Нина Жидкова
Развитие фонематического слуха у детей как основа успешного обучения чтению и письму
▼ Скачать + Заказать документы
В отличии от устной речи, которая развивается у ребенка в процессе естественного общения со взрослыми, письменная речь формируется в результате специального обучения. В связи с этим вполне оправдано внимание к этому вопросу педагогов, психологов, родителей [1, с. 63].
Исследование особенностей фонематического слуха старших дошкольников проводилось нами на базе одного из дошкольных образовательных учреждений г. Белгорода. В нем принимали участие 56 детей, посещающих старшую группу. диагностика предполагала исследование фонематического восприятия (различение на слух и воспроизведение слов-паронимов, дифференциация пар оппозиционных звуков, фонематического анализа и синтеза (определение количества звуков в слове, позиционного положения заданного звука, составление из заданных звуков слов) и фонематических представлений (распознавание правильно и асемантично произнесенных слов, придумывание слов с определенным звуком) [2, с. 16].
Публикация «Развитие фонематического слуха у детей как основа успешного обучения чтению и письму» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
По итогам исследования у детей 40 детей были обнаружены следующие ошибки: - при восприятии на слух слов-паронимов, различающихся акустически и артикуляционно близкими звуками; - при различении слов, содержащих звуки, отличающиеся по признаку звонкости-глухости; - при определении позиционного звуков (не выделяли последний гласный звук в слове, не узнавали звук, находящийся в середине слова, при определении количества звуков в словах). Следует отметить, что со всеми заданиями безошибочно справились только 16 обследуемых.
Для предотвращения таких ошибок, работа по развитию фонематических процессов должна осуществляться последовательно, систематически с учетом поэтапного формирования умственных действий, опираясь на активизацию не только собственных слуховых, но и зрительных, мышечных, резонаторных и тактильных ощущений. Приведем несколько примеров игр и упражнений для детей [2, с. 47].
Для обучения дошкольников различать слова, близкие по звуковому составу, педагог может просить их в ряду семантично правильных и асемантично произнесенных вариантов одного и того же слова (например, котенок-мотенок, котенок-готенок) хлопком выделить несуществующее слово. Учитывая игровую мотивацию дошкольников, это задание можно предложить в виде следующих игр: «Найди несуществующее слово», «Исправь Незнайку», «Инопланетяне учат русский язык», «Съедобное-несъедобное). В последней игре подбираются соответствующие лексичексие группы слов (например, печенье-комеченье, банан-баман-баманан) [3, с. 25].
Для дальнейшего совершенствования этого навыка детям можно предложить различать слова-амонимы, отличающиеся одним оппозиционным звуком. Педагог называет слово, а воспитанники показывают на соответствующую картинку. Можно дать задание и родителям: вместе с детьми составить предложения с парами слов: мишка-мышка, уточка-удочка, галка-палка, крыша-крыса и другими, а затем сделать соответствующий рисунок в своих домашних альбомах.
При формировании навыков различения звуков сначала для дифференциации предлагаются гласные звуки, а потом согласные. Эту работу лучше связывать с работой по развитию артикуляции, коррекции звукопроизношения. При ее осуществлении можно использовать различные условные обозначения звуков, изображения-символы и элементы фонетической ритмики.
Например, каждому ребенку раздаются картинки с изображением плачущего мальчика, испуганного зайца, улыбающейся лисы. Педагог, обсудив с детьми особенности мимики и переживаний каждого изображенного персонажа, объясняет: «Малыш плачет – а-а-а-а; зайчик от страха кричит- о-о-о». После чего произносит каждый звук, а дети поднимают соответствующие картинки [3, с. 18 ].
Аналогичным образом можно проводить работу по различению в ряду звуков и согласных.
Литература
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Методическое пособие. - М. : Изд-во «Мозаика-синтез», 2004 - 148 с.
2. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М. : Изд-во «Академия», 1997- 221с.
3. Рычагова Е. С. Игры со звучащим звуком. Дошкольное образование №8, 2008 – 56 с.