Вера Демина
Развитие чувства ритма как одно из средств формирования музыкальных способностей
Современная ситуация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Разнообразие и многоплановость ритмов, а нередко и их аритмичность, обусловлены проблемами социального характера, которые создают дисгармонию в отношениях ребенка с миром и обладают разрушительным свойством. Игра на детских музыкальных инструментах способствует гармонизации отношений детей с окружающим миром, вызывает большой интерес у детей дошкольного возраста. Их привлекает звучание и особенности воспроизведения музыкальных отрывков. Дети овладевают не только посильным исполнительским искусством и приобщаются к музыкальной сфере, но и, с помощью данного педагогического приема, развиваются музыкальные способности дошкольников.
Публикация «Развитие чувства ритма как одно из средств формирования музыкальных способностей» размещена в разделах
В дошкольном возрасте необходимо развивать музыкальные способности и индивидуальность детей. Игра на музыкальных инструментах способствует восприятию ритмического рисунка музыкального произведения на основе собственного опыта, а также углубляет умение представить, воспроизвести и расширить музыкальный ритм в мелодии. Развитие данной музыкальной способности успешно протекает при достаточном уровне сформированности мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, сопоставление и запоминание. Игра на детских музыкальных инструментах позволяет дошкольникам развивать музыкальные способности и влияет на гармоничное развитие личности дошкольника.
Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т. е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б. М. Теплов. Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга советского психолога Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности. Главным показателем музыкальности Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения - музыкальный слух и чувство ритма.
В музыкальной практике под чувством ритма понимают способность, лежащую в основе всех тех проявлений музыкальных способностей, которые связаны с восприятием, воспроизведением и изображением временных отношений в музыке. Одним из распространенных мнений среди педагогов является суждение о невозможности воспитания чувства ритма. Решением данной проблемы будут педагогические приемы, которые обычно применяются для ритмического воспитания.
Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. Предлагаемые виды заданий во время непосредственной музыкально-образовательной деятельности педагога с детьми способствуют внедрению в практику дифференцированной коррекционно-развивающей работы по развитию чувства ритма у дошкольников :
1. Дошкольники пропевают, а затем и проигрывают на различных музыкальных инструментах ритмический рисунок песни;
2. Тихо выполняют (отстукивают) ритмический рисунок, а педагог равномерно тактирует.
3. Поют мелодию «ритмослогами». За каждой длительностью закрепляется определённое слоговое название. Введению этой системы помогает песенка «Часы», изображающая ход больших и маленьких часов. Ритмослогами дошкольники читают ритмические строчки, нотные примеры.
4. Мысленно поют мелодию, воспроизводя вслух (хлопками, отстукиванием) только ритм.
5. Записывают усвоенный ритм на доске, закрепляя пройденный материал на наглядных примерах.
6. Выполняют различные упражнения, связанные с освоением ритмических соотношений.
Для освоения ритма при игре на детских музыкальных инструментах у дошкольников в практике используются следующие упражнения:
• «Хлопай в такт». Это упражнение можно начинать с первых занятий и в течение всего периода обучения. Дети улавливают и воспроизводят хлопками «пульс» звучащей музыки. Детям предлагается прошагать под музыкальный пульс. Репертуар – детские песни, польки и марши.
• «Ритмическое эхо». Педагог хлопает ритм, а дети должны воспроизвести ритмический рисунок. Ритмические построения должны быть небольшие по объёму (два – четыре такта). Вариант этого упражнения – педагог играет мелодию, дети простукивают ритмический рисунок. Полезно повторять ритм знакомых мелодий по памяти, это развивает долговременную ритмическую память. Репертуар – детские попевки, маленькие песенки.
• «Запиши своё имя». Приступив к записи ритмов, следует провести параллели между словесной речью и музыкальной. Педагог показывает детям, как можно ритмизовать имена, записывать их при помощи длительностей (дети записывают своё имя и имена родителей, друзей).
• «Угадай-ка». Педагог играет музыкальную фразу из знакомой песни, предлагая узнать, с какими словами она звучит, спеть, прохлопать с ритмослогами, а затем записать ритм.
• «Ладушки» – игра помогает узнавать на слух особенности чередования сильных и слабых долей, определять размер. Ребята разбиваются на пары. Педагог исполняет пьесы в разных размерах, дошкольники хлопками отмечают пульс музыки : сильную долю каждый хлопает сам, а слабые друг с другом.
• игра в детском шумовом оркестре.
Таким образом, можно сделать следующие выводы об основных путях развития ритмического чувства педагогами :
1. Исходным пунктом работы должна быть собственная ритмическая деятельность детей (игровые песни, ритмические движения и т. д.).
2. Элементы сознательности вводим в музыкальную деятельность детей очень постепенно, сохраняя элемент игры.
3. Изучая новый ритмический рисунок, всегда исходим из известных мелодий.
4. Учим дошкольников тихо выполнять ритмический рисунок (пальцами, тихим стуком и т. п.). Громкое повторение ритма вносит недисциплинированность.
5. При овладении новым ритмическим материалом привлекаем наглядность, видимую и слышимую (запись на доске, движение под музыку и т. д.).
6. Применяем более простые длительности и ритмические группировки и делаем этот ритмический рисунок более ясным, доступным. Далее усложняем ритмический рисунок.
7. Ассоциируем длительности с «ритмическим словом», нотное изображение — с постоянным музыкальным «именем».
9. Закрепляем новый ритмический материал в совместных упражнениях с детьми.
10. Если убеждаемся, что новый ритмический материал еще недостаточно осознан дошкольниками, возвращаемся к наглядным примерам, используем другие приемы.
11. В совместной музыкальной деятельности используем задания, воспитывающие ритмическое чувство.
Литература
1. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – Л., 1947.
2. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.
3. Гарбер Л. А. Начальная стадия развития музыкальных способностей//Проблемы способностей. – М., 1962.
4. Гольденвейзер А. Б. О музыкальном искусстве. – М. : Музыка, 1975.
5. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. – М., 1993.
6. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М., 1997.