Екатерина Рыкова
Развитие фонематического слуха у детей
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Фонематический слух — это представление ребенка о звуковом составе слова.
Основные этапы воспитания фонематического слуха — различение и выделение слов в предложении; слогов в слове; звуков в слоге и слове с указанием их последовательности и количества, а также дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем в слоге, слове.
Публикация «Развитие фонематического слуха у детей» размещена в разделах
Различение, выделение слов в предложении должно проводиться в игровой форме, например, дать ребенку ряд картинок и составить по ним предложения в два-три слова. Проговорить ребенку эти предложения и предложить ему сосчитать в нем слова. При назывании каждого слова ребенок может хлопать в ладоши или сопровождать проговариваемые слова ударом мяча об пол.
Выделение слогов в слове также проводится в игровой форме под хлопки в ладоши, под удары мяча об пол или подбрасыванием его вверх и притопыванием ноги. Например, логопед показывает картинку и, называя первый слог, хлопает в ладоши; ребенок, заканчивая слово, тоже хлопает в ладоши.
Дети бросают друг другу мяч и произносят по слогам имена. Подающий мяч говорит первый слог имени, принимающий — второй.
Дети самостоятельно называют предметы, отстукивая слоги руками, ногой или сопровождая броском мяча каждый слог в слове.
Выделение звуков надо начинать с гласных звуков а, о, у в слогах (ау, уа, и в словах (Аня, аист, а затем переходить к выделению согласных сначала на звукоподражаниях (му, ам, затем в начале и конце слова (ммама, домм, ммука, дымм).
Дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем проводится с детьми на конкретном игровом материале — на игрушках, картинках. Логопед показывает игрушки, картинки: сани —шуба, зайка —жук, лопата —рама; ребенок называет эти картинки.
Ребенок самостоятельно отбирает картинки на требуемые звуки, например на л-р, с-ш, з-ж, б-п, д-т, называет их.
В период обучения ребенка грамоте воспитание фонематического слуха увязывается с работой по составлению слогов, слов из разрезной азбуки.
Хорошо также повторять за логопедом элементарные мелодии и напевы: «Баю-баю-баю-бай.», «Люли-люли-люли.», «Аи лю-ли, ай люли, люли, люли.» и т. д.