Колоколова Наталья
Развитие физических качеств у старших дошкольников на занятиях плаванием
▼ Скачать + Заказать документы
Проблеме повышения эффективности физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в последнее время уделяется пристальное внимание учеными и практикующими специалистами. Это отражается во многих научных (В. В. Бойко, 2008; В. Н. Золотов, 2009; А. А. Кирпиченков, 2011; Е. С. Колесникова, 2015) и методических (Л. Н. Волошина, 2003; Л. Д. Глазырина, 2005; О. В. Музыка, 2011) публикациях, в которых в частности обосновываются и предлагаются различные подходы и средства совершенствование физического воспитания дошкольников.
Публикация «Развитие физических качеств у старших дошкольников на занятиях плаванием» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Темочки
В физическом воспитании детей дошкольного возраста одной из ведущих задач наряду с оздоровительной и воспитательной является развитие физических качеств. Имеются работы, которые непосредственно посвящены изучению развития физических качеств у дошкольников (Т. В. Артамонова, 1996; А. А. Бланин, 2000; Е. А. Ветошкина, 2006; Н. И. Дворкина, 2013; В. Ю. Вайсвалавичене, 2015). Вместе с тем остаются недостаточно исследованными возможности занятий плаванием в плане развития физических качеств у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать программу занятий плаванием для детей старшего дошкольного возраста с направленностью на развитие у них физических качеств в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Разработанная программа занятий плаванием для детей старшего дошкольного возраста с направленностью на развитие у них физических качеств предусматривает прохождения двух этапов: подготовительного и основного.
Подготовительный этап направлен на освоение детей с водной средой и сопряженным развитием физических качеств и включает группу специальных упражнений: ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно – сначала шагом, потом бегом; ходьба приставными шагами левым и правым боком без помощи рук с переходом на бег; по пояс в воде: присесть, оттолкнуться ногами и руками от воды и выпрыгнуть вверх и другие.
Основной этап направлен на развитие у дошкольников физических качеств в процессе обучения плаванию с использованием на каждом занятии круга игровых упражнений, наряду с упражнениями, являющимися элементами спортивных способов плавания : «караси и карпы», «переправа», «рыбаки и рыбки», «байдарки», «не опоздай к игрушке» и другие.
Эффективность программы проверялась в педагогическом эксперименте, который проводился на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 7» города Курска в течение девяти месяцев с сентября 2017 по июнь 2018 года.
В нем участвовали дети старшей группы 5-6-летнего возраста, которые были разделены на контрольную и экспериментальную численностью по 12 человек каждая.
С дошкольниками как контрольной так и экспериментальной группы велась однотипная работа по физическому воспитанию, в тоже время с детьми экспериментальной группы проводились занятия по плаванию по разработанной нами программе с направленностью на развитие у них физических качеств.
Реализация программы осуществлялась на каждом занятии с детьми экспериментальной группы, в которых использовалось 5-6 упражнений из программы, наряду с упражнениями, являющимися элементами спортивных способов плавания.
Занятия плаванием с дошкольниками проводились два раза в неделю продолжительностью 25-30 мин. Структура занятия традиционная, в которую входят подготовительная (3-5 минут, основная (18-22 минуты) и заключительная (2-3 минуты) части.
Анализ результатов тестирования развития физических качеств у дошкольников в начале педагогического эксперимента не выявил достоверных различий в показателях контрольной и экспериментальной групп.
По окончании экспериментальной работы были отмечены достоверные различия в показателях, характеризующих развитие физических качеств у детей экспериментальной группы по сравнению со сверстниками из контрольной группы во всех тестах (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительные результаты развития физических качеств
у дошкольников до и после педагогического эксперимента
Тесты Данные опытных групп
исходные итоговые
К. Г. Э. Г. К. Г. Э. Г.
Прыжок в длину с места, (см) 76,4±4,8 75,7±4,6 86,2±2,9 92,8±2,5*
Бросок набивного мяча, (см) 180,3±11,2 182,4±12,4 195,7±10,3 216,3±10,8*
Поднимание туловища, (раз) 8,4±1,1 8,7±1,0 10,1±1,2 12,4±0,09*
Наклон вперед, стоя на скамейке, (см) 3,1±0,65 3,4±0,61 3,8±0,43 5,3±0,48
Примечание. Достоверность различий: * - при Р < 0,05; (t – критерий Стьюдента)
Так у дошкольников экспериментальной группы отмечается более высокий прирост в результатах силовой выносливости мышц брюшного пресса (подъем туловища в сед из положения лежа на спине, где он составил 42,5%, в контрольной группе результаты в этом тесте увеличились соответственно на 20,2%.
Значительное влияние разработанная нами программа оказала на развитие у дошкольников экспериментальной группы скоростно-силовых качеств, где прирост результатов в тестах «Прыжок в длину с места» и «Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками» составил соответственно 22,6% и 18,6%, в контрольной группе он выразился в 12,8% и 8,5% соответственно.
В экспериментальной группе дошкольников также отмечается более существенное улучшение результатов по сравнению с контрольной группой в тесте «Наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке» – 55,9% против 22,6%.
Таким образом, результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной нами программы занятий плаванием для детей старшего дошкольного возраста с направленностью на развитие у них физических качеств в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Литература
Артамонова Т. В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста : дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 1996. – 156 с.
Бланин А. А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа: автореф. дис.. канд. пед. наук. – Малаховка, 2000. – 23 с.
Бойко В. В. Дифференцированный подход в системе физического воспитания дошкольников : дис.. канд. пед. наук. – Ярославль, 2008. – 159 с.
Вайсвалавичене В. Ю. Структура средств, методов и условий развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет : дис. … канд. пед. наук. – М., 2015. – 200 с.
Ветошкина Е. А. Повышение уровня физического состояния детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе преимущественного развития выносливости : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Хабаровск, 2006. – 24 с.
Волошина Л. Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 4. – С. 39-43.
Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста : пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М: ВЛАДОС, 2005. – 175 с.
Дворкина Н. И. Развитие физических качеств детей дошкольного возраста на основе подвижных игр // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 2. – С. 65.
Золотов В. Н. Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с применением элементов синхронного плавания : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Набережные Челны: КГАФКСТ, 2009. – 22 с.
Кирпиченков А. А. Дидактическая модель физического воспитания детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении с участием родителей и тренажерных устройств // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2011. – №4 (74). – С. 82-84.
Колесникова Е. С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста способностей к дифференцировкам мышечных усилий в процессе физического воспитания : автореф. дис. … канд. пед. наук. – М. : МГПУ, 2015. – 24 с.
Музыка О. В. Физкультурно-оздоровительная работа. Комплексное планирование по программе. Младший, средний, старший дошкольный возраст / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Учитель, 2011. – 128 с.