Купцова Анна Леонидовна
Развитие и воспитание детей 3-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие и воспитание детей 3-го года жизни
Развитие и воспитание детей 3-го года жизни. Этот возраст является переходным раннего дошкольного возраста детства. Днём дети спят 1 раз 2-2,5 часа. Значительно увеличивается длительность прогулки. Развитие детей на 3 году жизни определяется тем, что они приобрели ранее, а также новыми задачами и условиями воспитания. К 3 годам восприятие малыша становится все более тонким и точным. Он хорошо дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, узнает знакомые мелодии, различает ритм музыки, получает первые числовые представления (много, мало, хорошо разбирается в понятиях далеко и близко, отличает предметы по цвету, величине, отдельным их внешним признакам. Может различать предметы на ощупь, не глядя. Нарастают объем и качественная характеристика памяти. Ребенок помнит не только то, что было накануне, но и события, происшедшие несколько месяцев назад. Быстро развивается фразовая речь, а с нею и мышление. (При построении новых фраз иногда возникают забавные грамматические курьезы, которые обычно долго сохраняются в памяти родителей) Развитие предметной деятельности детей раннего возраста. Ведущей деятельностью раннего возраста является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики ребенка. Интерес ребенка переносится в область овладения новыми действиями с предметами. Взрослый является наставником, помощником. Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. (Например, ребенок может долго открывать шкаф, но не знать, для чего он служит). Взрослый должен рассказывать ребенку, для чего служит тот или иной предмет.
Публикация «Развитие и воспитание детей 3-го года жизни» размещена в разделах
Связь действия с предметом проходит 3 фазы развития :
1. Ребенок выполняет с предметом любые известные ему действия. Этап знакомства с
предметом.
2. Предмет употребляется только по прямому назначению.
3. Свободное употребление предметов. Ребенок точно знает основную функцию предмета.
Наибольшее значение для психического развития имеет соотносящие и орудийные действия.
Соотносящие действия.
Цель: приведение 2-х или нескольких предметов в определенное пространственно-временное расположение. (Например, пирамидки, коробочки).
Три варианта особенностей обучения таким действиям:
1. Взрослый даёт образец сбора и разбора пирамидки. Ребенок запоминает место, куда
попадает кольцо.
2. Взрослый говорит: «Смотри, как неровно». Ребенок действует методом проб и ошибок.
3. Взрослый обучает предварительно примеривать кольца. Ребенок подбирает кольца, примеривая сначала прямым путём, а затем на глаз.
Значение соотносящих действий: Они требуют ориентировки в свойствах предмета.
Орудийные действия.
Это действия, в которых один предмет употребляется для воздействия на
другие предметы. (Есть ложкой, набирать совком песок в ведёрко).
Значение орудийных действий:
• Усваивая способ использования орудия, ребенок усваивает материальную культуру общества.
• Ребенок учится видеть и предвидеть результат своих действий.
• Активно развивается интеллект.
• Внутри орудийной деятельности зарождаются новые виды деятельности. (Игровая деятельность, изобразительная деятельность).
В развитии предметной деятельности нужно учитывать:
1. Ребенок овладевает предметной деятельностью только с помощью взрослого, так как
назначение и способы действий с предметами скрыты в предметах.
2. Ребенок усваивает постоянную функцию предметов, поэтому учить нужно сразу правильно.
3. С освоением предметной деятельности нужно объяснять правила пользования тем или иным предметом.
4. Показать полифункциональное значение предметов. Овладение новыми видами деятельности в раннем возрасте. Игра, изобразительная деятельность.
Предпосылки развития игровой деятельности в раннем возрасте:
• Ребенок переносит действие с одного предмета на другой. (Укачивает и мишку, и куклу).
• Создание игровой ситуации.
• Использование предметов-заместителей.
• Перенесение действий с предметами из одной ситуации в другую.
Линия развития принятия роли :
| Ребенок называет свою роль, не соотнося себя с ней. (Лечит куклу — «Ты кто?» Ребенок
отвечает: «Я - Петя, я как врач»,
• После называния себя он может назвать свою роль. (Лечит куклу — «Ты кто?» Ребенок
отвечает: «Я - Петя, я | врач»,
• Называет свою роль. («Ты кто?» - «Я - врач»).
Надеюсь мои наблюдения помогут педагогам работающим с детьми 3-го года жизни