Папки-передвижки

Развитие геометрического мышления у дошкольников

Ирина Петрова
Развитие геометрического мышления у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие геометрического мышления у дошкольников.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение.

Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением

её в различные области знаний.

В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные

классы. Кроме того, все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих

Публикация «Развитие геометрического мышления у дошкольников» размещена в разделах

семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Требование знаний

основ информатики предъявляет нам сама жизнь. Все это обусловливает необходимость

знакомства ребенка с основами информатики уже в дошкольный период. В дошкольном

возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика

представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во

время школьного обучения. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на

воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего.

Анализ научных исследований А. М. Леушиной, Н. И. Непомнящей, А. А. Столяра и др., а

также собственного педагогического опыта, убеждает в том, что рационально

организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное

развитие детей.

Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является

восприятие. Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то

предметы или явления из других похожих на него. Таким образом, развитие восприятия

создает предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных

процессов, в системе которых оно приобретает новые черты. В психологии одним из свойств

восприятия выделяют целостность: воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое

целое, имеющее определенную структуру. Именно целостное восприятие обеспечивает

накопление жизненного опыта, т. к. образы воспринимаемых предметов сохраняются в

памяти и руководят дальнейшем восприятием окружающего мира. Образы предметов

подготавливают руку, глаз и другие органы чувств воспринимать похожие предметы

ускоренно, в соответствии с жизненными задачами [2]. Дети не умеют управлять своим

восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот иной предмет, не умеют различать

целое на части и снова объединять части в целое. Им характерно смешивать часть и целое.

Восприятие вещей остается глобальным, без различения деталей. Дети воспринимают детали

как самостоятельный объект, а не как части целого, и именно поэтому они оказываются

чувствительны к ним. При восприятии предметов существенное значение играет то, какая

часть рассматривается, какую роль она играет в целом предмете. Осмысленному восприятию

ребенка учит взрослый на материале явлений природы, предметов обихода и искусства.

Важно у детей развивать наблюдательность, умение смотреть и видеть, а это как правило,

происходит посредством игры. В играх для развития целостных представлений дошкольники

выполняют различные действия с предметами конструируют предмет и составные элементы;

узнают предмет по нескольким элементам или его назначению и т. Д. основная цель таких

игр – это научить ребенка узнавать предмет по его отдельным признакам или частям.

Определение геометрического мышления показывает тесную взаимосвязь с

пространственным мышлением, под которым понимается умение строить модель в

представлении (в умственном плане) и мысленно выполнять её преобразования по заданным

параметрам (перемещения, сечения, трансформации). Такая связь позволяет высказать

достаточно обоснованное, подкрепленное целым рядом педагогических и психологических

исследований, предположение о том в дошкольном возрасте развитие геометрического

мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления,

которое в свою очередь является неотъемлемой составляющей математического стиля мышления.

Базой для развития геометрического мышления являются пространственные

представления, которые отражают соотношения и свойства реальных предметов в

трехмерном пространстве. Пространственные представления – это образы памяти или образы

воображения, т. е. пространственные характеристики объектов: форма, величина,

взаимоотношение положения составляющих частей, расположение их на плоскости или в

пространстве [1]. Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют

соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т. е. отвлекают форму от

предметного содержания. Они говорят, что дверь – это прямоугольник, колпак лампы – шар,

а воронка – это конус и узкий высокий цилиндр на нем. Так форма становится «видимой» :

она приобретает для ребенка сигнальное значение и обобщенно отражается им на основе её

абстрагирования и обозначения словами.

Геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью

которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в

процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания,

ощупывания её под контролем зрения и обозначения словом.

У детей дошкольного возраста следует формировать определенные понятия о

геометрических фигурах, поэтому мы перед собой ставим следующие задачи:

1. Геометрическая фигура как эталон восприятия формы предмета. Особенности

восприятия детьми формы предметов и геометрической формы.

2. Исследовательские действия и их роль в познании формы.

3. Обучение умению отличать и называть геометрические фигуры. Группировка

геометрических фигур по разным признакам. Сравнение геометрических фигур по

количеству углов, сторон, формирование обобщенных понятий.

4. Использование дидактических игр- упражнений в классификации предметов по

форме.

Знакомство с трансфигурацией. Выкладывание фигур из палочек.

Знакомства детей с геометрическими фигурами, и их свойствами, я рассматриваю в

двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования

их, как эталонов в познании форм окружающих предметов. Атак же в смысле познания

особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении,

т. е. собственно геометрического материала [3].

Чтобы знать, чему и как обучать детей, на разных этапах их развития, надо, прежде

всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого

предмета, в том числе и фигуры. А затем пути дальнейшего развития геометрических

представлений и элементарного геометрического мышления и, далее, как совершается

переход от чувственного восприятия формы к её логическому осознанию.

Выясняя геометрические представления младших школьников, еще не обучавшихся

элементарным геометрическим знаниям, А. М. Пышкало, А. А. Столяр приходят к выводу,

что «геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В

развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней

[4]. В своей работе мы придерживаемся этих уровней:

- первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое,

ребёнок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия

между фигурами, каждую из них воспринимает особенно;

- на втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает

отношение, как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает

общности меду фигурами;

- на третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и

структурой фигур, связи между самими свойствами.

Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим

параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под

влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более

высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует

организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей

развивалось и элементарное геометрическое мышление.

Таким образом, на теоретическом этапе исследования мы пришли к выводу, что в

дошкольном возрасте предпосылки развития геометрического мышления и сама основа этого

мышления обусловлены и формируются посредством всех психических процессов и

актуализируются в наиболее полной мере в процессе усвоения математических знаний через

игровую деятельность при соблюдении ряда психолого-педагогических требований.

Библиографический список

1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей

дошкольников. – М: ВАЛДОС, 2003. -400 с.

2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных

способностей у детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1989. -213 с.

3. Козлова В. Формирование элементарных математических представлений: новый

концептуальный подход // Педагогика. -2004. -№5. –С. 103-105.

4. Столяр А. А. Давайте поиграем. – М: Просвещение, 1991. -84 с.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение.

Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением

её в различные области знаний.

В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные

классы. Кроме того, все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих

семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Требование знаний

основ информатики предъявляет нам сама жизнь. Все это обусловливает необходимость

знакомства ребенка с основами информатики уже в дошкольный период. В дошкольном

возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика

представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во

время школьного обучения. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на

воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего.

Анализ научных исследований А. М. Леушиной, Н. И. Непомнящей, А. А. Столяра и др., а

также собственного педагогического опыта, убеждает в том, что рационально

организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное

развитие детей.

Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является

восприятие. Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то

предметы или явления из других похожих на него. Таким образом, развитие восприятия

создает предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных

процессов, в системе которых оно приобретает новые черты. В психологии одним из свойств

восприятия выделяют целостность: воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое

целое, имеющее определенную структуру. Именно целостное восприятие обеспечивает

накопление жизненного опыта, т. к. образы воспринимаемых предметов сохраняются в

памяти и руководят дальнейшем восприятием окружающего мира. Образы предметов

подготавливают руку, глаз и другие органы чувств воспринимать похожие предметы

ускоренно, в соответствии с жизненными задачами [2]. Дети не умеют управлять своим

восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот иной предмет, не умеют различать

целое на части и снова объединять части в целое. Им характерно смешивать часть и целое.

Восприятие вещей остается глобальным, без различения деталей. Дети воспринимают детали

как самостоятельный объект, а не как части целого, и именно поэтому они оказываются

чувствительны к ним. При восприятии предметов существенное значение играет то, какая

часть рассматривается, какую роль она играет в целом предмете. Осмысленному восприятию

ребенка учит взрослый на материале явлений природы, предметов обихода и искусства.

Важно у детей развивать наблюдательность, умение смотреть и видеть, а это как правило,

происходит посредством игры. В играх для развития целостных представлений дошкольники

выполняют различные действия с предметами конструируют предмет и составные элементы;

узнают предмет по нескольким элементам или его назначению и т. Д. основная цель таких

игр – это научить ребенка узнавать предмет по его отдельным признакам или частям.

Определение геометрического мышления показывает тесную взаимосвязь с

пространственным мышлением, под которым понимается умение строить модель в

представлении (в умственном плане) и мысленно выполнять её преобразования по заданным

параметрам (перемещения, сечения, трансформации). Такая связь позволяет высказать

достаточно обоснованное, подкрепленное целым рядом педагогических и психологических

исследований, предположение о том в дошкольном возрасте развитие геометрического

мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления,

которое в свою очередь является неотъемлемой составляющей математического стиля мышления.

Базой для развития геометрического мышления являются пространственные

представления, которые отражают соотношения и свойства реальных предметов в

трехмерном пространстве. Пространственные представления – это образы памяти или образы

воображения, т. е. пространственные характеристики объектов: форма, величина,

взаимоотношение положения составляющих частей, расположение их на плоскости или в

пространстве [1]. Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют

соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т. е. отвлекают форму от

предметного содержания. Они говорят, что дверь – это прямоугольник, колпак лампы – шар,

а воронка – это конус и узкий высокий цилиндр на нем. Так форма становится «видимой» :

она приобретает для ребенка сигнальное значение и обобщенно отражается им на основе её

абстрагирования и обозначения словами.

Геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью

которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в

процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания,

ощупывания её под контролем зрения и обозначения словом.

У детей дошкольного возраста следует формировать определенные понятия о

геометрических фигурах, поэтому мы перед собой ставим следующие задачи:

1. Геометрическая фигура как эталон восприятия формы предмета. Особенности

восприятия детьми формы предметов и геометрической формы.

2. Исследовательские действия и их роль в познании формы.

3. Обучение умению отличать и называть геометрические фигуры. Группировка

геометрических фигур по разным признакам. Сравнение геометрических фигур по

количеству углов, сторон, формирование обобщенных понятий.

4. Использование дидактических игр- упражнений в классификации предметов по

форме.

Знакомство с трансфигурацией. Выкладывание фигур из палочек.

Знакомства детей с геометрическими фигурами, и их свойствами, я рассматриваю в

двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования

их, как эталонов в познании форм окружающих предметов. Атак же в смысле познания

особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении,

т. е. собственно геометрического материала [3].

Чтобы знать, чему и как обучать детей, на разных этапах их развития, надо, прежде

всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого

предмета, в том числе и фигуры. А затем пути дальнейшего развития геометрических

представлений и элементарного геометрического мышления и, далее, как совершается

переход от чувственного восприятия формы к её логическому осознанию.

Выясняя геометрические представления младших школьников, еще не обучавшихся

элементарным геометрическим знаниям, А. М. Пышкало, А. А. Столяр приходят к выводу,

что «геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В

развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней

[4]. В своей работе мы придерживаемся этих уровней:

- первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое,

ребёнок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия

между фигурами, каждую из них воспринимает особенно;

- на втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает

отношение, как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает

общности меду фигурами;

- на третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и

структурой фигур, связи между самими свойствами.

Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим

параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под

влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более

высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует

организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей

развивалось и элементарное геометрическое мышление.

Таким образом, на теоретическом этапе исследования мы пришли к выводу, что в

дошкольном возрасте предпосылки развития геометрического мышления и сама основа этого

мышления обусловлены и формируются посредством всех психических процессов и

актуализируются в наиболее полной мере в процессе усвоения математических знаний через

игровую деятельность при соблюдении ряда психолого-педагогических требований.

Библиографический список

1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей

дошкольников. – М: ВАЛДОС, 2003. -400 с.

2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных

способностей у детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1989. -213 с.

3. Козлова В. Формирование элементарных математических представлений: новый

концептуальный подход // Педагогика. -2004. -№5. –С. 103-105.

4. Столяр А. А. Давайте поиграем. – М: Просвещение, 1991. -84 с.

Публикации по теме:

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольниковИгра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольников Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: создавать условия для развития.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Конспект мастер-класса «Развитие дивергентного мышления у дошкольников»Конспект мастер-класса «Развитие дивергентного мышления у дошкольников» Добрый день! Меня зовут Шнейдер Екатерина Борисовна и я учитель – логопед МБДОУ детский сад № 2 «Ландыш». Коллеги! Я рада Вас приветствовать.

Мастер-класс для педагогов «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников с помощью конструктора Cuboro Basis»Мастер-класс для педагогов «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников с помощью конструктора Cuboro Basis» Выполнила: Непокрытова И. А. Цель: повышения профессионального мастерства и обучения педагогов теоретическим и практическим аспектам применения.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие геометрического мышления у дошкольников
Опубликовано: 12 сентября 2024 в 07:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие геометрического мышления у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Петрова (УИ 2897039) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД