Ольга
Развитие интереса к культурным традициям русского народа у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной народной культуры сегодня очевидна. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, предания. Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.
Работая по данной теме, поставила перед собой следующие задачи:
Публикация «Развитие интереса к культурным традициям русского народа у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
• воссоздать среду русского быта, ориентированную на национальную культуру;
• развивать интерес к культурным традициям русского народа;
• учить детей эмоционально воспринимать образы в художественном слове, музыке, произведениях изобразительного искусства;
• привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским национальным традициям.
Для достижения поставленных целей по развитию интереса к культурным традициям были выбраны следующие направления работы:
• ознакомление с бытом и трудом русского народа;
• использование русского народного фольклора;
• приобщение детей к русской праздничной и традиционной культуре;
• ознакомление детей с народным искусством;
• ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.
Для этого в группе создали соответствующую развивающую среду (СЛАЙД, с помощью которой вводим детей в мир национального быта и уклада жизни. Создание «русской избы» помогает пробудить в душе ребенка любознательность, чувство прекрасного, позволяет им ощущать себя частью русского народа.
В оформлении группы использовали элементы русского декоративно - прикладного искусства. (СЛАЙД). Наши предки украшали наличники резными знаками- оберегами, чтобы в дом не вошла злая сила.
В группе проводятся выставки народных игрушек и произведений народно-прикладного творчества «Дымковская игрушка», «Чудо-хохлома», «Сувениры из бересты», «Деревянная игрушка» (СЛАЙД). Сопровождаем выставки рассказами об истории промысла. Имеется подбор разнообразной литературы и иллюстративного материала, таблицы с элементами народных росписей.
С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей (СЛАЙД). Традицию гостеприимства закрепляем на фольклорных праздниках и в повседневных играх.
Знакомим детей с предметами быта и домашней утварью (СЛАЙД, закрепляем назначение, объясняем традиционную сущность. Впоследствии, дети используют полученные знания в своих играх.
Знакомим детей с обрядом чаепития (СЛАЙД, организуя игры, по темам: «Семья», «Чаепитие», «Гостеприимство». Разучиваем с детьми пословицы и поговорки на «чайную» тему («Выпей чайку – забудешь тоску», «Самовар кипит – уходить не велит», «За чаем – не скучаем»).
В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка (СЛАЙД). Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. В группе изготовлена картотека русских народных игр, считалок.
Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому и на музыкальных занятиях и в повседневной игровой деятельности вводим детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов (СЛАЙД).
Издавна на Руси существовали традиции :
- водить хороводы (СЛАЙД);
- петь колыбельные песни (СЛАЙД).
Свои умение дети показывают на фольклорных праздниках (СЛАЙД) : «Осенины», «Масленица», «Веснянка». На таких мероприятиях используются пословицы, поговорки, загадки о труде, урожае, о доброте, гостеприимстве русского народа, традициях православия, проводятся народные подвижные игры.
По приобщению детей к традициям русского народа были проведены занятия: «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» (СЛАЙД, «Солнышко»(СЛАЙД, «Милости просим - гости дорогие», «К бабушке Варварушке в гости на оладушки»(СЛАЙД, «Посиделки»; разработан цикл занятий по ознакомлению и изготовлению куклы – оберега (СЛАЙД).
Ведется тесная работа с Кильдинской городской библиотекой (СЛАЙД). Дети посещали выставки в библиотеке: «Тряпичные барышни», «Забытая старина». Сотрудниками библиотеки был показан кукольный спектакль по мотивам русских народных сказок.
Активно ведется работа с родителями, которые оказывают помощь в создании предметно-развивающей среды, в организации фольклорных праздников, участвуют в районных конкурсах поделок «В гостях у сказки», «Пасхальная радость», «Новогодний серпантин» (СЛАЙД). Многие семьи были награждены почетными дипломами.
Проводились родительские собрания: «Место традиций в современном семейном укладе», ««Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться», анкетирование на знание семейных традиций. В родительском уголке подобран информационный материал о новогодних семейных традициях, о важности духовно-нравственного воспитания. Родители имеют возможность познакомиться с работой педагогов, посетить открытые занятия, праздники.
Так, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми.