Людмила Сергеевна Кузнецова
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через использование клавес — деревянных палочек
▼ Скачать + Заказать документы
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Публикация «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через использование клавес — деревянных палочек» размещена в разделах
- Клавесы. Игры и занятия
- Поделки из палочек от мороженого и шпателей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали, что развивать чувства ритма рекомендуется с самого раннего возраста. Главная задача в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста : научить их ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка.
Чтобы добиться нужного результата в развитии у дошкольников чувства ритма, можно использовать разные формы работы. Одной из таких форм является игра с клавесами.
Клавесы– две палочки из гладкого твёрдого дерева (из бука, сосны и берёзы, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Незатейливый на первый взгляд инструмент – уникальный в своем роде для педагогов в музыкальном, сенсорном и речевом развитии дошкольников. Использование клавес – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее не только чувство ритма, но и внимание, память, мелкую моторику, речь, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, воображение. Игры с клавесами дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным для гармоничного и целостного развития дошкольников.
Упражнения с ритмическими палочками привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развитии метроритмического и тембрового слуха.
Существует несколько способов игры на клавесах :
· стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;
· кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;
· трём одну клавесу о другую;
· ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»);
· кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд – назад («брёвнышки»);
· удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так, чтоб клавесы не упали;
· держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй – стучим попеременно то по одному, то по другому концу;
· стучим клавесами как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном или по пластмассовой крышке.
Предметы, в которые могут превратиться клавесы :сосульки, свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться);рога (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»);скрипка (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»);антенны (приставляем две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук «И-у! И-у»);молоток (ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим по её верхнему концу второй клавесой);дирижёрская палочка (машем перед собой одной палочкой).
В работе с детьми дошкольного возраста активно используются речевые упражнения, что помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.
Для развития умения слышать одновременно несколько ритмических уровней применяется несколько приемов, последовательно подводящих детей к ритмичному исполнению : предлагается угадать, чьё имя назвал музыкальный руководитель (Та-ня или Ан-дрю-ша и т. д.).Дети должны узнать это по ритмическому рисунку, исполненному взрослым. После этого ребята могут самостоятельно называть друг друга. По аналогии можно проговаривать фрукты, овощи и т. д., что помогает детям освоить классификацию.
Развитию ритмического слуха и вниманияспособствует игра «Эхо»,цель которой - соблюдать чёткий заданный ритм, темп, слышать паузы. Дети сидят за столом, или на ковре по кругу. Педагог ударяет клавесами один раз, остальные вторят ему. Каждый должен отобразить ритм один раз. Когда игра освоена, её можно усложнить с помощью разнообразного ритма и дать возможность начинать игру и задавать ритм детям. Данная игра дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой ритмический рисунок.
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи. Поэтому, воспитанникам группы компенсирующей направленности предлагаются игры на координацию речи с движением, основная цель которых - преодоление речевого нарушения детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением. Детям предлагается повторить под музыку следующие движения, разные для обеих рук: одной клавесой стучим, другой - шуршим, двигая по полу; одной клавесой рисуем круг на полу, другой в воздухе; закрыв глаза, крутим клавесы перед собой, а потом пытаемся соединить их концы в воздухе, не промахнувшись. Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи мозга.
Для развития внимания и координации движения применяется упражнение «Тебе-мне» : под ритмичную музыку воспитанники передают клавесы кругу соседу справа (слева, проговаривая слова: «тебе-мне».
Игры с клавесами используются в различных видах деятельности, (пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения).
Развивая чувство ритма, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, у них улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений, дети более четко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на музыкальных инструментах.
Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, а воспитание с помощью музыки формирует духовно богатый мир ребёнка, помогает стать ему творческой, всесторонне-развитой личностью.
Результаты работы показывают, что развитие чувства ритма содействует развитию музыкальных способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.