Гудкова Наталья
Развитие двигательной активности у дошкольников посредством подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игра, безусловно, является главным видом деятельности дошкольников. Ведь непосредственно через игру ребёнок познаёт окружающий мир, готовится к новой жизни, игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых на мир детей и наоборот. Игры часто предполагают «исполнение детьми определённых социальных ролей взрослых. Игра основана на восприятии определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – это наилучший способ достижения развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Таким образом, мы можем сделать вывод, какую роль занимает игровая активизация в современном воспитательном процессе и насколько необходимо стремиться активизировать игровую деятельность дошкольника.
Публикация «Развитие двигательной активности у дошкольников посредством подвижных игр» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для развития двигательной деятельности детей в детском саду проводятся утренняя зарядка, гимнастика после сна, физкультминутки на занятиях и физкультурные паузы, психологические игры с движениями и речёвками, основные самые активные и интересные для детей подвижные игры на прогулке, малоподвижные игры (их можно проводить в группах). Также не менее важны спортивные праздники с сюжетно – подвижными играми, с крупными гимнастическими пособиями, игры-упражнения для детских выступлений, которые хорошо помогают в воспитании целого ряда положительных двигательных и морально-волевых качеств детей. Главное, чтобы игры и задания нравились детям.
При правильной организации и содержании подвижных игр у детей воспитывается наблюдательность, внимание, дисциплина, умение владеть чувствами и движениями, а, следовательно, развивается и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать такие упражнения, которые соответствуют возрасту и развитию ребёнка. В подготовительной группе ведущими выступают дети, педагог играет как участник игры.
Подготовительная группа
Необходимо учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры, в том числе и игры с элементами соревнования, которые способствуют развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.
Игры для детей подготовительной группы (6-7 лет)
Игры с бегом: «Горелки», «Жмурки»
Игры с прыжками: «Лягушки и цапля»
Игры с метанием и ловлей: «Кого назвали, тот ловит мяч»
Игры с ползанием и лазанием: «Перелёт птиц», «Обезьянки»
Эстафеты: «С обручами»
Народные: «Горелки», «Ручеёк», «Калачи»
Чему может научиться ребенок к 7 годам
по физической культуре.
Основные виды движений:
Ходьба. Дети совершенствуют технику ходьбы с различным положением рук.
Бег. Происходит отработка легкости, ритмичности, закрепление умения непринужденно держать руки, голову, туловище. Со второй половины года вводится бег с сильным сгибанием ног в коленях и выбрасыванием прямых ног вперёд.
Прыжки. В этой группе дети прыгают на двух ногах вверх легко, мягко приземляясь, выполняя дополнительные задания, с зажатым между ног набивным мячом, вверх из глубокого приседа. При обучении прыжкам в длину отрабатываются разбег с ускорением, энергичное отталкивание маховой ногой с резким взмахом рук, правильное приземление с сохранением равновесия. Следует также отрабатывать технику разбега с ускорением на последних шагах в прыжках в высоту.
Бросание, метание, ловля. В подготовительной к школе группе необходимо использовать резиновые, теннисные, волейбольные, набивные мячи разных размеров. Ребенок должен уметь бросать и ловить мяч из разных положений, выполнять бросок набивных мячей разными способами. Также ребёнок должен уметь отбивать мяч в движении, бросать его в баскетбольную корзину из разных и. п. с места и в движении.
Ползание, лазанье. Эти упражнения целесообразно проводить в сочетании с другими видами движений, варьировать условия, менять высоту пособий и способы выполнения упражнений.
Упражнения в равновесии. Формированию чувства равновесия способствуют приседания, прыжки на одной ноге, резкое изменение направления бега. В процессе упражнений на равновесие дети должны уметь сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно; при этом использовать зрительные ориентиры, упражнения с переносом предметов.
Поощряются спортивные, народные игры (лапта, салочки, классы).
Игры с мячом для детей 6-7 лет
«Сбей грушу»
Цель: равновесие, броски мяча, метание.
Участники игры делятся на 2 команды.
Первая – «груши», дети встают на скамейку, поставленную поперек зала. Игроки второй команды, «метатели», берут по одному мячу (d=15,25 см) и выстраиваются в шеренгу на расстоянии 5-6 м от скамейки. По сигналу «метатели» по очереди бросают мяч, стараясь сбить «грушу». Игра проводится 5-6 раз, затем подсчитывается общее количество сбитых груш. Выигрывает команда, которая сбила большее количество груш. Сбитым считается тот игрок («груша», в которого попал мяч или он сам спрыгнул на пол.
Усложнение
1. Обе команды стоят на параллельных скамейках.
2. Скамейка «метателей» стоят перпендикулярно скамейке с «грушами» на расстоянии 5-6 м, перед броском игрок – «метатель» пробегает по скамейке.
«Горячая картошка»
Цель: передача мяча
Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу оба игрока начинают передавать мячи по кругу в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Когда у одного из игроков оказывается два мяча, игра начинается заново. Играют 4-5 минут, затем отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч.
Указание:
Мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу.
Усложнение:
1. Мячи разной массы.
2. Мячи разного размера.
3. Количество мячей более двух.
«День и ночь»
Цель: обучать детей в умении бросать и ловить мяч.
У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» - замереть в той позе, в которой застала ночь.
Игра проводится 3-4 минуты.
"Выбивалы"
Чертится поле: прямоугольник 6 на 4 м. Выбирается двое водящих. Они становятся по краям площадки и кидают мяч друг другу, стараясь попасть в остальных ребят. Остальные дети бегают по площадке. Выходить за пределы площадки нельзя. Если ребенка выбили, он либо выполняет задание (например, приседает 3 раза) и возвращается в игру, либо меняется местами с тем, кто его выбил.
"Собачки"
Выбирается несколько водящих: два или три. Они — «собачки». Остальные перебрасывают друг другу мяч так, чтобы «собачки» его не поймали. Если «собачка» поймала мяч, то она меняется местом с тем, кто этот мяч бросил.
"Штандер"
Чертится круг. Все стоят в кругу. Кто-то говорит: «Штандер, штандер, штандеренок — невоспитанный ребенок. А воспитанный ребенок — это Лена», — и подбрасывает мяч вверх. Все разбегаются в разные стороны, а Лена ловит мяч. Как только она его поймала, она говорит: «Штандер, стоп!» — и все замирают на месте. Теперь ей нужно в кого-то бросить мяч. Если она промахнулась, то, пока она снова ловит мяч, все бегут в круг. Когда она поймала мяч, то снова выбирает, в кого бросить мяч. Если она попала, то этот ребёнок ловит мяч, становясь водящим. Игра продолжается, пока все, кроме «штандера», не окажутся в кругу. Игра начинается заново.
"Школа мяча"
С помощью считалочки определяется, в каком порядке дети будут играть. Игрок выполняет задание первого уровня. Если он выполнил его безошибочно, то он переходит во второй уровень. Если ошибся — передает ход другому. После ошибки повторять задания из предыдущих уровней не нужно: это слишком утомительно для дошкольников.
Побеждает тот, кто первым пройдет все 10 уровней.
1-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать его с одного отскока.
2-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену, бросив его из-за головы, и поймать его с одного отскока.
3-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать его с лета.
4-й уровень. 10 раз ударить мяч остену, бросив его из-за головы, и поймать его с лета.
5-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать его с одного отскока, успев хлопнуть в ладоши.
6-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать его с лета, успев хлопнуть в ладоши.
7-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену, бросив его одной рукой, и поймать после отскока.
8-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену, бросив его другой рукой, и поймать мяч с лету.
9-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать с одного отскока, успев повернуться на 360°.
10-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать с одного отскока, успев повернуться на 360° и хлопнув в ладоши.
Второй вариант игры (может выполняться теннисным мячиком).
1-й уровень. 10 раз подбросить и поймать мяч двумя руками.
2-й уровень. 10 раз подбросить и поймать мяч двумя руками, успев сделать хлопок.
3-й уровень. 10 раз подбросить и поймать мяч двумя руками, успев повернуться на 360°.
4-й уровень. 10 раз ударить мяч о землю и поймать его.
5-й уровень. 10 раз ударить мяч о землю и поймать, успев сделать хлопок.
6-й уровень. 10 раз набить мяч о землю двумя руками.
7-й уровень. 10 раз набить мяч о землю правой рукой.
8-й уровень. 10 раз набить мяч о землю левой рукой.
9-й уровень. 10 раз подбросить мяч и поймать правой рукой.
10-й уровень. 10 раз подбросить мяч и поймать левой рукой.
Такие школы можно придумывать самостоятельно и не только для мяча, но и для тенниса, бадминтона, обруча.