Папки-передвижки

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации STEAM-подхода

Амалия Аветисян
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации STEAM-подхода
▼ Скачать + Заказать документы

Основой поисковой, исследовательской деятельности являются:

Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение

ситуации (или отношения к ней).

Исследовательская активность – это стремление, желание исследовать,

открывать, изучать – значит делать шаг в неизведанное.

Исследовательская деятельность – это огромная возможность для

детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное

самовыражаться. С помощью поисково-исследовательской деятельности

Публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации STEAM-подхода» размещена в разделах

можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям,

приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности,

развитию восприятия, мышления, а главное формировать умения размышлять,

рассуждать и анализировать.

Поисковая деятельность - форма активности, направленная на поиск

объективной информации об устройстве окружающего мира путём активно-

преобразующих поисковых действий с его объектами; и предполагающую

высокую степень самостоятельности детей в решении задач поискового

характера.

Интеллектуальные умения, формируемые в поисковой деятельности:

умение выделять признаки, компоненты объекта познания

(существенные, несущественные)

умение устанавливать истинность, правильность утверждения;

умение восполнять недостающую информацию;

умение определять последовательность событий, действий, процессов;

умение определять причины и последствия событий, действий,

процессов;

умение осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения и

классификации объектов и осуществлять группировку, классификацию

по различным основаниям; – умение выделять основную мысль, идею

текста;

умение делать умозаключение из нескольких суждений.

По мнению В. В. Щетининой, освоение поисковой деятельностью

определяется степенью овладения ребенком следующими поисковыми

действиями:

практического характера в связи с производимыми изменениями в

объекте познания с целью получения новой информации о нем (разрывать,

разрезать, мять, опускать в воду, поджигать, сгибать и др.);

мыслительного характера в связи с осмыслением как получаемой

информации (сравнивать, сопоставлять, обобщать и др., так и самой

поисковой деятельности (предвосхищать результаты деятельности,

определять проблему, высказывать гипотезы, предположения о путях решения

проблемы, определять действия по их реализации и др.)

Особенность поисковой деятельности – неопределенность и

неустойчивость образа цели, которая в ходе поиска уточняется и проясняется.

Дети учатся ставить цели, придумывать разные способы решения

возникающих проблем, адекватно оценивать результаты своих действий.

Н. Н. Поддъяков, изучая экспериментирование, определил, что при

решении поисковых задач ребенок осуществляет пробующие действия,

которые выступают как способ обследования предмета, способ анализа

ситуации и могут не иметь непосредственного практического эффекта.

Пробы и ошибки являются особенностями поисковой деятельности. Они

– результат поиска новых способов преобразования объекта для достижения

новых целей путем опробования старых способов, их комбинирования,

перестройки. У ребенка, в связи с этим образуются обобщенные умения

опробовать новые объекты, что направлено на выявление их скрытых свойств

и сторон. Ребенок начинает произвольно преобразовывать объект в том или

ином направлении, и в зависимости от характера этих преобразований, перед

ним раскрываются соответствующие стороны и свойства объекта. Ребенок

может многократно осуществлять преобразование предмета, что позволяет

детально проследить последовательность наступающих изменений. Эти

изменения, будучи восприняты и осмыслены ребенком, позволяют ему

выделить скрытые свойства и связи объекта.

Поисковая деятельность детей разного возраста может

характеризоваться разными уровнями развития, а конкретный характер

поиска, осуществляемый ребенком, зависит от объективной сложности

стоящих перед ним задач. Структура практических действий детей

соответствует содержанию ее цели.

Дошкольники реализуют такие виды смысловой направленности

практических действий:

– операциональная – «действия ради действия»;

– объективная (объектная) – на внешние особенности предметной

ситуации;

– результативная обеспечивает взаимосвязь объективной и

операциональной ориентации ребенка в проблемно ситуации, придает

поисковой деятельности целостность и адекватность;

– познавательная – характерна максимальная ориентировка ребенка в

ситуации;

– направленность на личность взрослого – важна оценка, а не результат.

Становление поисковой деятельности

Первый этап-проявление любопытства. Ребенок – дошкольник в

процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои

психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет

впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития.

Отличительной особенностью второго этапа является восприятия

окружающего мира у дошкольников резкое увеличение его

осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый

окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты.

Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает

толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению

поисковой деятельности.

Основное значение третьего этапа в познании дошкольником

окружающего мира в процессе активно развивающего наглядно-

образного мышления. Они дают ребенку возможность усваивать

обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь

образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники

могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и

отношения вещей. Если ребенок действительно заинтересован в данном

объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем

и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности.

Отсюда начинают закладываться основы логического мышления. Овладевая

поисковой деятельностью, ребенок усваивает, вырабатывает свои правила

поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что

приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности.

Четвертый этап характеризуется получением удовлетворения от

исследовательской деятельности. У ребенка формируется механизм

вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей

деятельности. Именно в этот период главное противоречие в деятельности

ребенка состоит в том, чтобы оторваться от ситуации, от старого стереотипа

выполнения действия и учесть новые условия решения исследовательской

деятельности: у ребенка развивается способность к обобщению явлений

окружающей действительности и способность к преодолению трудностей.

Пятый этап освоения поисковой деятельности характеризуется тем,

что доминирующим мотивом деятельности выступает познавательный, а не

практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен

процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив

деятельности ребенка слиты и выступают как направленность сознания и

мышления на предмет или объект. Именно на этом этапе ребенок осмысленно

принимает познавательную задачу.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень. В современном мире информация быстро устаревает, и этот.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания «Каждое дитя до известной степени гений» А. Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно,.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации STEAM-подхода
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 12:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации STEAM-подхода» (включая файлы) размещена пользователем Амалия Аветисян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД