Лучший педагог года

Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров

Лоскутова Ольга
Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров

Тема :«Развитие активной речи детей раннего возраста

средствами малых фольклорных жанров»

Развитие связной речи у дошкольников - важное направление в работе воспитателя детского сада. Ему необходимо постоянно искать новые способы и методические приемы активизации речевой деятельности детей.

Актуальность темы существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Слушанье сказок, рассказов, стихов, потешек учат следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх.

Публикация «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров» размещена в разделах

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Цели и задачи

Целью работы над данной темой является:

1. повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;

2. Создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора

2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря

3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

5. Объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития посредством активного использование произведений русского народного творчества через организацию совместных мероприятий в семейных клубах

6. Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности, первоначальных навыков речевой деятельности, интереса к фольклорным произведениям

7. Подобрать и составить картотеку произведений русского фольклора для использования в совместной деятельности воспитателя с детьми, при организации режимных моментов

Форма отчетности

В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:

• картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у дошкольников;

• памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;

• открытое занятие по развитию речи;

• выступление на заседании методического объединения с отчетом о проделанной работе.

Прогнозируемые результаты

Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:

• совершенствование образовательного процесса;

• активизация речевой деятельности дошкольников;

• улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;

• повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

План реализации научно-методической темы по самообразованию

№ Раздел Сроки реализации Практические выходы

1 Изучение методической

литературы Сентябрь - май

2

Работа с детьми Октябрь Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками!»

Ноябрь Досуг «Аленушкины загадки»

Февраль Досуг «Широкая Масленица»

Март Инсценировки сказки «Теремок»

3 Работа с родителями Апрель Семейный конкурс «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»

В течение года Подготовка книжек – малюток, настольных игр, игрушек - героев народных сказок

4 Самореализация Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 2 – 3 лет»

Май Открытое занятие по развитию речи во-второй младшей группе.

Май Выступление на педсовете. (Отчет о проделанной работе)

Список использованной литературы

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей.

М. ; Мозайка-Синтез, 1999 г.

2. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет.

Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.

3. Гербова В. В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года). Ребенок в детском саду № 5, 2001 г.

4. Гербова В. В. Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М. ; Просвещение, 1986 г. – 128 с.

5. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. М. Линка – Пресс, 2006 г.

6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 9, 1990.; №10, 1994.; №12, 1998 г.

7. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М. ; Мозайка-Синтез, 2000 г.

8. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. Санкт-Петербург, Дельта, 1999 г.

9. Печора К. Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Ребёнок в детском саду, № 4, 2001 г.

10. Пикулева Н. Уговорушки. «Дошкольное воспитание», № 5, 2001 г.

11. Усова А. П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов. Изд. 3-е. М. ; «Просвещение», 1972 г.

12. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. М. Творческий центр, 2001 г.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговоркиСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм»Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм» Я думаю что и в наше время эта тема актуальна! Как хотелось бы, чтобы наши дети пели русские детские песенки, рассказывали сказки, потешки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров
Опубликовано: 14 октября 2024 в 12:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров» (включая файлы) размещена пользователем Лоскутова Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Всемирный день пения

Сегодняшний праздник отмечают все любители пения и артисты, для которых исполнение песен стало профессией. Цель празднования — популяризация пения, как способа достичь понимания, единства и гармонии с...

16 октября. Всемирный день хлеба. Папка-передвижка

День хлеба во всем мире отмечается 16 октября. Этот праздник посвящен самой важной пище на нашей планете — хлеб в том или ином виде присутствует в национальных кухнях почти всех народов.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД