Елена Горбенко
Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. Сказки о звуках
▼ Скачать + Заказать документы
У детей- логопатов имеются нарушения фонетико-фонематической стороны речи, что приводит к трудностям в овладении навыками чтения и письма. Работая в группе компенсирующей направленности, знаем, что преодоление нарушений фонетико-фонематической стороны речи требует определенной системы и особых методов коррекционной работы.
Автоматизация у детей с нарушением звукопроизношения, поставленных логопедом звуков, проводится в три этапа: 1- в слогах, 2 – в словах, 3 – в предложениях, в связной речи.
Публикация «Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников, Сказки о звуках» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2013
И когда работа с ребенком – логопатом, по автоматизации звука в слогах, словах и предложениях успешно завершена, Шевченко И. Н. (в книге «Конспекты занятий по развитию фонетико – фонематической стороны речи у дошкольников») предлагает использовать авторские сказки, с помощью которых, в игровой форме можно развивать фонетико - фонематической сторону речи.
Решили использовать рекомендации Шевченко И. Н. в своей работе, предложить нашим детям сочинить сказки о звуках. Мы использовали таблицы с рисунком на тот или иной звук. Такая работа дает детям возможность проявить творчество, сочиняя собственную сказку, способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь, расширяет словарный запас, увеличивается круг общения. Сочиняя сказки, дети вспоминают, как обычно начинаются сказки, как заканчиваются, и свою сказку выстраивают по такой же схеме. Такая форма работы по автоматизации поставленных звуков в речи понравилась педагогам и интересна детям. Надеемся, кого нибудь заинтересует наш опыт.
Наглядный материал для детей при составлении сказок о звуках :
Звук Ц. Жил-был звук Ц. Как- то раз он сидел на лестнице. Светило солнце, было тепло. Вот пришла курица. Она искала своего цыпленка и никак не могла его найти. Звук Ц сказал курице «Не волнуйся, я тебе помогу». Он громко позвал «Цып – цып – цып» Цыпленок услышал и прибежал.
Звук Ш. Жил-был звук Ш. Он умел шипеть как змея «Ш-ш-ш», шелестеть как листочки на деревьях «Шу-шу-шу», шептать на ухо «Ши-ши-ши». Спрячется за угол и пугает малышей. Шалун и шутник звук Ш.
Звук Щ. Жил-был звук Щ. Он собирал разные щетки. Их было много: щетка для расчесывания волос, щетка для чистки обуви, щетка для чистки зубов, щетка для мытья полов.
Звук Л. Жил-был звук Л. Однажды он решил покататься на лодке. Светило солнышко. Вдруг волны стали качать лодку. Звук Л испугался, заглянул под лодку и увидел акулу. Акула была злой, у нее болел глаз. Звук Л завязал акуле глаз платком, она уплыла. А звук Л продолжил свою прогулку.
(Использован сборник Шевченко И. Н. «Конспекты занятий по развитию фонетико – фонематической стороны речи у дошкольников»)