Юлия Евмененко
Конспект занятия по развитию грамматического строя речи «У Федоры в гостях»
▼ Скачать + Заказать документы
«У Федоры в гостях»
Задачи:
Учить детей определять целевое назначение посуды.
Учить детей образовывать прилагательные от существительных суффиксальным способом.
Упражнять в подборе слов в уменьшительно – ласкательной форме.
Закреплять у детей обобщающее понятие "посуда".
Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная.
Закреплять знания о материале, из которого изготавливается посуда.
Развивать психические процессы: мышление, воображение.
Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим.
Публикация «Конспект занятия по развитию грамматического строя речи „У Федоры в гостях“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Воспитывать бережное отношение к посуде.
Предварительная работа:
Рассматривание тематических картинок «Посуда».
Чтение художественной литературы:
К. И Чуковский. «Муха-Цокотуха», «Федорено горе»;
Братья Гримм. «Горшочек каши»;
Русские народные сказки «Лиса и журавль», «Три медведя».
Отгадывание загадок о посуде.
Оборудование:
Посуда кухонная (кастрюля, сковорода, половник, чайник, чайная посуда (блюдце, чашка, сахарница, чайная ложка, столовая посуда (ложка, тарелка глубокая, тарелка мелкая, стакан).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости.
Давайте мы поздороваемся с ними.
Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь ребята подойдите ко мне и встаньте в круг, чтобы я всех видела.
Вы хотите поиграть,
Чтобы скуку разогнать?
Только игры на замке,
В этом славном сундучке.
Вы ребята помогите
Сундучок наш отворите.
(Дети жестами открывают сундучок.)
Воспитатель: Ребята наш сундучок открылся и приглашает нас в сказку. А какие вы знаете сказки? (Ответы детей). А какую сказку вы знаете про посуду? Правильно «Федорено горе». Вы готовы отправиться в эту сказку? Тогда встаньте поудобней, закройте глаза, и произнесите волшебные слова:
Мы отправляемся в путешествие,
Где ждут нас чудесные происшествия.
Раз, два, три все закружись
И Федора появись!
(Дети произносят волшебные слова, а воспитатель одевает наряд Федоры)
Федора здоровается с детьми.
Федора : Здравствуйте ребята, меня зовут Федора, а ласково меня называют Федорушка. Я хочу с вами познакомиться. Скажите свои имена, а потом назовите себя ласково. Например: Федора – Федорушка. А тебя как зовут? (Дети называют свои имена, передают мягкую игрушку).
Федора : Молодцы ребята теперь мы с вами знакомы.
А я бабушка Федора. У меня большое горе. Убежала от меня посуда, а мне без неё очень худо. Вы случайно не знаете, что мне нужно сделать, чтобы она воротилась домой?
Дети: Посуду надо любить и уважать. Её надо мыть, чистить, вытирать, на место убирать.
Федора : Ребятки, а вы мне не поможете её найти, и домой воротить?
Дети: Поможем с удовольствием.
Дети и Федора идут искать посуду. (По группе расставлены ёлочки, деревья, пеньки, дети заглядывают под деревья, находят посуду, при этом называют её).
Федора (радостно) : Ой, вот она моя посуда. Всю посуду сейчас соберём.
Ох, не буду я посуду обижать, буду-буду, я её и любить и уважать. Спасибо, вам, ребятки, что помогли мне. А теперь ко мне в избу заходите, на лавочки садитесь. А вся посуда перемешалась, как разобраться, где какая, для чего? Вы мне поможете? Может быть, вы мне что-нибудь про посуду расскажите?
Дети: Расскажем.
Федора : Назовите посуду, в которой на кухне готовят есть?
Помогите мне расставить такую посуду на кухне. Называя её.
Дети: Кастрюля, сковорода, чайник, половник. (Дети называют предмет и ставят на полки.)
Федора : Как можно назвать всю эту посуду?
Дети: Кухонная посуда.
Федора : Повтори Алина, Дима. (Кухонная посуда)
Федора : А сейчас назовите посуду, из которой едят?
Дети: Мелкая и глубокая тарелки, ложка, стакан. (Называют и расставляют в шкаф).
Федора : А как можно назвать эту посуду, какая она? (Столовая посуда)
Федора : Правильно. Повтори Катя, Костя. (Столовая посуда)
Федора : Ай - да, молодцы! А какую посуду используют для чаепития?
Дети: Чашку, блюдце, сахарницу, чайную ложку.
Федора : И это вы знаете. Тогда скажите, как её можно назвать, какая это посуда?
Дети: Чайная посуда.
Федора : Повтори Маша, Паша. (Чайная посуда)
Федора : Ну и умники. Может быть, вы знаете, из чего посуду делают? Вот мы сейчас и проверим, как вы это знаете ( показывает посуду и спрашивает: "Кастрюля из металла – какая (металлическая). Ложка из дерева, то, как про неё можно сказать. Какая она? Деревянная. Стакан из стекла – какой (стеклянный). Миска из пластмассы – какая … пластмассовая). Горшок из глины – какой… (глиняный).
Ну, порадовали бабушку.
А посуду надо помыть, помогите мне? Выходите.
Физкультминутка.
Моем чашку, моем кружку – круговые движения поочередно левой и правой рукой.
Ставим высоко на сушку – тянемся вверх.
Ой, упала кружка с полки – наклоны головой вправо-влево.
Будем собирать осколки – сметаем осколки в совок.
Федора : Ну, помощники, молодцы. (Дети встают полукругом возле доски).
Ребята я разложила продукты в соответствующую посуду. Посмотрите правильно я сделала?
Дети: Нет не правильно.
Федора : А как правильно помогите, подскажите.
Дети: Хлеб кладут в хлебницу, масло в маслёнку, конфеты в конфетницу.
(Хлеб кладём в хлебницу, масло кладём в маслёнку, конфеты кладём в конфетницу, селёдку кладём в селёдочницу, сахар кладём в сахарницу.)
Федора : Ой, спасибо научили, теперь я всё правильно делать буду. Вот я смотрю, всё вы знаете, а не могли бы вы мне ещё помочь?
Дети: Поможем.
Федора : Тогда идём обратно в дом. Садитесь на скамейки. Вот у меня сундук, а в нём подарки от разных сказочных героев, но вот беда, я не помню, кто мне их подарил (достаёт их сундука кувшин и тарелку, самовар, глиняный горшочек, три деревянные миски и ложки)
Дети: Кувшин и тарелку подарили лиса и журавль; самовар- Муха Цокотуха; горшочек - девочка из сказки "Горшочек каши"; миски и ложки - три медведя.
Ребята скажите если у папы медведя большая миска - у медвежонка … маленькая мисочка. У папы медведя большая ложка - у медвежонка… маленькая ложечка. Повтори Маша.
Федора : Ох, спасибо. Теперь я точно не забуду, кто и что мне подарил. Чем же мне вас отблагодарить то? Ой, вспомнила, ещё с осени у меня грибы сушёные остались. Сейчас я вам их сварю. Вот и мой чугунок. А печка у меня не простая, а волшебная. А пока, я вам загадки загадаю.
(Федора загадывает загадки про посуду)
Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник.)
Меня узнайте, кто же я? Создана я для питья,
За ручку все меня берут, из меня чай, кофе пьют. (Чашка.)
Мы в нее щи и кашу наливаем, моем ее и вновь наполняем.
(Тарелка.)
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)
Федора : Ну и порадовали вы меня. Спасибо. Ой, наверное, и грибы уже поспели (достаёт чугунок). Как жаль, что нам пора прощаться. А в память обо мне я дарю вам свой чугунок с грибами (в чугунке печенье "грибочки") и самовар с чаем, будете чай пить в садике.
Дети: Спасибо.
Федора : А вам нужно возвращаться в детский сад.
Вставайте поудобнее, До свидания. До скорой встречи.
Закройте глаза и произнесите волшебные слова:
Мы отправлялись в путешествие,
Где ждали нас чудесные происшествия
Раз, два, три всё закружись
Детки в садик воротись.
Воспитатель: Ребята, а где вы были?
Дети: К Федоре в гости ходили.
Воспитатель: А чем вы там занимались? Расскажите. (Дети перечисляют, чему научили Федору)
Наше занятие окончено, спасибо. Идём пить чай из самовара с угощениями от Федоры.