Марина Владимировна Брашнина
Формирование диалогической речи как залог успешного развития ребенка
Развитие диалогической речи – залог успешного ребенка.
На современном этапе развития образования, особое внимание уделяется развитию личности ребенка, его всестороннему развитию, а также коммуникативным умениям. В условиях введения в образовании федеральных государственных образовательных стандартов поиск научных путей диагностики и преодоления препятствий в речевом развитии детей, в том числе и в части развития диалогической речи, привлекает внимание многих педагогов и исследователей.
Публикация «Формирование диалогической речи как залог успешного развития ребенка» размещена в разделах
Речь является основным средством коммуникации между людьми, ввиду чего, участвует во всех процессах жизни человека, Мысли человека облечены в речевую форму вне речи мысль не существует.
Работая логопедом в детском саду, в последнее время можно отметить, что многим детям свойственна сензитивность, пассивность, зависимость от окружающих. У них отсутствует стремление к активной коммуникации, что также может являться причиной недоразвития диалогической речи. По сути, ребенок при наличии возможности осуществлять диалог, не стремится это делать. И в рамках этого, ключевой задаче учителя-логопеда становится не столько исправление речевых нарушений ребенка, постановка его речи, сколько создание условий для того, чтобы ребенок самостоятельно захотел овладеть диалогической речью, рассматривал ее как важную часть своей жизни.
В рамках этого на первый план в дошкольном воспитании выходит организация условий для речевого развития в целом, в том числе и диалогической речи.
Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.
В целом, методики развития диалогической речи для дошкольников включают:
1. Игры – как основной вид деятельности ребенка, в котором он вынужден коммуницировать со сверстниками и взрослыми, и следовательно, - использовать диалогическую речь.
2. Театрализация и роли – как частный случай игр, в основе которых лежит диалог.
3. Чтение, обсуждение литературных персонажей и разучивание стихотворений и сценок по ролям, при котором дети говорят за разных персонажей друг с другом.
4. Проектную деятельность, которая подразумевает коммуникацию при реализации проекта.
5. Творческую деятельность (например, рисование и лепка, результаты которой обсуждаются по итогам, когда воспитателем осуществляется инициирование диалога на тему рисунков.
6. Специализированные методики – чистоговорки, скороговорные игры.
Кроме того, в развитии диалогической речи детей используют и некоторые нетрадиционные методики. Так, доказано, что развитие координации мышц благотворно сказывается на общем физическом здоровье детей, укреплении нервной системы, что способствует и формированию правильного звукопроизношения.
В связи с этим, большое значение сегодня приобретает направление логопедической ритмики (логоритмики) в коррекции речевых нарушений детей в целом, и в части развития диалогической речи.
Прежде всего, логоритмика – это комплексная методика, которая включает в себя средства музыкально-ритмического, логопедического и физического воспитания. Основой логоритмики являются использование речи, музыки и движения.
Ввиду этого, помимо традиционных упражнений для дошкольников по развитию речи, за счет применения логоритмики происходит коррекция нарушений в лексико-грамматического оформления речевых высказываний детей (за счет использования песен, стихотворений и т. д.).
Можно отметить и ряд других методов по развитию диалогической речи дошкольников. Например, каждое занятие дошкольников по развитию речи целесообразно начинать с артикуляционной гимнастики, что улучшит процесс координации речевого аппарата. Также актуально вводить в работу с детьми элементы самомассажа и включать в физкультурные минутки различные логоритмические игры, как средство профилактики речевого нарушения у дошкольников.
Кроме того, отдельным блоком важно внедрять комплекс упражнений на развитие дыхания и разных модуляций голоса. Синтез слова, музыки и движений помогают детям формировать активность, уверенность в своих силах, и в том числе, стремление самостоятельно вступать в диалог.
Главный принцип достижения эффективности в работе по развитию диалогической речи у детей – это индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его психофизиологических, возрастных и речевых возможностей.
Одна из особенностей организации системы развития диалогической речи — это использование народного фольклора (закличек, потешек, приговорок, прибауток и др.).
Важнейшую роль играет и музыка как интегральная основа всего процесса. С помощью музыки целесообразно проводить развивающий дозированный координационный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению физиологического и психологического состояния ребенка, его желания вступать в диалог со сверстниками и взрослыми.
Особое внимание следует уделять развитию чувства ритма с помощью ритмической пластики, звучащих жестов, разнообразных речевых игр, применения ритмосхем, мело- и ритмодекламации.
Для развития речи у детей в практике работы дошкольных учреждений используется диалог, а также условия, в которых дошкольники вступают в диалог. К числу таких условий относятся и игровые занятия. Среди последних особое место занимают дидактические (обучающие) игры, призванные создавать условия, при которых дошкольник «перешагивает» порог каких-либо затруднений, в том числе и затруднений в области построения диалога.
В качестве основных игр для развития диалогической речи дошкольников целесообразно использовать такие, как:
1. Ролевые игры, при которых дошкольникам предлагается составить диалог по ролям. Для организации таких игр можно использовать сценки из литературных произведений, стихотворения, песни, элементы народного фольклора.
2. Составление диалогов и историй по картинкам, при которым дошкольникам предлагается одна или серия картинок с сюжетом, и дается задание придумать, о чем могут разговаривать персонажи на картинках.
3. Игры по развитию интонационной стороны речи, которую также необходимо развивать дошкольникам.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование традиционных коррекционных методик и методику использования сюжетно-ролевых игр для развития речи детей может стать эффективным средством развития речи, формирования коммуникативных навыков.
По итогам статьи хочу поделиться системой игр для развития речи детей.
1. «Шепот». Оборудование: стулья, пространство в группе. Ход игры: дети сидят в кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение (поднять руки, подпрыгнуть и др., а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.
2. «Звери в лесу». Оборудование: книга со сказками, самодельные маски зверей для наглядности. Ход игры: логопед читает сказку о лесных зверях (любую с достаточным число персонажей и диалогов, например, «Теремок»). Дети определяют, кто кого из персонажей будет играть и сказка разыгрывается по ролям.
3. «Какой фрукт». Оборудование: макеты фруктов. Ход игры: логопед задает вопросы типа:
Представь лимон.
Каков он на вкус?
Вспомни как пахнет лимон? Расскажи об этом.
Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 2: нарисуй лимон.
Задание № 3: представь апельсин.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет апельсин.
Какого цвета апельсин?
Представь что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь? И др.
Далее воспитанники в парах рассказывают друг другу каждый про «свой» фрукт.
4. «Кто как говорит». Оборудование: карточки с изображениями птиц, аудиозаписи. Мягкая игрушка – медвежонок. Ход игры: логопед предлагает воспитанникам рассказать мишке, который пришел в гости из леса, как разговаривают птицы.
Каждому ребенку предлагается карточка с изображением птицы – ворона, воробей, курица, утка и др. (также можно использовать аудиозаписи)
Мишка подходит к каждому ребенку, которому необходимо сказать, как характеризуется голос каждой птицы:
Ворона – каркает,
Утка – крякает
Курица – кудахчет
Воробей – чирикает и др.
Логопед при необходимости подсказывает слово.
Игровая задача – правильно назвать действие.
Игровое правило: дети сидят в кругу, логопед обращается к ним с вопросом, дети отвечают. За правильные ответы возможны звездочки или смайлики в виде поощрений. Игровое правило – говорить по очереди, не перебивая.
5. «Профессии». Ход игры; логопед предлагает детям вспомнить какие существуют профессии.
Далее детям предлагается назвать – что делает представитель каждой профессии:
Врач – лечит,
Учитель – учит,
Строитель – строит,
Пожарный – тушит пожар и др.
Игровая задача – правильно назвать и показать символически действие.
Игровое правило: дети сидят в кругу, логопед обращается к ним с вопросом, дети отвечают. За правильные ответы возможны звездочки или смайлики в виде поощрений.
6. «Ласковое словечко». Оборудование: карточки с изображениями. Ход игры:
логопед предлагает детям карточки с изображением предметов, плодов или животных, которые можно сгруппировать по категориям (например, только плоды, или только животные).
Каждое изображение ребенок должен назвать (что изображено на картинке, а затем назвать его ласково, например:
Вишня – вишенка,
Заяц – зайчик и др.
Игровая задача – правильно подобрать уменьшительное слово.
Игровое правило: дети сидят в кругу, логопед обращается к ним с вопросом, дети отвечают. За правильные ответы возможны звездочки или смайлики в виде поощрений. Игровое правило – говорить по очереди, не перебивая.
7. «Что бывает». Оборудование: небольшой мяч. Ход игры: логопед предлагает по характеристике (прилагательному) назвать те объекты и явления, которые им можно охарактеризовать:
Например:
Дети, давайте вспомним, что бывает длинным?
- хвост, дорога, нитка, веревка…
Что бывает круглым?
- мяч, шар, Луна, Солнце…
Далее можно задавать вопросы:
Что бывает сладким, горьким, зеленым, желтым и др. ?
Данную игру можно организовать в формате игры в мяч :
Дети сидят в кругу, логопед бросает мяч ребенку, которому нужно назвать предмет. Ребенок называет предмет и перебрасывает мяч другому.
Игровая задача – правильно назвать слово – как можно больше слов.
Игровое правило: дети сидят в кругу, логопед обращается к ним с вопросом, дети отвечают. За правильные ответы возможны звездочки или смайлики в виде поощрений. Игровое правило – говорить по очереди, не перебивая.
8. «Чей домик?». Оборудование: карточки с изображениями животных. Ход игры: ведущий предлагает детям назвать дом для каждого животного, изображенного на карточке:
Медведь – в берлоге;
Белка – в дупле,
Скворец – в скворечнике,
Птица – в гнезде и др.
Также такую игру можно организовать аналогично игре в мяч (с перебрасыванием мяча).
Игровая задача – правильно назвать наименование дома.
Игровое правило: дети сидят в кругу, воспитатель обращается к ним с вопросом, дети отвечают. За правильные ответы возможны звездочки или смайлики в виде поощрений. Игровое правило – говорить по очереди, не перебивая.
9. «Кто что делает». Оборудование: карточки с предметами, аудиозаписи. Ход игры: логопед предлагает описать глаголом явления и предметы, например:
Что делает снег? – тает, темнеет.
Что делает ручей? – бежит?
Что делает собака? – бегает, лает.
Что делает гром? – грохочет.
Что делает Солнце – светит, греет.
Актуально для данной игры использовать описания природных явлений (гроза, Луна, Солнце, объектов, так как простые действия животных (лай собаки) детям сравнительно знакомы.
Также можно включить аудиозаписи грома, лая собаки и иных звуков и предложить определить звук (действие) и его источник.
Игровая задача – правильно назвать действие.
Игровое правило: дети сидят в кругу, логопед обращается к ним с вопросом, дети отвечают. За правильные ответы возможны звездочки или смайлики в виде поощрений. Игровое правило – говорить по очереди, не перебивая.
10. «Кто кем был». Оборудование: карточки с предметами. Ход игры: логопед бросает детям по очереди мяч и предлагает назвать, кем (чем) был раньше названный им предмет или животное, например:
Кошка – котенком;
Лошадь – жеребенком;
Тарелка – глиной;
Хлеб – мукой;
Рубашка – тканью, нитками;
Цыпленок – яйцом и др.
Игровая задача – правильно назвать слово.
Игровое правило: дети сидят в кругу, логопед обращается к ним с вопросом, дети отвечают. За правильные ответы возможны звездочки или смайлики в виде поощрений. Игровое правило – говорить по очереди, не перебивая.