Получи документы

Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников

Екатерина Булхиева
Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников

СЛАЙД 1

Пятый год жизни является периодом активного освоения ребенком способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять в этот период все части речи.

СЛАЙД 2

Развитие восприятия и осознание речи детьми происходит значительно быстрее в продуктивной деятельности, так как в деятельности речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

СЛАЙД 3

Публикация «Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников» размещена в разделах

В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.

Прежде всего, закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов.

СЛАЙД 4

В возрасте 5 – 6 лет у детей начинают появляться:

суффиксы, обозначающие единичные предметы из собирательной группы: -инк-,-ок-,-к-,-ник ;

суффиксы действующего лица: -арь-, -ун-, -ух-, -ист.

СЛАЙД 5

Чтобы дети научились использовать суффиксы обозначающие единичные предметы из собирательной группы можно брать следующие игры. Например, «Мяч лови, малую частичку - инк- назови».

СЛАЙД 6

Можно рассказать детям сказку про «Жадного медвежонка», у которого было много всего, и с друзьями он делился не поровну». Себе виноград, а друзьям виноградинку, себе рис, а им рисинку и т. д.

СЛАЙД 7

Или наоборот про «Добрую девочку Машу», которая пошла гулять и со всеми по дороге делилась. Встретила зайца отдала ему горох, себе оставила горошинку. Встретила волков отдала им икру себе оставила икринку и т. д.

СЛАЙД 8

Сказку про «Золушку», которую злая мачеха заставляла много работать. Чистить снег так, чтобы не осталась не одна снежинка, полоть траву, чтобы не осталась снежинка и т. д.

СЛАЙД 9

В игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное от глагола используя суффиксы действующего лица. Он часто дерётся. Он драчун. Он быстро бегает. Он бегун. Он много колдует. Он колдун.

СЛАЙД 10

Игру «Назови спортсмена» нам покажет Тамара Петровна.

СЛАЙД 11

6– 7 лет — это период освоения норм и правил словообразования, самоконтроля, снижения словотворчества, зачатки интуитивного владения языком.

СЛАЙД 12

В этом возрасте в речи детей встречается суффикс -ниц-, обозначающий женские особи, который присоединяется к основе с суффиксом –тель.

Образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Это сложная задача для ребёнка. Ребенок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания, осмысливать их, оперировать ими.

СЛАЙД 13

Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру «Знаешь ли ты профессии?». Эту игру нам покажет Елена Михайловна.

СЛАЙД 14

Полезно также проводить небольшие по продолжительности упражнения: на образование прилагательных от основ существительных. Какой суп из рыбы? (Рыбный) Какой сок из моркови? (Марковный)

СЛАЙД 15

На образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности). «Чей дом?». В доме жила коза. Чей дом? (Козий)

СЛАЙД 16

Учитывая растущее у ребенка осознание особенностей своей и чужой речи, следует шире использовать вопросы проблемного характера. Обозначение предмета по действию или качеству (слово+ слово). Газонокосилка. Для чего она нужна? Почему ее так назвали? (Косит газон)

СЛАЙД 17

Обозначение качества (слово+ слово). Как можно назвать птичку с жёлтой грудкой? Девочку с длиной косой?

СЛАЙД 18

Образование приставочных глаголов. На начальном этапе лучше использовать картинки. На примере показать детям что, если к слову ЕХАТЬ добавить У в начале, получится новое слово УЕХАТЬ. Далее также с другими приставками В-, ВЫ-, ОТ-, ПРИ-, ЗА-, ПЕРЕ-, С-, НА-, ПОД-, ДО-. Затем вместе с детьми повторить аналогичные действия с, другими словами.

Так же много других интересных игр на развитие словообразования можно найди на просторах всеми любимого интернета.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников
Опубликовано: 7 июня 2024 в 21:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Булхиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД