Лилия Нугайбекова
Особенности протекания учебной деятельности у детей с ОНР.
▼ Скачать + Заказать документы
В зависимости от нарушений устной речи у детей с ОНР наблюдаются различные степени нарушений письма: от полной неспособности к усвоению грамоты до относительно сформированной письменной речи, отличающейся лишь частичной недостаточностью
Нарушения письма. Наблюдается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической сторон речи: замены букв, пропуски и перестановки букв, раздельное написание частей слова и другие ошибки, вкупе с их сочетанием.
Публикация «Особенности протекания учебной деятельности у детей с ОНР,» размещена в разделах
Недостаточное усвоение правил правописания ведет к нарушению употребления корневой гласной, нарушениям в окончаниях слов, в нарушении употреблений приставок, суффиксов.
Если нет четкого различения звуков, то не возникают звуковые образы слов - соответственно, практических звуковых обобщений, которые дают возможность правильно писать слова до получения сведений об орфографических нормах. Ограниченность словарного запаса, недостаточная сформированность семантиеской стороны речи, отсутствие четких звуковых представений о слове затрудняют нахождение родственных слов, необходимых для проверки сомнительного гласного. Может быт неправильная расстановка ударения, нарушения употребления падежных окончаний слов.
Дети испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлеченными значениями, например, служебных слов, которые не выступают в качестве самостоятельных - соответсвенно, возникают ошибки в написани предлогов и союзов, частиц: опускания, включения лишних, слияние, замена.
Могут наблюдаться замены слов, например, строит - плетет, делает - стучит.
Часто встречаемые ошибки: смешения слов, сходных по звучанию, по контуру, сходных по отдельным звукам; замены словами, созданными самим ребенком (фотограф - аппаратчик, дворник - подметальщик и др.)
Нарушения в построении предложений, пропуск членов предложения (как главных, так и второстепенных, пропуск предлогов.
Нарушения оформления предложений.
Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения, на понимание прочитанного.
Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением, что приводит ко множеству ошибок: может произноситься бессмысленный набор звков, замены слов (уголок-уголек, карточка - картошка.)
Наблюдаются замены одних букв другими.
Эти ошибки характерны и для детей с нормальным речевым развитием, но количество ошибок у логопатов значительно больше: ошибки на пропуски, добавления букв, перестановки, нарушения окончаний слов и др.
Степень сформированности навыка чтения может быть различной.
Чтение логопатов характеризуется также медленным темпом.
Ошибки в чтении в первую очередь связаны с недостаточным овладением звковым составом слова, смешением акустически сходных звуков, неполноценность звукового анализа и синтеза.
При чтении дети воспринимают слова изолированно, притом как полноценные. Они часто не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости. У них нет достаточной речевой опоры, которая создала бы возможность предвосхитить читаемое на основе восприятия предшествующей части фразы, поэтому смысловая догадка чтения обуславливается не ранее прочитанной частью фразы, а прочитанной частью читаемого слова.
Разрыв между восприятием и речевой подготовленностью снижает темп чтения, а в свою очередь, недостаточность в овладении техникой чтения влияет на понимание прочитанного. Эти явления взаимообусловленны.
Для понимания содержания прочитанного нужен прежде вего определенный запас слов, понимание их значений.
Понимание прочитанного зависит не столько от степени и характера овладения значением слова, но и от понимания связи слов,связи предложений.
Часто дети не узнают слова в новых падежных и глагольных формах, слова, измененные приставками, суффиксами.
Большие затруднения в понимании читаемого вызывает наличие в тексте относительных и указательных слов (местоимений, предлогов, союзов). Метафоры, идиоматические выражения, сравнения в болшей мере затруднены для понимания детьми с речевым недоразвитием.