МААМ-картинки

Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи

Полина Андреевна
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи

Направления

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение одинаковых звуков по высоте, силе и тембру.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем.

Узнавание неречевых звуков

«Что поет?» — Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — дудочка, барабан, пианино, гитара. Нужно определить, звучание, какого инструмента он услышал.

Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи» размещена в разделах

«Волшебные коробочки» — В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.

«Чудо – звуки» — Предлагаем детям послушать аудиозаписи природных звуков - шум дождя, журчание ручья, пение птиц. Просим детей рассказать об услышанных звуках

«Угадай, кто кричит» — Взрослый показывает приготовленные картинки, включив запись с голосами соответствующих животных. Потом логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

«Найди пару» — Логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.

«Полянка» — Животные собираются на полянке. Каждый из животных стучится по-разному. Заяц -1 раз, медведь - 2 раза, белка - 3 раза, ежик - 4 раза. По стуку догадаться, кто пришел на полянку.

«Поставь по порядку» — Логопед показывает музыкальные инструменты, играет на них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Знакомит с правилами игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучит последней. Найди соответствующую картинку». Когда ребенок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.

«Капельки» — Логопед объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Различение одинаковых звуков по высоте, силе и тембру

«Нарисуем звук» — Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.

«Угадай, кто позвал?» — Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал.

«Громко – тихо» — Ребенку предлагается воспроизвести звукокомплексы различные по силе голосом (громко, тихо) - кот мяукает громко, когда близко; тихо, когда далеко; Также предлагается ребенку произнести высоким голосом (маленький котенок, низким голосом (cтарый кот).

«Иди-беги» — Логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий - бежит.

Различение слов, близких по звуковому составу.

«Светофор» — Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный.

«Игрушка ошибается» — Логопед объясняет ребенку, что его любимая игрушка слышала, что он знает много слов. Она просит научить его произносить их. Игрушка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Она старается подражать ребёнку в произношении слов, но иногда заменяет один звук другим или называет другое слово. Ребёнок более внимательно прислушивается к словам, исправляет ошибки.

«Внимательные ушки» — Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Ком – ком – кот – ком

Канава – канава – какао – канава

Утёнок – утёнок – утёнок – котёнок

Будка – буква – будка – будка

Винт – бинт – винт – винт

Минута – минута – монета – минута

Буфет – балет – буфет – буфет

Дудка – дудка – будка – дудка

«Гонки слонов» — Логопед предлагает детям «превратить руки в слонов». Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп». Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, стоп, стул, стой, стоп.

«Имена» — Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить — одинаковые он слышит имена или разные.

Дифференциация слогов

«Сигнальщик» — Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т. д., когда услышит слог, отличающийся от других.

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

ТА – та – та

та – ТА – та

та – та – ТА

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками:

Та – то – ту

Ты – та – то

Па – по – пу

Пы – по – пу

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками:

Та – ка – па

Ка – на – па

Фа – ха – ка

Ва – ма – на

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:

Па – ба

Та – да

Па – ба – па

Ба – па – ба

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости:

Па – пя

Ма – мя

Ва – вя

Та – тя

Ба – бя

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука:

Па – тпа

Та – пта

Фа – тфа

Та – фта

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных

звуков и разными гласными:

Пта – пто – пты – пту

Кта – кто – кту – кты

Фта – фто – фту – фты

Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их

стечении:

Пта – тпа

Пка – кпа

Фпа – пфа

Фка – кфа

«Простукай слово» — Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т. д. Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

«Бабочка» — Логопед предлагает детям «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы – бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока логопед произносит слоги («песенки», но замирает, когда логопед произносит слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай.

«Телефон» — Логопед говорит на ухо ребенку слог, ребенок повторяет вслух. Логопед называет тот же или оппозиционный слог. Дети должны определить, правильно ли повторил логопед.

Дифференциация фонем

«Разные звуки» — Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.

«Охотники» — Взрослый называет несколько раз звуки, а ребёнок должен «ладошками поймать» звук, т. е. хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

«Отгадай, кто это?» — Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т. д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦПРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи
Опубликовано: 29 марта 2021 в 14:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Полина Андреевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД