Получи документы

Развитие инициативности у старших дошкольников в условиях детского сада

Елена Васильевна Алексеева
Развитие инициативности у старших дошкольников в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

В современному обществу необходимы активные, инициативные и предприимчивые люди. Но что подразумевается под инициативностью, как ее развивать и с какого возраста? В словарях инициативность трактуется как готовность сделать первый шаг, по собственному желанию приступить к какому-либо делу, способность к предприимчивости. Инициативность – интегративное качество личности, которое является важной характеристикой воли. По мнению психологов, у детей среднего дошкольного возраста происходит самоутверждение, поэтому инициативность проявляется в том, чтобы сделать что-то по-своему, зачастую вопреки требованиям взрослых. У старших дошкольников инициативность уже проявляется в том, чтобы сделать что-то лучше, качественнее, для общего блага, в соответствии с требованиями взрослых. Но это при условии, что дети чувствуют поддержку, похвалу, находятся при этом в ситуации успеха. В этом возрасте дети начинают соотносить свои интересы с интересами и желаниями окружающих людей. Для детей становится важным признание их значимости. Они стараются быть во всем лучшими, первыми. Дети испытывают потребность в одобрении со стороны взрослых и сверстников. Следовательно, старший дошкольный возраст можно считать сензитивным для развития инициативности.

Наиболее эффективными для развития инициативности у старших дошкольников, по нашему мнению, являются:

- метод проектной деятельности;

- игровая деятельность;

- групповой сбор.

Основной особенностью проектной деятельности является то, что она всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Чтобы ее решить, участники деятельности должны быть в этом заинтересованы, мотивированы. Ведь для решения той или иной проблемы практически всегда требуется провести некоторые исследования, взаимодействовать с другими людьми. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей. Кроме того, у проектов есть конечный продукт, который имеет своего адресата. Следовательно, проектная деятельность имеет социальную окраску. Данный вид деятельности осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. Инициативность может проявляться по-разному: ребенок высказывает оригинальную идею или поддерживает и видоизменяет идею своего сверстника. Старшим дошкольникам доступно то и другое. Но всегда есть пассивные дети, которые не имеют положительного социального опыта проявлять инициативы. Поэтому даже если ребенок только повторяет идею сверстника с незначительными изменениями, нужно поддержать его, так как иногда важен сам факт высказывания. Игровая деятельность также способствует развитию инициативности старших дошкольников. Среди разнообразия игр, на наш взгляд, больше всего дети проявляют инициативу в играх с правилами, сюжетно-ролевых играх. Игры с правилами помогают овладеть своим поведением, развивают умение контролировать себя и других во время игры. Инициативные дети зачастую меняют правила, придумывают свои. Можно предложить детям придумать и игры. Старшие дошкольники уже умеют распределять роли, следовать им в процессе игры, договариваться, подбирать необходимый материал, играть и взаимодействовать самостоятельно. Поэтому для развития инициативности лучше, если это будет спонтанная игра, которая возникает по инициативе самих детей и носит характер свободной импровизации. Создав в группе соответствующую предметно-пространственную среду, педагог может находиться в роли наблюдателя, только по необходимости включаясь в игру, чтобы обогатить содержание или помочь развернуть сюжет. Также необходимо предоставлять возможность детям самим разрешать возникающие в игре конфликты. Создание условий для развития инициативности заложено и в технологии группового сбора. Групповой сбор – это форма организации детей. Групповой сбор предназначен для конструктивного общения детей и взрослых, развития способностей выбрать, планировать собственную деятельность, договариваться о совместной деятельности с другими, предлагать и аргументировать свои идеи, высказывать суждения, выслушивать мнения других, распределять обязанности и роли. Он мотивирует детей к инициативной, самостоятельной, активной деятельности. Инициатива детей может проявляться в выборе темы, содержания, материалов, форм и способов действий. Кроме того, каждый ребенок сам решает: принимать ему участие в групповом сборе или нет, а также определяет степень своего участия. Перед началом работы по новой теме проводится детский совет с заполнением «информационного поля», так как идеи, высказанные детьми, необходимо куда-то записывать. Для этого используется большой лист бумаги и фломастеры разных цветов. Все записи делаются печатными буквами, в неизмененном виде, с фиксацией имени автора высказывания. При этом сразу определяются с цветом: например, детские идеи записывают зеленым цветом, а взрослые – синим. Оформить все это можно в виде модели трех вопросов (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать) и «паутинки» (общий план на несколько дней). Утренний сбор проводится ежедневно. Он задает эмоциональный настрой на познавательную деятельность. Здесь же дети решают, каким видом деятельности они будут сегодня заниматься. Для этого все пространство группы делится на центры активности с соответствующим наполнением по теме. Их количество зависит от возраста и интересов детей. Педагог «презентует» центры активности, а дети осуществляют свой выбор по интересам. После работы в центрах дети собираются в круг (на итоговый сбор) для обсуждения и анализа деятельности (подведение итогов): кто, чем занимался, что было интересно, какие использовали материалы и почему, что было трудно, и как удалось с этим справиться и т. д. При этом не педагог дает оценку действий детей, а каждый ребенок сам сопоставляет свой результат с целью: что хотел сделать – что получилось. Таким образом, данная технология позволяет детям быть равноправными участниками образовательного процесса. Они влияют на выбор темы, устанавливают последовательность действий, реализуют свои интересы, потребности в познании, общении, игре, выбирают вид деятельности. Пробудить детскую инициативу нетрудно, так как дети по своей природе очень любознательны, обладают эмоциональной чуткостью, подражательностью, испытывают большой интерес к жизни и деятельности взрослых. Но вопрос о детской инициативе тесно связан с социально-коммуникативными навыками. Ведь для того, чтобы детская инициатива была адекватной, она должна вписываться в контекст той культуры, которая поддерживается взрослыми, и в которой живет ребенок. Предложенные методы и технологии направлены на выявление и поддержку социально адекватной формы проявления детской инициативы.

Публикации по теме:

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Фотоотчёт о проведении турнира по шашкам среди старших дошкольников детского садаФотоотчёт о проведении турнира по шашкам среди старших дошкольников детского сада В конце марта в нашем детском саду прошёл турнир по шашкам среди воспитанников старших и подготовительных групп. Предлагаю вашему вниманию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие инициативности у старших дошкольников в условиях детского сада
Опубликовано: 9 января 2025 в 12:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие инициативности у старших дошкольников в условиях детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Елена Васильевна Алексеева (УИ 1838043) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД