Полина Андреевна
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи
Направления
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых звуков по высоте, силе и тембру.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация фонем.
Узнавание неречевых звуков
«Что поет?» — Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — дудочка, барабан, пианино, гитара. Нужно определить, звучание, какого инструмента он услышал.
Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
«Волшебные коробочки» — В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
«Чудо – звуки» — Предлагаем детям послушать аудиозаписи природных звуков - шум дождя, журчание ручья, пение птиц. Просим детей рассказать об услышанных звуках
«Угадай, кто кричит» — Взрослый показывает приготовленные картинки, включив запись с голосами соответствующих животных. Потом логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
«Найди пару» — Логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.
«Полянка» — Животные собираются на полянке. Каждый из животных стучится по-разному. Заяц -1 раз, медведь - 2 раза, белка - 3 раза, ежик - 4 раза. По стуку догадаться, кто пришел на полянку.
«Поставь по порядку» — Логопед показывает музыкальные инструменты, играет на них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Знакомит с правилами игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучит последней. Найди соответствующую картинку». Когда ребенок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.
«Капельки» — Логопед объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.
Различение одинаковых звуков по высоте, силе и тембру
«Нарисуем звук» — Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
«Угадай, кто позвал?» — Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал.
«Громко – тихо» — Ребенку предлагается воспроизвести звукокомплексы различные по силе голосом (громко, тихо) - кот мяукает громко, когда близко; тихо, когда далеко; Также предлагается ребенку произнести высоким голосом (маленький котенок, низким голосом (cтарый кот).
«Иди-беги» — Логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий - бежит.
Различение слов, близких по звуковому составу.
«Светофор» — Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный.
«Игрушка ошибается» — Логопед объясняет ребенку, что его любимая игрушка слышала, что он знает много слов. Она просит научить его произносить их. Игрушка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Она старается подражать ребёнку в произношении слов, но иногда заменяет один звук другим или называет другое слово. Ребёнок более внимательно прислушивается к словам, исправляет ошибки.
«Внимательные ушки» — Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
Ком – ком – кот – ком
Канава – канава – какао – канава
Утёнок – утёнок – утёнок – котёнок
Будка – буква – будка – будка
Винт – бинт – винт – винт
Минута – минута – монета – минута
Буфет – балет – буфет – буфет
Дудка – дудка – будка – дудка
«Гонки слонов» — Логопед предлагает детям «превратить руки в слонов». Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп». Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, стоп, стул, стой, стоп.
«Имена» — Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить — одинаковые он слышит имена или разные.
Дифференциация слогов
«Сигнальщик» — Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т. д., когда услышит слог, отличающийся от других.
Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
ТА – та – та
та – ТА – та
та – та – ТА
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками:
Та – то – ту
Ты – та – то
Па – по – пу
Пы – по – пу
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками:
Та – ка – па
Ка – на – па
Фа – ха – ка
Ва – ма – на
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:
Па – ба
Та – да
Па – ба – па
Ба – па – ба
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости:
Па – пя
Ма – мя
Ва – вя
Та – тя
Ба – бя
Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука:
Па – тпа
Та – пта
Фа – тфа
Та – фта
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных
звуков и разными гласными:
Пта – пто – пты – пту
Кта – кто – кту – кты
Фта – фто – фту – фты
Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их
стечении:
Пта – тпа
Пка – кпа
Фпа – пфа
Фка – кфа
«Простукай слово» — Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т. д. Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.
«Бабочка» — Логопед предлагает детям «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы – бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока логопед произносит слоги («песенки», но замирает, когда логопед произносит слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай.
«Телефон» — Логопед говорит на ухо ребенку слог, ребенок повторяет вслух. Логопед называет тот же или оппозиционный слог. Дети должны определить, правильно ли повторил логопед.
Дифференциация фонем
«Разные звуки» — Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.
«Охотники» — Взрослый называет несколько раз звуки, а ребёнок должен «ладошками поймать» звук, т. е. хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
«Отгадай, кто это?» — Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т. д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.