Лоскутова Ольга
Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров
▼ Скачать + Заказать документы
Тема :«Развитие активной речи детей раннего возраста
средствами малых фольклорных жанров»
Развитие связной речи у дошкольников - важное направление в работе воспитателя детского сада. Ему необходимо постоянно искать новые способы и методические приемы активизации речевой деятельности детей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
Актуальность темы существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Слушанье сказок, рассказов, стихов, потешек учат следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Цели и задачи
Целью работы над данной темой является:
1. повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
2. Создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
5. Объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития посредством активного использование произведений русского народного творчества через организацию совместных мероприятий в семейных клубах
6. Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности, первоначальных навыков речевой деятельности, интереса к фольклорным произведениям
7. Подобрать и составить картотеку произведений русского фольклора для использования в совместной деятельности воспитателя с детьми, при организации режимных моментов
Форма отчетности
В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:
• картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у дошкольников;
• памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
• открытое занятие по развитию речи;
• выступление на заседании методического объединения с отчетом о проделанной работе.
Прогнозируемые результаты
Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:
• совершенствование образовательного процесса;
• активизация речевой деятельности дошкольников;
• улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
• повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
План реализации научно-методической темы по самообразованию
№ Раздел Сроки реализации Практические выходы
1 Изучение методической
литературы Сентябрь - май
2
Работа с детьми Октябрь Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками!»
Ноябрь Досуг «Аленушкины загадки»
Февраль Досуг «Широкая Масленица»
Март Инсценировки сказки «Теремок»
3 Работа с родителями Апрель Семейный конкурс «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»
В течение года Подготовка книжек – малюток, настольных игр, игрушек - героев народных сказок
4 Самореализация Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 2 – 3 лет»
Май Открытое занятие по развитию речи во-второй младшей группе.
Май Выступление на педсовете. (Отчет о проделанной работе)
Список использованной литературы
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей.
М. ; Мозайка-Синтез, 1999 г.
2. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет.
Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
3. Гербова В. В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года). Ребенок в детском саду № 5, 2001 г.
4. Гербова В. В. Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М. ; Просвещение, 1986 г. – 128 с.
5. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. М. Линка – Пресс, 2006 г.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 9, 1990.; №10, 1994.; №12, 1998 г.
7. Павлова Л. Н. Раннее детство : развитие речи и мышления. М. ; Мозайка-Синтез, 2000 г.
8. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. Санкт-Петербург, Дельта, 1999 г.
9. Печора К. Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Ребёнок в детском саду, № 4, 2001 г.
10. Пикулева Н. Уговорушки. «Дошкольное воспитание», № 5, 2001 г.
11. Усова А. П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов. Изд. 3-е. М. ; «Просвещение», 1972 г.
12. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. М. Творческий центр, 2001 г.