Лучший педагог года

Формирование диалогической речи как залог успешного развития ребенка

Марина Владимировна Брашнина
Формирование диалогической речи как залог успешного развития ребенка

Развитие диалогической речи – залог успешного ребенка.

На современном этапе развития образования, особое внимание уделяется развитию личности ребенка, его всестороннему развитию, а также коммуникативным умениям. В условиях введения в образовании федеральных государственных образовательных стандартов поиск научных путей диагностики и преодоления препятствий в речевом развитии детей, в том числе и в части развития диалогической речи, привлекает внимание многих педагогов и исследователей.

Публикация «Формирование диалогической речи как залог успешного развития ребенка» размещена в разделах

Речь является основным средством коммуникации между людьми, ввиду чего, участвует во всех процессах жизни человека, Мысли человека облечены в речевую форму вне речи мысль не существует.

Работая логопедом в детском саду, в последнее время можно отметить, что многим детям свойственна сензитивность, пассивность, зависимость от окружающих. У них отсутствует стремление к активной коммуникации, что также может являться причиной недоразвития диалогической речи. По сути, ребенок при наличии возможности осуществлять диалог, не стремится это делать. И в рамках этого, ключевой задаче учителя-логопеда становится не столько исправление речевых нарушений ребенка, постановка его речи, сколько создание условий для того, чтобы ребенок самостоятельно захотел овладеть диалогической речью, рассматривал ее как важную часть своей жизни.

В рамках этого на первый план в дошкольном воспитании выходит организация условий для речевого развития в целом, в том числе и диалогической речи.

Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

В целом, методики развития диалогической речи для дошкольников включают:

1. Игры – как основной вид деятельности ребенка, в котором он вынужден коммуницировать со сверстниками и взрослыми, и следовательно, - использовать диалогическую речь.

2. Театрализация и роли – как частный случай игр, в основе которых лежит диалог.

3. Чтение, обсуждение литературных персонажей и разучивание стихотворений и сценок по ролям, при котором дети говорят за разных персонажей друг с другом.

4. Проектную деятельность, которая подразумевает коммуникацию при реализации проекта.

5. Творческую деятельность (например, рисование и лепка, результаты которой обсуждаются по итогам, когда воспитателем осуществляется инициирование диалога на тему рисунков.

6. Специализированные методики – чистоговорки, скороговорные игры.

Кроме того, в развитии диалогической речи детей используют и некоторые нетрадиционные методики. Так, доказано, что развитие координации мышц благотворно сказывается на общем физическом здоровье детей, укреплении нервной системы, что способствует и формированию правильного звукопроизношения.

В связи с этим, большое значение сегодня приобретает направление логопедической ритмики (логоритмики) в коррекции речевых нарушений детей в целом, и в части развития диалогической речи.

Прежде всего, логоритмика – это комплексная методика, которая включает в себя средства музыкально-ритмического, логопедического и физического воспитания. Основой логоритмики являются использование речи, музыки и движения.

Ввиду этого, помимо традиционных упражнений для дошкольников по развитию речи, за счет применения логоритмики происходит коррекция нарушений в лексико-грамматического оформления речевых высказываний детей (за счет использования песен, стихотворений и т. д.).

Можно отметить и ряд других методов по развитию диалогической речи дошкольников. Например, каждое занятие дошкольников по развитию речи целесообразно начинать с артикуляционной гимнастики, что улучшит процесс координации речевого аппарата. Также актуально вводить в работу с детьми элементы самомассажа и включать в физкультурные минутки различные логоритмические игры, как средство профилактики речевого нарушения у дошкольников.

Кроме того, отдельным блоком важно внедрять комплекс упражнений на развитие дыхания и разных модуляций голоса. Синтез слова, музыки и движений помогают детям формировать активность, уверенность в своих силах, и в том числе, стремление самостоятельно вступать в диалог.

Главный принцип достижения эффективности в работе по развитию диалогической речи у детей – это индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его психофизиологических, возрастных и речевых возможностей.

Одна из особенностей организации системы развития диалогической речи — это использование народного фольклора (закличек, потешек, приговорок, прибауток и др.).

Важнейшую роль играет и музыка как интегральная основа всего процесса. С помощью музыки целесообразно проводить развивающий дозированный координационный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению физиологического и психологического состояния ребенка, его желания вступать в диалог со сверстниками и взрослыми.

Особое внимание следует уделять развитию чувства ритма с помощью ритмической пластики, звучащих жестов, разнообразных речевых игр, применения ритмосхем, мело- и ритмодекламации.

Для развития речи у детей в практике работы дошкольных учреждений используется диалог, а также условия, в которых дошкольники вступают в диалог. К числу таких условий относятся и игровые занятия. Среди последних особое место занимают дидактические (обучающие) игры, призванные создавать условия, при которых дошкольник «перешагивает» порог каких-либо затруднений, в том числе и затруднений в области построения диалога.

В качестве основных игр для развития диалогической речи дошкольников целесообразно использовать такие, как:

1. Ролевые игры, при которых дошкольникам предлагается составить диалог по ролям. Для организации таких игр можно использовать сценки из литературных произведений, стихотворения, песни, элементы народного фольклора.

2. Составление диалогов и историй по картинкам, при которым дошкольникам предлагается одна или серия картинок с сюжетом, и дается задание придумать, о чем могут разговаривать персонажи на картинках.

3. Игры по развитию интонационной стороны речи, которую также необходимо развивать дошкольникам.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование традиционных коррекционных методик и методику использования сюжетно-ролевых игр для развития речи детей может стать эффективным средством развития речи, формирования коммуникативных навыков.

По итогам статьи хочу поделиться системой игр для развития речи детей.

1. «Шепот». Оборудование: стулья, пространство в группе. Ход игры: дети сидят в кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение (поднять руки, подпрыгнуть и др., а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.

2. «Звери в лесу». Оборудование: книга со сказками, самодельные маски зверей для наглядности. Ход игры: логопед читает сказку о лесных зверях (любую с достаточным число персонажей и диалогов, например, «Теремок»). Дети определяют, кто кого из персонажей будет играть и сказка разыгрывается по ролям.

3. «Какой фрукт». Оборудование: макеты фруктов. Ход игры: логопед задает вопросы типа:

Представь лимон.

Каков он на вкус?

Вспомни как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет апельсин.

Какого цвета апельсин?

Представь что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь? И др.

Далее воспитанники в парах рассказывают друг другу каждый про «свой» фрукт.

4. «Кто как говорит». Оборудование: карточки с изображениями птиц, аудиозаписи. Мягкая игрушка – медвежонок. Ход игры: логопед предлагает воспитанникам рассказать мишке, который пришел в гости из леса, как разговаривают птицы.

Каждому ребенку предлагается карточка с изображением птицы – ворона, воробей, курица, утка и др. (также можно использовать аудиозаписи)

Мишка подходит к каждому ребенку, которому необходимо сказать, как характеризуется голос каждой птицы:

Ворона – каркает,

Утка – крякает

Курица – кудахчет

Воробей – чирикает и др.

Логопед при необходимости подсказывает слово.

Игровая задача – правильно назвать действие.

Игровое правило: дети сидят в кругу, логопед обращается к ним с вопросом, дети отвечают. За правильные ответы возможны звездочки или смайлики в виде поощрений. Игровое правило – говорить по очереди, не перебивая.

5. «Профессии». Ход игры; логопед предлагает детям вспомнить какие существуют профессии.

Далее детям предлагается назвать – что делает представитель каждой профессии:

Врач – лечит,

Учитель – учит,

Строитель – строит,

Пожарный – тушит пожар и др.

Игровая задача – правильно назвать и показать символически действие.

Игровое правило: дети сидят в кругу, логопед обращается к ним с вопросом, дети отвечают. За правильные ответы возможны звездочки или смайлики в виде поощрений.

6. «Ласковое словечко». Оборудование: карточки с изображениями. Ход игры:

логопед предлагает детям карточки с изображением предметов, плодов или животных, которые можно сгруппировать по категориям (например, только плоды, или только животные).

Каждое изображение ребенок должен назвать (что изображено на картинке, а затем назвать его ласково, например:

Вишня – вишенка,

Заяц – зайчик и др.

Игровая задача – правильно подобрать уменьшительное слово.

Игровое правило: дети сидят в кругу, логопед обращается к ним с вопросом, дети отвечают. За правильные ответы возможны звездочки или смайлики в виде поощрений. Игровое правило – говорить по очереди, не перебивая.

7. «Что бывает». Оборудование: небольшой мяч. Ход игры: логопед предлагает по характеристике (прилагательному) назвать те объекты и явления, которые им можно охарактеризовать:

Например:

Дети, давайте вспомним, что бывает длинным?

- хвост, дорога, нитка, веревка…

Что бывает круглым?

- мяч, шар, Луна, Солнце…

Далее можно задавать вопросы:

Что бывает сладким, горьким, зеленым, желтым и др. ?

Данную игру можно организовать в формате игры в мяч :

Дети сидят в кругу, логопед бросает мяч ребенку, которому нужно назвать предмет. Ребенок называет предмет и перебрасывает мяч другому.

Игровая задача – правильно назвать слово – как можно больше слов.

Игровое правило: дети сидят в кругу, логопед обращается к ним с вопросом, дети отвечают. За правильные ответы возможны звездочки или смайлики в виде поощрений. Игровое правило – говорить по очереди, не перебивая.

8. «Чей домик?». Оборудование: карточки с изображениями животных. Ход игры: ведущий предлагает детям назвать дом для каждого животного, изображенного на карточке:

Медведь – в берлоге;

Белка – в дупле,

Скворец – в скворечнике,

Птица – в гнезде и др.

Также такую игру можно организовать аналогично игре в мяч (с перебрасыванием мяча).

Игровая задача – правильно назвать наименование дома.

Игровое правило: дети сидят в кругу, воспитатель обращается к ним с вопросом, дети отвечают. За правильные ответы возможны звездочки или смайлики в виде поощрений. Игровое правило – говорить по очереди, не перебивая.

9. «Кто что делает». Оборудование: карточки с предметами, аудиозаписи. Ход игры: логопед предлагает описать глаголом явления и предметы, например:

Что делает снег? – тает, темнеет.

Что делает ручей? – бежит?

Что делает собака? – бегает, лает.

Что делает гром? – грохочет.

Что делает Солнце – светит, греет.

Актуально для данной игры использовать описания природных явлений (гроза, Луна, Солнце, объектов, так как простые действия животных (лай собаки) детям сравнительно знакомы.

Также можно включить аудиозаписи грома, лая собаки и иных звуков и предложить определить звук (действие) и его источник.

Игровая задача – правильно назвать действие.

Игровое правило: дети сидят в кругу, логопед обращается к ним с вопросом, дети отвечают. За правильные ответы возможны звездочки или смайлики в виде поощрений. Игровое правило – говорить по очереди, не перебивая.

10. «Кто кем был». Оборудование: карточки с предметами. Ход игры: логопед бросает детям по очереди мяч и предлагает назвать, кем (чем) был раньше названный им предмет или животное, например:

Кошка – котенком;

Лошадь – жеребенком;

Тарелка – глиной;

Хлеб – мукой;

Рубашка – тканью, нитками;

Цыпленок – яйцом и др.

Игровая задача – правильно назвать слово.

Игровое правило: дети сидят в кругу, логопед обращается к ним с вопросом, дети отвечают. За правильные ответы возможны звездочки или смайлики в виде поощрений. Игровое правило – говорить по очереди, не перебивая.

Публикации по теме:

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «6 слагаемых для развития счастливого и успешного ребенка» Счастливый ребенок — это ребенок, который обладает такими качествами: — ему интересно жить: играть, исследовать, узнавать новое, экспериментировать,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование диалогической речи как залог успешного развития ребенка
Опубликовано: 6 февраля 2024 в 14:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД