Амалия Аветисян
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации STEAM-подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Основой поисковой, исследовательской деятельности являются:
Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение
ситуации (или отношения к ней).
Исследовательская активность – это стремление, желание исследовать,
открывать, изучать – значит делать шаг в неизведанное.
Исследовательская деятельность – это огромная возможность для
детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное
самовыражаться. С помощью поисково-исследовательской деятельности
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации STEAM-подхода» размещена в разделах
можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям,
приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности,
развитию восприятия, мышления, а главное формировать умения размышлять,
рассуждать и анализировать.
Поисковая деятельность - форма активности, направленная на поиск
объективной информации об устройстве окружающего мира путём активно-
преобразующих поисковых действий с его объектами; и предполагающую
высокую степень самостоятельности детей в решении задач поискового
характера.
Интеллектуальные умения, формируемые в поисковой деятельности:
умение выделять признаки, компоненты объекта познания
(существенные, несущественные)
умение устанавливать истинность, правильность утверждения;
умение восполнять недостающую информацию;
умение определять последовательность событий, действий, процессов;
умение определять причины и последствия событий, действий,
процессов;
умение осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения и
классификации объектов и осуществлять группировку, классификацию
по различным основаниям; – умение выделять основную мысль, идею
текста;
умение делать умозаключение из нескольких суждений.
По мнению В. В. Щетининой, освоение поисковой деятельностью
определяется степенью овладения ребенком следующими поисковыми
действиями:
практического характера в связи с производимыми изменениями в
объекте познания с целью получения новой информации о нем (разрывать,
разрезать, мять, опускать в воду, поджигать, сгибать и др.);
мыслительного характера в связи с осмыслением как получаемой
информации (сравнивать, сопоставлять, обобщать и др., так и самой
поисковой деятельности (предвосхищать результаты деятельности,
определять проблему, высказывать гипотезы, предположения о путях решения
проблемы, определять действия по их реализации и др.)
Особенность поисковой деятельности – неопределенность и
неустойчивость образа цели, которая в ходе поиска уточняется и проясняется.
Дети учатся ставить цели, придумывать разные способы решения
возникающих проблем, адекватно оценивать результаты своих действий.
Н. Н. Поддъяков, изучая экспериментирование, определил, что при
решении поисковых задач ребенок осуществляет пробующие действия,
которые выступают как способ обследования предмета, способ анализа
ситуации и могут не иметь непосредственного практического эффекта.
Пробы и ошибки являются особенностями поисковой деятельности. Они
– результат поиска новых способов преобразования объекта для достижения
новых целей путем опробования старых способов, их комбинирования,
перестройки. У ребенка, в связи с этим образуются обобщенные умения
опробовать новые объекты, что направлено на выявление их скрытых свойств
и сторон. Ребенок начинает произвольно преобразовывать объект в том или
ином направлении, и в зависимости от характера этих преобразований, перед
ним раскрываются соответствующие стороны и свойства объекта. Ребенок
может многократно осуществлять преобразование предмета, что позволяет
детально проследить последовательность наступающих изменений. Эти
изменения, будучи восприняты и осмыслены ребенком, позволяют ему
выделить скрытые свойства и связи объекта.
Поисковая деятельность детей разного возраста может
характеризоваться разными уровнями развития, а конкретный характер
поиска, осуществляемый ребенком, зависит от объективной сложности
стоящих перед ним задач. Структура практических действий детей
соответствует содержанию ее цели.
Дошкольники реализуют такие виды смысловой направленности
практических действий:
– операциональная – «действия ради действия»;
– объективная (объектная) – на внешние особенности предметной
ситуации;
– результативная обеспечивает взаимосвязь объективной и
операциональной ориентации ребенка в проблемно ситуации, придает
поисковой деятельности целостность и адекватность;
– познавательная – характерна максимальная ориентировка ребенка в
ситуации;
– направленность на личность взрослого – важна оценка, а не результат.
Становление поисковой деятельности
Первый этап-проявление любопытства. Ребенок – дошкольник в
процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои
психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет
впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития.
Отличительной особенностью второго этапа является восприятия
окружающего мира у дошкольников резкое увеличение его
осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый
окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты.
Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает
толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению
поисковой деятельности.
Основное значение третьего этапа в познании дошкольником
окружающего мира в процессе активно развивающего наглядно-
образного мышления. Они дают ребенку возможность усваивать
обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь
образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники
могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и
отношения вещей. Если ребенок действительно заинтересован в данном
объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем
и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности.
Отсюда начинают закладываться основы логического мышления. Овладевая
поисковой деятельностью, ребенок усваивает, вырабатывает свои правила
поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что
приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности.
Четвертый этап характеризуется получением удовлетворения от
исследовательской деятельности. У ребенка формируется механизм
вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей
деятельности. Именно в этот период главное противоречие в деятельности
ребенка состоит в том, чтобы оторваться от ситуации, от старого стереотипа
выполнения действия и учесть новые условия решения исследовательской
деятельности: у ребенка развивается способность к обобщению явлений
окружающей действительности и способность к преодолению трудностей.
Пятый этап освоения поисковой деятельности характеризуется тем,
что доминирующим мотивом деятельности выступает познавательный, а не
практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен
процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив
деятельности ребенка слиты и выступают как направленность сознания и
мышления на предмет или объект. Именно на этом этапе ребенок осмысленно
принимает познавательную задачу.