Приложение МААМ

Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи

Полина Андреевна
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Направления

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение одинаковых звуков по высоте, силе и тембру.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем.

Узнавание неречевых звуков

«Что поет?» — Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — дудочка, барабан, пианино, гитара. Нужно определить, звучание, какого инструмента он услышал.

Темочки:

«Волшебные коробочки» — В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.

«Чудо – звуки» — Предлагаем детям послушать аудиозаписи природных звуков - шум дождя, журчание ручья, пение птиц. Просим детей рассказать об услышанных звуках

«Угадай, кто кричит» — Взрослый показывает приготовленные картинки, включив запись с голосами соответствующих животных. Потом логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

«Найди пару» — Логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.

«Полянка» — Животные собираются на полянке. Каждый из животных стучится по-разному. Заяц -1 раз, медведь - 2 раза, белка - 3 раза, ежик - 4 раза. По стуку догадаться, кто пришел на полянку.

«Поставь по порядку» — Логопед показывает музыкальные инструменты, играет на них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Знакомит с правилами игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучит последней. Найди соответствующую картинку». Когда ребенок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.

«Капельки» — Логопед объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Различение одинаковых звуков по высоте, силе и тембру

«Нарисуем звук» — Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.

«Угадай, кто позвал?» — Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал.

«Громко – тихо» — Ребенку предлагается воспроизвести звукокомплексы различные по силе голосом (громко, тихо) - кот мяукает громко, когда близко; тихо, когда далеко; Также предлагается ребенку произнести высоким голосом (маленький котенок, низким голосом (cтарый кот).

«Иди-беги» — Логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий - бежит.

Различение слов, близких по звуковому составу.

«Светофор» — Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный.

«Игрушка ошибается» — Логопед объясняет ребенку, что его любимая игрушка слышала, что он знает много слов. Она просит научить его произносить их. Игрушка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Она старается подражать ребёнку в произношении слов, но иногда заменяет один звук другим или называет другое слово. Ребёнок более внимательно прислушивается к словам, исправляет ошибки.

«Внимательные ушки» — Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Ком – ком – кот – ком

Канава – канава – какао – канава

Утёнок – утёнок – утёнок – котёнок

Будка – буква – будка – будка

Винт – бинт – винт – винт

Минута – минута – монета – минута

Буфет – балет – буфет – буфет

Дудка – дудка – будка – дудка

«Гонки слонов» — Логопед предлагает детям «превратить руки в слонов». Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп». Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, стоп, стул, стой, стоп.

«Имена» — Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить — одинаковые он слышит имена или разные.

Дифференциация слогов

«Сигнальщик» — Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т. д., когда услышит слог, отличающийся от других.

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

ТА – та – та

та – ТА – та

та – та – ТА

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками:

Та – то – ту

Ты – та – то

Па – по – пу

Пы – по – пу

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками:

Та – ка – па

Ка – на – па

Фа – ха – ка

Ва – ма – на

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:

Па – ба

Та – да

Па – ба – па

Ба – па – ба

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости:

Па – пя

Ма – мя

Ва – вя

Та – тя

Ба – бя

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука:

Па – тпа

Та – пта

Фа – тфа

Та – фта

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных

звуков и разными гласными:

Пта – пто – пты – пту

Кта – кто – кту – кты

Фта – фто – фту – фты

Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их

стечении:

Пта – тпа

Пка – кпа

Фпа – пфа

Фка – кфа

«Простукай слово» — Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т. д. Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

«Бабочка» — Логопед предлагает детям «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы – бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока логопед произносит слоги («песенки», но замирает, когда логопед произносит слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай.

«Телефон» — Логопед говорит на ухо ребенку слог, ребенок повторяет вслух. Логопед называет тот же или оппозиционный слог. Дети должны определить, правильно ли повторил логопед.

Дифференциация фонем

«Разные звуки» — Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.

«Охотники» — Взрослый называет несколько раз звуки, а ребёнок должен «ладошками поймать» звук, т. е. хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

«Отгадай, кто это?» — Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т. д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦПРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи
Опубликовано: 29 марта 2021 в 14:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Полина Андреевна (УИ 1947581) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД