Ольга Чвыр
Развитие инициативы у дошкольников в игровой деятельности
Развитие инициативы у дошкольников в игровой деятельности
Инициатива – это первый шаг в каком-либо деле, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, руководящая роль в каких- либо действиях (энциклопедия).
Инициативность определяется, как характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению (справочник по психологии).
Публикация «Развитие инициативы у дошкольников в игровой деятельности» размещена в разделах
Инициативность - качество ребёнка, его усилия направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей (педагогическая литература).
Виды детской инициативы
Творческая – включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка.
Созидательная - включенность в разные виды продуктивной деятельности (рисование, лепку, конструирование и др.).
Коммуникативная - включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками.
Познавательная – включенность в экспериментирование, познавательно-исследовательскую деятельность.
Уровни творческой инициативы
1-й уровень: Ребёнок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий; активно использует предметы-заместители; многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие с незначительными изменениями.
2-й уровень: Имеет первоначальный замысел; активно ищет или изменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому, от одной роли к другой, не заботясь об их связности.
3-й уровень: Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует, связывает в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет.
Чем выше уровень развития творческой
инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность.
ХаХарактеристика инициативной личностирактеристика
1. произвольность поведения;
2. самостоятельность;
3. развитая эмоционально-волевая сфера;
4. познавательная активность;
5. стремление к самореализации;
6. общительность;
7. творческий подход к деятельности;
8. инициатива в различных видах деятельности.
Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения.
В детском возрасте развитие инициативы связано с любознательностью,
пытливостью ума, изобретательностью.
Для поддержки детской инициативы используются различные методы
1. Метод комплексного руководства игрой дошкольников,
который включает следующие компоненты:
• планомерное обогащение жизненного опыта;
• совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
• общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на отражение в игре новых сторон жизни.
2. Метод проблемных ситуаций.
Такой метод является особенно эффективным, так как способствует развитию мыслительных процессов, познавательной активности во время игры.
Проблемные ситуации создаются путем изменения и усложнения игрового материала, а также при общении педагога с детьми. Педагог стремится вызвать у детей эмоциональную заинтересованность игровой задачей, желание подумать, как ее решить.
Если игровые проблемные ситуации постепенно усложняются в разных направлениях, то игра всегда интересна детям. Они с удовольствием решают игровые задачи, проявляя максимум самостоятельности, познавательной активности и инициативы.
Условия развития инициативы
1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации.
2. Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные и возрастные особенности и интересы детей.
3. Демократический стиль общения воспитателей с детьми.
4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
5. Взаимодействие с семьёй. Родители знают, что происходит в жизни ребенка: чем он занимается, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.
Таким образом, при планировании раздела «Поддержка детской инициативы» воспитатель должен не только продумать пособия, игры и др. материал, но и игровые, проблемные или практические ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности, поощряющие детскую инициативу.