Алёна Артёмовна Шенкнехт
Развитие артикуляционной моторики в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы изучения развития артикуляционной моторики в онтогенезе до сих пор волнуют многих ученых. Достаточно много работ, посвященных изучению данной проблемы, опубликовано как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Фонетико-фонематическая сторона речи в психолого-педагогической литературе рассматривается как достаточно сложный и многогранный процесс, который является показателем общей культуры речи, указывает насколько речь говорящего соответствует произносительным нормам и напрямую связана со становлением и развитием речевого, фонематического слуха и фонематического восприятия.
Публикация «Развитие артикуляционной моторики в онтогенезе» размещена в разделах
По мнению ученых, в онтогенезе развитие артикуляционной моторики происходит постепенно. Е. Ф. Архипова, подчеркивает, что ребенок рождается уже с готовыми функционированию органами артикуляции, однако необходим ряд последующих этапов для полноценного развития артикуляционной моторики :
1. 0-3 месяца.
В данный период развития у ребенка преобладают эмоционально-выразительные реакции.
2. 3-6 месяцев.
Данный период развития характеризуется появлением голосовых реакций, ребенок способен дифференцировать исключительно противопоставленные звуки.
Следует отметить, что качество и произношение звуков зависит в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата, который в данный возрастной период начинает активно функционировать, в речи ребенка присутствуют лепетные слова.
3. 6-10 месяцев.
На данном возрастном отрезке развития ребенок начинает понимать речь, появляются первые четкие звуки, которые не носят устойчивого характера и произносятся в основном в коротких словосочетаниях, наиболее четко среди гласных звучит звук – а, у; к согласным можно отнести звуки – п, б, м, к, т.
4. 10-12 месяцев.
Появляются первые слова. К году ребенок отчетливо произносит простые артикуляционные звуки : - а, у, п, б, м, н, т, д, к, г.
Таким образом, в доречевом периоде формируются предпосылки для развития артикуляционной моторики, происходит координация слуховых и речедвигательных образов.
На втором году жизни ребенок активно начинает произносить звуки - э, и, ы, однако твердые согласные звучат как мягкие – ть, дь, сь, зь. На данном возрастном этапе у детей возрастает потребность к подражанию речи взрослых, происходит интенсивное понимание речи других.
На третьем году жизни артикуляционный аппарат ребенка активно функционирует, но четкость произношения еще недостаточно выработана. П. С. Жукова подчеркивает, что на данном возрастном этапе, дети стараются как можно четче приблизить свое произношение к правильному. Трудные по произношению и артикуляции звуки, как правило, заменяются на более легкие, например, ц – ть, р – л, ч – сь, ть. Четко оформляется артикуляция губно-зубных : - ф, фь, вь.
На четвертом году артикуляционный аппарат укрепляется, движения мышц имеют определенную координацию, в речи детей постепенно появляются твердые согласные, шипящие, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных.
Фонематические функции на пятом году жизни у детей совершенствуются, дети способны четко произносить шипящие, узнают звук в потоке речи, замечают скорость речи, повышение и понижение голоса, а также эмоциональную окраску. Произношение сонорных – л, р, ль, рь по-прежнему остается неустойчивым, в частых случаях данные звуки взаимозаменяются.
К шести годам большинство детей уже произносят все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Фонематический слух хорошо развит, ребенок может выделить слоги и слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Р. Е. Левина характеризует данный возрастной этап как подготовительный этап к школе, у детей достаточно развито фонематическое восприятие, ребенок способен к звуковому анализу, что является предпосылкой к овладению грамотой.
Таким образом, сходя из вышеизложенного, можно прийти к заключению, что у детей постепенно увеличивается количество произносимых звуков согласно определенной онтогенетической последовательности : последовательности: губные раньше, чем язычные; взрывные раньше, чем щелевые. Это объясняется тем, что произнести звук в момент размыкания органов речи намного проще, чем в течение некоторого времени держать их приближенными друг к другу для образования щели аффрикаты, необходимой для прохода воздушных струй; затем осваиваются аффрикаты и сонорные (см. таблицу 1)
Таким образом, исходя из данных таблицы, артикуляционная моторика в онтогенезе постепенно к 5-ти годам. Ребенок в своем языковом развитии проходит ряд последовательных этапов:
– Первый этап.
Полное отсутствие дифференциации звуков, понимание речи и самой речи ребенка. Дофонематическая стадия развития речи.
– Второй этап.
Различаются далекие фонемы, отсутствует дифференциация близких фонем, ребенок слышит звуки иначе чем взрослый, не различает правильности произношения.
– Третий этап.
Ребенок слышит звуки в соответствии с фонематическими признаками, узнает неправильно произносимые слова, различает правильное и неправильное произношение. Речь по-прежнему не соответствует норме, ребенок старается подражать речи взрослых и пытается воспроизводить похожие звуки. Способности к подражанию при помощи эмоций и жестов в процессе общения стимулируют понимание и развитие экспрессивной речи, что оказывает положительное влияние на артикуляционную моторику.
– Четвертый этап.
Появляются новые образцы восприятия звуков, речь остается на прежнем уровне, однако ребенок узнает неправильно воспроизводимые слова, активная речь ребенка практически достигает нормы.
– Пятый этап.
Завершающий этап процесса развития фонематических функций. Речь ребенка правильная, он перестает узнавать неправильно произносимые слова, вследствие формирования тонких дифференцированных звуковых образов слов и звуков.
Первые три этапа речевого развития характерны для раннего детства (от 0 до 3-х лет, последующие два этапа ребенок проходит в дошкольном возрасте. Артикуляционная моторика развивается посредством коммуникации со взрослыми, ребенок старается воспроизводить слова, стремиться подражать речи взрослого.
Таким образом, процесс формирования и развития артикуляционной моторики детей дошкольного возраста носит постепенный характер. Артикуляционная моторика выступает базовым звеном речевой деятельности, и формируется с шестимесячного возраста до полутора лет в норме вследствие речевого общения с взрослыми. Артикуляционная моторика непосредственно зависит от фонетического слуха, который формируется на базе фонематического слуха и выполняет функцию осуществления контроля за слоговыми рядами в речи. Фонетический и фонематический слух в процессе интеграции образую речевой слух, который отвечает за звукослоговую структуру речи ребенка. Фонематическое восприятие, как и все умственные операции по звуковому анализу, формируется в процессе специального обучения ребенка. Изучают двигательные функции губ, челюсти, языка, движения мягкого неба; продолжительность и силу выдоха. Исследуют динамическую организацию движений артикуляционного аппарата. Проводят обследование мимической мускулатуры, исследование объема и качественных движений мышц глаз, объем движения и качество движения мышц щек, возможности произвольного формирования определенных мимических поз, символического праксиса.
Развитие артикуляционной моторики в совокупности с фонематическими функциями в онтогенезе в норме имеют большое значение для овладения навыками чтения и письма.