Светлана Лесникова
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии
▼ Скачать
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии
СЛАЙД 1,2
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением и государством. Слайд 3
Публикация «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи оказывают все большее влияние на состояние ребёнка. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым. ФГОС дошкольного образования выдвигает требования к разработке таких технологий, которые создавали бы условия для коррекции нарушений здоровья и физического развития дошкольников с учетом их личностных качеств и параметров.
Поиск эффективных технологий, решающих внутренние проблемы ребёнка и стимулирующих его двигательную активность, ориентировал наш коллектив на использование метода двигательной сказотерапии.
Спросите почему? Всё очень просто!
- Сказку любят все;
Сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребёнку знаний о мире.
- В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно и больно);
- Для сказочного героя и выход из положения придумать легче;
- В сказке можно всё!
А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя, да к тому же сказка всегда хорошо заканчивается. Это известно всем!
Сказкотерапия – это интеграционный метод развития личности : он объединяет различные методы обучения в единую сказочную форму как для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимодействия с окружающим миром; для интеграции личности, развитие физических и творческих способностей. (Слайд4)
Стало аксиомой утверждение, что правильно организованная двигательная активность создаёт предпосылки для полноценного развития психических характеристик личности. Сочетание технологий физического развития дошкольников с методом сказкотерапии стимулирует эмоциональное включение ребенка в сказку и становится основой для идентификации с ее героями. Двигательный материал имеет строгую подчинённость сюжету сказки - линию, основной материал которой показывается движениями. Таким образом, сказка становится средством повышения двигательной активности детей в процессе физического воспитания. Старший дошкольный возраст характеризуется высокой потребностью в общении, творческой деятельности, в этом возрасте у детей более активно функционирует воображение, а ведущим видом деятельности является игра, что в совокупности еще раз подтверждает актуальность применения метода сказкотерапии при организации работы по физическому воспитанию.
(слайд 5)
Исходя из того, что проблема формирования двигательной активности детей актуальна, нами была проведена диагностика физического развития дошкольников. Диагностика показала 2021 году, что основные движения детей развиты недостаточно, высокий уровень имеют 39% детей, средний – 41%, низкий–20%. А в 2022 году показатели увиличились стали выше: высокий уровень имеют 45% детей, средний – 47%, низкий–10%. (Слайд6)
В процессе анализа мы пришли к выводу, что метод двигательной сказкотерапии является инновационным методом в работе с детьми дошкольного возраста в процессе физического воспитания, который может доступно и ненавязчиво воздействовать на ребёнка.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности средствами метода сказкотерапии, традиционным применением которому является речевое развитие дошкольников.
Поэтому цель нашего исследования заключается в создании современной педагогической модели двигательной активности детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.
Использование двигательной сказкотерапии в процессе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников направлено на решение следующих задач:
1) укрепление физического и психического здоровья детей;
2) развитие их физических качеств и становление двигательных возможностей;
3) коррекция двигательных и психических нарушений в развитии;
4) расширение познавательной деятельности, воздействие на эмоционально-волевую сферу детей;
5) профилактика возникновения вторичных заболеваний.
Двигательный материал имеет строгую подчинённость сюжету сказки, основной материал которой показывается движениями. В условиях таких физкультурных занятий создаются максимально возможные условия для применения в процессе физического воспитания дошкольников помимо сказкотерапии методов игротерапии, артпедагогики, позволяющих решать вопросы коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы. (Слайд 7)
В комплекс проводимых мероприятий по достижению цели исследования входят образовательная деятельность, утренняя гимнастика, прогулки и экскурсии,праздники,досуги,развлечения,физкультминутки,подвижные игры, игровые упражнения,спортивные игры,дыхательная гимнастика, физические упражнения с элементами сказкотерапии, проектная деятельность, и другие режимные моменты. (Слайд 8)
Но наш коллектив больше уделяет внимания сказкетерапии на утренней гимнастики и физкультурных занятиях
Основной формой организованного и продуктивного использования сказкотерапии для развития двигательной активности детей являются утренняя гимнастика и физкультурные занятия. Во-первых, метод сказкотерапии мы используем в качестве закрепление сюжета уже знакомой детям сказки. Дети, следуя сюжету сказки, выполняют физические упражнения в роли героев сказки или проходят испытания с известным им персонажем. Во-вторых, исследуемый метод позволяет изучить новые сказки, сюжет которых поддается интеграции с физическими упражнениями. Наша задача в данном случае - подобрать соответствующие сказки, как показал опыт, не вызывает сложностей, так как большинство сказок можно аннексировать с физическими упражнениями. Мотивом выполнения активных физических действий детей на занятиях является эмоциональная привлекательность героев сказок. Дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ помогает также качественно выполнять основные движения («лиса - всему краса» - ходьба с гордой осанко, «Колобок» - на длинные дистанции, «Козлята» - бег.
К тому же движения, сопровождающие речь, наделяют высказывания дополнительной выразительностью и позволяют ребёнку стать деятельностным участником сюжета.
Поэтому небольшие сказки (по преимуществу - фольклорные) очень полезно рассказывать вместе с детьми, используя движения. Такое рассказывание, когда педагог и дети хором повторяют текст сказки и сопровождают рассказывание изобразительными движениями, позволяет включить в активное действие всю группу – даже плохо говорящих детей, даже детей с неразвитой памятью.
А детей, давно запомнивших тексты, рассказывание с движением переводит сказку в новый – сценический – план, открывает новые возможности для восприятия и потому всегда встречается с интересом.
К тому же надо не забывать одну очень важнейшую психологическую особенность малышей дошкольного возраста – сочетание любознательности и стремления осваивать нечто новое с глубоким «детским консерватизмом». Дети больше всего любят то, что им хорошо знакомо: знакомые игрушки, книжки, мультфильмы, прогулочные места.
Поэтому они с удовольствием будут день ото дня изображать знакомые сказки, если сказка переводится в игровой контекст. А её рассказ-показ с помощью изобразительного движения и есть такой перевод, и есть появление новой игровой задачи - изображать персонажей.
Однако существуют требования, при которых движения, сопровождающие сказку, помогают ее восприятию и усвоению, а не наоборот.
Во-первых, для разыгрывания и изображения берётся та сказка, которую дети уже слышали хотя бы один раз.
Во-вторых, эта сказка должна быть короткой.
В- третьих, подбирая движения для сказок, нужно согласовывать их не только с содержанием, но и со структурой текста.
Обязательное условие - сохранение текста в его «подлинном звучании». Деформирование сказок, добавление новых персонажей, произвольное изменение концовок возможно только в работе с детьми, достигшими пяти лет, когда ребенок уже в целом овладел речью, когда у него начинают появляться признаки рационального, логичного мышления. Но говорить об освоении новых форм мышления - не мифологического, не сказочного – рано до наступления зрелого школьного возраста, т. е. возраста семи-восьми лет. Поэтому и деформация сказки не может быть радикальной. Поэтому и «снимать кальку» для переделки, для высвобождения сказочной структуры можно лишь с тех сказок, которые уже освоены ребенком и с персонажами которых он уже не индентифицируется. Это, как правило, самые известные хрестоматийные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и семеро козлят», которые продолжают рассказывать малышам, несмотря ни на что, несмотря на глобальные изменения визуальной и интеллектуальной среды.
Итак, текст. Текст народной сказки обладает одной очень важной особенностью - повторяемостью (литературные обработки, как правило, сохраняют и даже усиливают эту особенность фольклорного первоисточника). В народной сказке то и дело повторяются словесные обороты, реплики персонажей, целые сказочные фрагменты, когда персонаж кому-нибудь представляется или рассказывает о происшедших событиях. Эта повторяемость создает особый ритм движения текста: текст каждый раз «вспоминает сам себя» и подчеркивает таким образом появление нового героя или обстоятельства. И эта повторяемость - залог того, что ребенок непременно запомнит сказку.
Кроме того, в народной сказке и образы «кочуют из одного сюжета в другой», часто сохраняя свои характеристики.
И то, и другое позволяет нам правильно выстроить двигательную фактуру сказки : сказочные персонажи могут наделяться устойчивыми способами передвижения, мимики и жестов. И их движения будут повторяться по ходу сказки столько раз, сколько раз повторяется текст.
Это, в свою очередь, позволяет ребёнку освоить сказочную пластику в «формате народной сказки» : управлять свои телом при разыгрывании разных текстов, опираясь на усвоенные образцы. В этом – залог успешности детского «сценического» поведения.
Как показывает опыт, детям не надоедает изо дня в день разыгрывать уже знакомые сказки (как уже говорилось, знакомое их радует, позволяет чувствовать себя уверенными и успешными). А если сказочный набор сказок с движениями постепенно расширять, тренируются память, и речь, и пластика, и мимика. (Слайд 8-14)
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.
При проведении физических занятий и утренней гимнастики мы придерживаемся основных правил:
1. При проведении занятий использовать помещения с наличием больших размеров ковра на полу;
2. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) следить, чтобы дети не двигались, не разговаривали, не мешали друг другу;
3. В процессе занятия предоставлять детям возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагать молча «послушать себя»;
4. Использовать текст сказки, как связующее звено между упражнениями и создавать определенную психологически комфортную атмосферу;
5. Повторять сказки через определенные промежутки времени;
6. Делить (условно) сказки на простые и сложные, но все же занятия строить не по типу «от простого к сложному»;
7. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведения варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять;
8. Стремиться к прочувствованию ритма и темпа занятия;
9. Необходимо помнить, что все, выполняемое детьми (слова, движения, даже импровизации) является успешным, удачным, наилучшим и прекрасным. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы верили в себя и собственные силы.
Успех реализации исследуемого нами метода зависит не только от нас, как педагогов, но и от взаимодействия с родителями. Анкетирование родителей по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии детей показал, что только 30% родителей уверены в своих знаниях, около 20% знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 50% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию.
(слайд15)
Поэтому нами разработан цикл информационно - консультационных мероприятий для родителей об особенностях использования сказкотерапии при организации двигательной активности это индивидуальные беседы,консультации, анкетирование,семенары, тренинги. В результате чего, родители стали соучастниками процесса реализации метода. Родители с ребенком в домашней обстановке осмысливают сюжет сказки, образ персонажей, придумывают физические упражнения, которые характеризуют героев сказки. (слайд 16)
Эффективность метода сказкотерапии мы определили по следующим показателям:
— у детей стала лучше развиваться моторика и координация движений;
— они научились снимать физическое и психическое напряжение;
— увеличилась способность к концентрации внимания;
— успешно совершенствовались волевые качества;
— дети научились преодолевать барьеры в общении, находить адекватное телесное выражение эмоциям, чувствам, состояниям;
— у детей повысилась мотивация при выполнении физически упражнений.
Регулярно используемые нами в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дали детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения, пластику, мимику и речь. Путешествуя по сказкам, у детей пробуждается фантазия и образное мышление, ребенок освобождается от стереотипов и шаблонов, дает простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть. (Слайд17)
Таким образом, внедрив в свою педагогическую работу метод сказкотерапия, мы пришли к выводу, что он имеет большие потенциальные возможности при развитии двигательной активности у детей дошкольного возраста и способствует развитию эмоциональной сферы. Система нашей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить их к здоровому образу жизни, расширить кругозор дошкольников, привить любовь к физической культуре в ходе использования метода сказкотерапии. Так же проведённое исследование доказало, что занятия в сочетании с движениями, сказкой и музыкой развивает творческие способности, раскрывает природный потенциал детей, формирует положительные эмоционально – волевые качества. Ребята получают приятные эмоции от общения со сказками двигательная сказкотерапия позволяют разнообразить всю воспитательно - образовательную, коррекционную, развивающую работу в дошкольном учреждении.