, робот; злая ведьма.

Не менее интересное упражнение заключается в проговаривании фразы «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь» с изменением тона голоса. (радость, испуг, грусть и др.) Остальные по голосу определяют, какие чувства испытывает человек, отвечая на вопрос: «Кто боится прививки?» (трусливый, радостный, испуганный дошкольник и т. д.).

Таким образом, именно от систематичной и кропотливой работы педагога, требующей терпения и изобретательности, зависит то, овладеют ли дети яркой, эмоциональной речью, будут ли использовать в ней все средства выразительности.

Публикации по теме:

Обследование звуковой стороны речиОбследование звуковой стороны речи Обследование звуковой стороны речи детей (3-6л.)в нашем детском саду проводится сначала учебного года - в сентябре. Предлагаю ребёнку.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!»НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!» Цель: обобщить представления детей о ранней весне, повторить знания о приметах весны, весенних месяцах, обогащать речь определениями и глаголами,.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Автор публикации:
Развитие интонационной стороны речи у дошкольников с ТНР
Опубликовано: 1 апреля 2022 в 16:39
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интонационной стороны речи у дошкольников с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ранюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД