Оксана Сагеева
Развитие дыхания и артикуляционной моторики у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
По данным мировой статистики, число речевых расстройств у детей растет. Специалисты утверждают: если в 1970–1980-е речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без нарушений. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется до 3 лет.
Возникает необходимость использования методов и приемов с целью профилактики речевых нарушений с раннего детства.
Публикация «Развитие дыхания и артикуляционной моторики у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
В своей практической деятельности я применяю некоторые элементы здоровьесберегающих технологий – дыхательную и артикуляционную гимнастику.
Конечно, я не использую дыхательную гимнастику как таковую. Игры и упражнения, которые я выбираю, направлены сначала на формирование сильного плавного ротового выдоха.
Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Дыхательные упражнения быстро утомляют детей, даже могут вызвать головокружение, поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Эти игры очень простые. Поэтому после консультации по речевому развитию детей раннего возраста, я предложила родителям провести выставку пособий по развитию дыхания.
Ппимер пособий и упражнений:
"Снег идет"
Цель: формирование длительного плавного выдоха, активизация губных мышц.
Оборудование: баночка с блестками, снежинками и пенопластом. Можно использовать просто вату.
Ход игры: Педагог вспоминает какое время года сейчас. Предлагает подуть в трубочку. При воздушной струе пенопласт кружится и получается настоящий снегопад. Если тяжело найти трубочки, можно использовать просто вату.
"Кто под елочкой сидит?"
Цель: формирование длительного плавного выдоха, активизация губных мышц.
Оборудование: лист с зимним пейзажем и елочкой. Под елочкой, я с помощью липучек прикрепляю разных животных и накрываю их снежинками. Чтобы узнать кто там, детям нужно сдуть снежинки.
Основным новообразованием раннего возраста является речь, и одним из показателей, который определяет её развитие, является артикуляционная моторика.
Артикуляционная моторика представляет собой сложную скоординированную работу движений дыхательного, фонаторного и артикуляционного отделов, обеспечивающих одно из условий правильного звукопроизношения. Поэтому своевременно начатая работа по коррекции артикуляционной готовности ребёнка раннего возраста к развитию устной речи,стимуляция взаимосвязи речеслухового и речедвигательного анализаторов позволит ребёнку последовательно нормально овладевать богатством речи в соответствии с его возрастными
возможностями.
Мои пособия для игр в детьми по развитию артикуляционной моторики:
"Обезьянка". Выполнена из фанеры и покрашена краской. Имеет магнитные карточки с разным положением языка и губ.
Цель:укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.
"Лягушка-болтушка". Вырезана из картона и обшита фетром. Имеет два варианта игры. Если использовать только язык, то цель:укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе. А если использовать свистульку, то цель развитие ротового выдоха.