МААМ-картинки

Развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования

Ольга Жукова
Развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования

(методические рекомендации)

Исполнитель:

Жукова Ольга Александровна,

воспитатель МБДОУ № 39, г. Анжеро-Судженск

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы в развитии цветовосприятия у детей при использовании нетрадиционных техник рисования 5

Публикация «Развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования» размещена в разделах

1.1 Основные понятия и сущность нетрадиционных техник рисования 5

1.2 Виды нетрадиционных техник рисования и их влияние на детей 8

ГЛАВА 2. Использование нетрадиционной техники рисования в младшей дошкольной группе 14

2.1 Методика проведения занятия в младшей дошкольной группе 14

2.2 Анализ влияния нетрадиционных техник рисования на детей младшего дошкольного возраста 17

ГЛАВА 1. Теоретические основы вразвитии цветовосприятия удетей при использовании нетрадиционных техник рисования

1.1Основные понятия и сущность нетрадиционных техник рисования

Термин нетрадиционный можно рассмотреть как – не являющийся традиционным; связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; новаторский. [7]

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.

Из вышерассмотренного вытекает определение нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Особенностью обучения детей на занятиях по изобразительной деятельности являются то, что издавна соперничают два подхода: академическое обучение и свободное воспитание или обучение нетрадиционным техникам в изобразительной деятельности дошкольников.

В первом случае дети приобретают навыки, полезные в жизни, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это обучение без творчества.

Во втором случае для детей создается благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного воздействия. Дети приобретают опыт свободного самовыражения, но это творчество без обучения. Нужен третий путь-путь целенаправленного руководства творческим развитием детей[8].

В основу опыта использования нетрадиционных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник. Такие задания ставят ребенка в позицию «творца» активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов [2].

Положительным моментом является то, что кроме основных программ в современных дошкольных учреждениях есть выбор вариативных, парциальных и авторских программ, которые раскрывают положительные аспекты использования разнообразных нетрадиционных техник.

Т. С. Комарова, Р. Г. Казакова, Т. С. Акуленок предполагают использование разнообразных изобразительных техник в работе с детьми дошкольного возраста как вариант пути выхода из данной сложившейся ситуации.

Практические исследования Казаковой, Р. Г. и других педагогов в области использования нетрадиционных техник прошли открытую проверку в дошкольных образовательных учреждениях и показали значимость для повышения уровня выразительности рисунков, повышения эффективности усвоения художественно-выразительных приемов в создании образа или композиции.

Цель методических рекомендаций – оказание практической помощи всем, кто заинтересован в раннем развитии творческих способностей детей. В работе предлагаются не только методы и приемы, развивающие воображение, фантазию, но и даны в игровой форме упражнения по технике рисования. Дан перечень техник рисования по возрастам, их описание. Хочется отметить, что техники идут с усложнением.

Другой педагог-психолог И. А. Лыкова разработала программу «Цветные ладошки», в которой имеется перспективное планирование и цикл занятий с применением нетрадиционных техник рисования по возрастам[9].

Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.

Мы обозначаем нетрадиционные техники как современные. А современность той или иной техники мы будем рассматривать по критерию применения, использования в работе с дошкольниками, в настоящее время.

Использование разнообразных нетрадиционных техник развивает творческий потенциал детей. Педагогу же разнообразие изобразительных техник позволяет ставить перед детьми новые задачи, и стимулирует творческую активность. К тому же нетрадиционные техники развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность и самое главное – уверенность в себе. У детей возрастает интерес к изобразительной деятельности. Они более творчески всматриваются в окружающий мир, учатся находить разные оттенки. Приобретают опыт эстетического восприятия. Дети создают новый оригинальный продукт. Проявляют творчество, реализуют свои замыслы, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

1.2 Виды нетрадиционных техник рисования и их влияние на детей

Перечень нетрадиционных техник, используемых в работе дошкольных учреждений не отличается разнообразием. Поэтому решено остановиться на рекомендациях авторов, занимающих этим вопросом.

Лыкова И. А. дает следующие рекомендации по использованию нетрадиционных техникх. Работу с использованием нетрадиционных техник следует начинать с младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте :

- рисование пальчиками

- ладошками

- рисование тычками из поролона

- ватными палочками

- печатание листьями[9].

Перечислим наиболее известные виды нетрадиционных художественно–графических техник, представленных А. В. Никитиной [12]. Она рекомендует живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками;

- рисование ладошками.

Другой педагог Казакова Р. Г. рекомендует такой перечень нетрадиционных техник[6] :

С 2 лет

- рисование пальчиками

- рисование ладошкой

с 3 лет

- оттиск пробкой

- оттиск печатками из картофеля (то же поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет)

с 4 лет

- оттиск смятой бумагой

- восковые мелки + акварель

- свеча + акварель

Для каждого возраста необходимо придерживаться разных приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. Рассмотрим более подробно.

Кляксография:

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью:

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками :

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой :

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск смятой бумагой:

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель:

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель:

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Точечный рисунок:

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Набрызг:

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев:

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Метод волшебного рисунка:

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Метод ниткографии:

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной — совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Рисование на мокрой бумаге :

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги.

Некоторые виды нетрадиционных техник могут не подойти для конкретной группы младшего возраста, поэтому подбор техники индивидуален и зависит от возраста (2-3, 3-4 года, а также способностей детей определенной младшей дошкольной группы.

Изучив теоретические положения использования нетрадиционных техник изобразительно творчества в работе с детьми дошкольного возраста, мы можем с уверенностью говорить о том, что они являются эффективным средством творческого развития детей, а в частности развития их цветовосприятия.

ГЛАВА 2. Использование нетрадиционной техники рисования в младшей дошкольной группе

2.1 Методика проведения занятия в младшей дошкольной группе

Тема занятия: «Желтый одуванчик»

Цель: Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: Альбомные листы, желтая и зеленая гуашь, модель одуванчика и пчелок по количеству детей, салфетки.

Предварительная работа: Рассматривание травы и цветов на прогулке.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, наступило прекрасное время года Весна. Вся природа просыпается от долгого сна. Какие цветы распускаются первыми?

Дети: Одуванчики.

Воспитатель: Я расскажу вам красивый стих.

Уронило солнце,

Лучик золотой.

Вырос одуванчик –

Первый молодой!

У него чудесный

Золотистый цвет,

Он большого солнца,

Маленький портрет!

Посмотрите, какой красивый одуванчик. Чем же этот цветок похож на солнце?

Такой же круглый и желтый.

Что есть у одуванчика? (стебель, листья, цветок)

Слышите, кто-то жужжит.

Кто это?

Модница крылатая, платье полосатое!

Ростом хоть кроха, укусит будет плохо!

Дети: Пчелка.

Воспитатель:Здравствуй, пчелка! Как тебя зовут? — Майя.

Пчелка узнала, что у нас в группе появился одуванчик. Она рано проснулась, а цветы еще нигде не расцвели. Пчелке так хочется нектара попробовать. Вот она к нам и прилетела, но прилетела она к нам не одна, со своими друзьями – пчелками. (вносит пчелок) Ребята, пчелок много, цветок один. Насекомым так не хватит цветочного нектара. Где нам его взять?

Дети: Нарисовать.

Воспитатель:Чем мы будем рисовать? — у нас нет кистей.

Дети: (затрудняются ответить)

Воспитатель:Не беда, у нас всегда готовы 10 кисточек, которые постоянно с нами. Что же это за кисточки? Догадались? Конечно это наши пальчики! На каждый пальчик - кисточку своя краска.

А теперь я вас научу рисовать пальчиками-кисточками. Наберем на пальчик желтую краску, поставим на листе яркую точку., а потом вокруг нее много точек по кругу.

(сопровождает объяснение примерным показом)

Вот и получился цветочек желтый, пушистый. А что мы еще забыли нарисовать?

Дети: Стебелек и листочек.

Воспитатель:Их можно нарисовать прямыми линиями. Кто хочет показать? (ребенок рисует на образце)

Посмотрите, в нашей группе вырос еще один одуванчик. А теперь вы сами нарисуйте одуванчики для каждой пчелки.

Дети рисуют.

Воспитатель:Какие замечательные получились цветы. Теперь сложим одуванчики вместе — получился золотой лужок. Наши пчелки сядут на него, и будут пить сладкий нектар!

Все ребята постарались, пчелки очень довольны. Молодцы!

Работы ребят можно выставить на стенд, где это предусмотрено в дошкольном учреждении.

2.2 Анализ влияния нетрадиционных техник рисования на детей младшего дошкольного возраста

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или маминой помадой на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию.

Рисование ладошками, ватными палочками, пальчиками, печатание листиками всё это похоже на весёлую игру, деткам очень нравится, и в результате получаются самые настоящие шедевры. Отличительной особенностью детского восприятия, это стремление к самостоятельности. Будет лучше, если садиться рядом с ребёнком и рисовать, показывать, как выполнить тот или иной элемент на отдельном листе, ребёнок будет смотреть и повторять, рисуя свою картину. И никогда не нужно говорить, что получилось плохо, потому что нашим детям нужна уверенность в своих способностях. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.

Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольниками предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет.

Исследовательская деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Также в процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. У ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки, в том числе и цветовосприятие.

Педагоги, в силу своей занятости редко используют нетрадиционные техники. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку именно поэтому нетрадиционная методика очень привлекательна детям, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражению в целом.

Опыт показывает, что одно из важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы- вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию, так чтобы с одной стороны дети могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой стороны искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Публикации по теме:

Мастер-класс для детей младшего дошкольного возраста. «Солнышко» в нетрадиционной технике рисования «монотипия»Мастер-класс для детей младшего дошкольного возраста. «Солнышко» в нетрадиционной технике рисования «монотипия» Представляю Вашему вниманию детский мастер - класс для детей младшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике рисования "Монотипия".

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Мастер-класс с использованием нетрадиционной техники рисования губкой вокруг листьев для детей дошкольного возрастаМастер-класс с использованием нетрадиционной техники рисования губкой вокруг листьев для детей дошкольного возраста Мастер-класс по рисованию использованием нетрадиционных техник рисования, губкой вокруг листьев для детей дошкольного возраста. Тема «Осенний.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционной техники рисования пшеничным колоскомКонспект занятия по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционной техники рисования пшеничным колоском Конспект занятия по рисованию. Нетрадиционная техника рисования «Закат в поле» отпечаток пшеничного колоска. Цель: Закреплять знания о.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования
Опубликовано: 28 января 2021 в 19:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Жукова (УИ 1374012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД