Будаева Дари
Развитие интереса детей к художественному творчеству через аппликацию с использованием необычных материалов
▼ Скачать
Развитие интереса детей к художественному творчеству
через аппликацию с использованием необычных материалов»
Творческое начало рождает в ребенке фантазию, воображение.
Творчество основано на желании сделать что-то новое, что до тебя еще никем не было сделано, или что до тебя существовало, сделать по-новому, лучше, по-своему. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление идти вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Публикация «Развитие интереса детей к художественному творчеству через аппликацию с использованием необычных материалов» размещена в разделах
«Игра. Творчество. Жизнь.» Терский В. Н.
Актуальность. Стремительное изменение современного мира призывает дошкольное образование не только соответствовать приоритетам времени, но и опережать требования сегодняшнего дня. Содержание образования, усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, на смену традиционным методам приходят методы обучения и воспитания, направленные на активацию познавательного развития ребенка.
Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда»
Новые приоритеты в соответствии с ФГОС в дошкольном образовании диктуют необходимость развития (формирования) творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Цель: повысить интерес детей старшего дошкольного возраста к аппликации, путем использования необычных материалов для аппликации.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
проанализировать методические подходы по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
создать предметно-развивающую среду для развития интереса к художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
воспитывать самостоятельность, аккуратность и бережное отношение к результатам своего труда и труда своих товарищей.
Основные направления работы:
- создание в группе кружка «Очумелые ручки»
- развитие у детей интереса к творчеству
- привлечение родителей к совместной работе с детьми
Роль педагога в процессе кружковой работ.
Сам же педагог выступает в роли организатора, участника и художника творческого процесса.
«Организатор» ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные способы и средства их разрешения, оценивать правильность действий. Какими бы демократичными не были здесь формы общения, в этом случае взрослый находится как бы «над» ребенком.
«Участник», включенный в общую деятельность с детьми, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми без жестких оценок – «правильно-неправильно», «хорошо-плохо» и т. п.
«Художник» создает развивающую среду, предметный мир ребенка, когда взрослый непосредственно включен в детскую деятельность, но в то же время предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно.
Каждая из этих ролей имеет самостоятельное значение для эффективного решения задач развития и воспитания, не вытесняет другими и имеет свое место в педагогическом процессе. Мастерство педагога связано с овладением каждой из указанных ролей.
Для развития психики ребенка следует учитывать построение взаимоотношений с окружающими: детьми и взрослыми. На этом этапе важно содействовать психологическому росту и развитию ребенка, обучать его положительному отношению к себе и принятию других людей, адекватному поведению и сотрудничеству в среде сверстников и взрослых. Родители не заменяют воспитателя, а работают совместно с ним. Воспитатель в процессе занятий стремится объединить членов одной семьи в совместной творческой деятельности.
Для выявления творческих способностей детей старшего дошкольного возраста использовала тест Э. П. Торренса
Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В экспериментальной группе, дети – которые занимаются в кружке «Очумелые ручки».
В контрольной группе, дети – которые посещают старшую группу, не занимающиеся в кружке.
Количество детей в экспериментальной группе – 10. Количество в контрольной группе 10.
Уровень творчества
Низкий уровень - ребенок владеет изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими недостаточно активно, творчества не проявляет.
Средний уровень – ребенок проявляет самостоятельность и творчество в рисунке, отсутствует необычное сочетание разных жанров и видов искусства в одном рисунке.
Высокий уровень – ребенок проявляет собственную инициативу, фантазию, творчество в рисунке при изображении предмета и сюжета, дополняет их деталями, создает оригинальные композиции.
В начале эксперимента дети экспериментальной и контрольной группы владели навыками и умениями изобразительного творчества, но не проявляли активности и самостоятельности. Не было творческого интереса.
Результат диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в начале кружковой работы
При проведении диагностики выявлены: что дети экспериментальной группы проявляли больше интереса и самостоятельности в творческой деятельности, чем дети контрольной группы.
Из 10-ти детей экспериментальной группы справились с заданием только 2 ребенка, они проявили творческую способность, собственную инициативу и фантазию, дополняли деталями и создавали оригинальные композиции. Средний уровень имеют – 6 детей, они справились с заданием, выполняли задания самостоятельно, но не проявляли никакого интереса и творчества. Низкий уровень имеют – 2 ребенка, они владеют изобразительными навыками и умениями, но пользуются ими недостаточно активно, творчества не проявляют.
В контрольной группе высокого уровня развития творческих способностей никто не показал, средний уровень развития творческих способностей имеют 7 детей, низкий уровень – 3 ребенка.
Перспективно-тематическое планирование кружка
Дата Тема занятий Материалы
Октябрь Работа с родителями по сбору материала для нетрадиционной аппликации
«Тыква» из шелухи от лука Шаблоны тыквы, клей пва, кисть для нанесения клея, шелуха от лука
«Лесной ежик» из семечек Шаблоны ежа, пластилин, семечки
«Шубка для овечки» из ваты Шаблоны овечек, клей пва, кисть для нанесения клея, вата
«Панда» из пластилина Пластилин (белого, черного и розовых цветов, цветной картон, стека, дощечки для пластилина
Ноябрь Работа с родителями
Покраска манной крупы и риса
«Зимняя шапка»из ниток Шаблон шапок, клей пва, кисть для нанесения клея, нитки разных цветов
«Мебель для куклы Маши» из манной крупы Шаблоны мебели, клей пва, кисть для нанесения клея, манная крупа
«Яблочко» из салфеток Шаблон яблок, салфетки, клей пва, кисть для нанесения клея, пластилин
«Дом» пластилинография Шаблоны дома, пластилины разного цвета, стека, дощечки для лепки
«Волшебное зеркало Снежной Королевы» из фольги Шаблоны волшебного зеркала, клей карандаш, фольга пищевая
Декабрь Работа с родителями мастер-класс «Принцессы Диснея» из пряжи Картинки принцесс Диснея, клей, пряжа разных цветов
«Снежное утро в лесу» Рисунок зимнего леса, клей пва, кисть для нанесения клея
«Снеговик» из ваты Клей, вата, цветная бумага, пластилин
«В голове моей опилки» из опилок и заварки Шаблоны Винни-Пуха, клей пва, кисть для нанесения клея, опилки, заварка, окрашенная манная крупа
«Елочка» из ватных дисков Образец готовой елочки, клей, зеленные ватные диски
Январь «Снежинки» Образец снежинки, клей, макароны, гуашь белого цвета,
«Узоры на стекле» Шаблон окошка, карандаш голубого цвета, клей пва, кисть для нанесения клея, соль
«Ежик» из пряжи Шаблон ежика, клей пва, кисть для нанесения клея, пряжа коричневого цвета
«Платье для Маши» из ткани Бумажная кукла Маша, шаблон платья, лоскутки ткани, клей, ножницы
Февраль «Снегири» Пластилинография Шаблон снегирей, пластилины, стека, дощечки для лепки
«Цветы» из ватных дисков Образец, ватные диски, ватные палочки, клей
«Чорон» Шаблон чорона, клей, крупы
«Рубашка с галстуком» Оригами Цветная бумага, ножницы, клей
Март «Открытка для мамочки» Ватные диски, цветная бумага, клей
«Цыпленок» из ватных дисков Образец, желтые ватные диски, клей
«Бабочка» из пуговиц Шаблон бабочки, пуговицы, пластин
«Моя любимая игрушка»
(материал для аппликации по выбору ребенка) Клей пва, кисть для нанесения клея, разные материалы (крупы, пластилины, скорлупы)
Апрель «Страус» из ладошек Образец, простой карандаш, цветная бумага, клей
«Загадочный космос» смешанная аппликация Шаблон космоса, пуговицы, пластилин, помпоны, клей
«Золотая рыбка» из пайеток Шаблон золотой рыбки, клей, пайетки желтого цвета
«Добрый Доктор Айболит» Вата, клей
Май «Вечный огонь»
из гофрированной бумаги и фольги Шаблон «вечного огня», клей гофрированная бумага, фольга
«Букет» из разных материалов Образец, ветка, салфетки розового цвета, клей, пластилин
«Правила дорожного движения» Разные материалы (пластилин, цветная бумага, клей, пуговицы и т. Д.)
Аппликация по выбору детей Материалы по выбору детей
После проведения кружковой работы дети экспериментальной группы стали проявлять активный интерес к творческой деятельности. Их увлекали необычные материалы к аппликациям, совсем непохожие на обычные НОД.
Дети, занимающиеся в контрольной группе, также стали активно проявлять интерес к творческой деятельности, и просили дать им материалы для аппликации, радовались достигнутым успехам.
Заключение.
Использование необычных материалов способствовало повышению интереса и творческой активности. Дети с желанием и интересом посещают кружок «Очумелые ручки».
Дети стали экспериментировать с художественными материалами, они самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, доводят начатое до конца.
Калейдоскоп детских работ.