Елена Ивановна Каверина
Развитие физических качеств у дошкольников посредством подвижных игр и игровых упражнений
Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры и игровые упражнения.
Игра – это одно из средств физического воспитания, посредствам которого ребёнок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям. Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей.
Публикация «Развитие физических качеств у дошкольников посредством подвижных игр и игровых упражнений» размещена в разделах
Тема «Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры и игровые упражнения» выбрана мною не случайно, так как я считаю, где как не в игре дети с удовольствием и с интересом принимают участие, познают что-то новое для себя. Именно в игре развиваются двигательные способности ребенка, его физические качества. Подвижные игры и игровые упражнения являются эффективным средством физического воспитания детей дошкольного возраста.
Мой опыт доказывает, что высоких показателей в физическом развитии дошкольников можно достичь при умелой правильной организации игровой деятельности. Игра удовлетворяет потребность детей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Для игры характерно яркое проявление эмоций, творческих способностей, активности, инициативы. В своей педагогической деятельности я использую подвижные игры и игровые упражнения, как одно из важных средств физического воспитания и это средство становится эффективным (игровым) методом физического развития. Надо отметить, что понятие «игровой метод» предполагает не только какие -либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Так при проведении общеразвивающих упражнений можно не просто однообразно выполнять наклоны, повороты, прыжки, а предложить детям «полететь как птица», «пройти как петух», «изобразить лодочку», «прокатится на велосипеде» и т. д. И дети с удовольствием выполняют такие упражнения, например: «гордый петушок идет по улице, взмахивает крыльями, кричит кукареку и будит зайчат». Игровые упражнения я применяю на утренней зарядке и вводной части своих занятий и тем самым увлекаю и настраиваю детей на положительные эмоции. Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр я считаю заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры проводятся эмоционально, живо и непринужденно. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность. Во время формирования комплекса подвижных игр, направленных на развитие физических качеств, я подбираю игры таким образом, чтобы у ребёнка постоянно поддерживался интерес к игровой деятельности, не допускаю однотипные игры, это в скором времени приведёт к отсутствию желания играть.
Я с удовольствием применяю в своей педагогической деятельности подвижные игры с элементами борьбы. Они привлекают детей своей эмоциональностью, доступностью и состязательным характером. Выполняются такие упражнения, как правило, с полной мобилизацией двигательных способностей. Оказывают эффективное воздействие и на развитие скоростных качеств, выносливости, координации, ловкости, а также на воспитание таких ценных морально-волевых качеств, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Подвижные игры с элементами борьбы, в которые мы играем - «Вытолкни соперника», «Бой петухов», «Перитягивание каната». Подвижные игры, которые я применяю в своей педагогической деятельности для развития скоростно–силового физического качества : «Кот и мыши», «Лиса и куры», «Волк во рву», «Удочка», «С кочки на кочку» и многие другие. Это игры с прыжками, бегом, метанием. Для развития быстроты : «День ночь», «Пятнашки», «Ловишки с лентами», «Догони свою пару». В этих играх основной вид движения - бег. Для развития ловкости : «Перелет птиц», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Два мороза», «Мы веселые ребята». Это игры, которые учат детей лазить, быстро ориентироваться в пространстве, подлезать, приседать, увертываться от ловящего, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга и т. д. В этих играх также развивается скорость бега, сила, выносливость.
Чтобы у детей постоянно проявлялась заинтересованность к развитию физических качеств подсредством игры, я вовлекаю в образовательную деятельность родителей. Совместно с папами на 23 февраля был проведен спортивный праздник «Мой папа самый лучший», на 8 марта - праздник с мамами «Моя мама самая красивая и спортивная». Проводились утренние зарядки совместно с родителями и веселые старты «Папа, мама, я – спортивная железнодорожная семья». Ежегодно выступаю на родительских собраниях, где делюсь своими знаниями, опытом.