Надежда Маркисовна
Развернутое комплексно-тематическое планирование на лето
▼ Скачать + Заказать документы
Развернутое комплексно-тематическое планирование по образовательным областям в группе «Бусинки»
на ИЮНЬ 1 неделя
по теме: ЗДРАВСТВУЙ, СОЛНЕЧНОЕ ЛЕТО!
Цели: Уточнение и закрепление представления детей об изменениях, происходящих в природе летом, закрепление примет лета, названия летних месяцев. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями Позновательно-исследовательская деятельность
Публикация «Развернутое комплексно-тематическое планирование на лето» размещена в разделах
- Лето
- Лето. Планирование в летний период, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Социально-коммуникативное развитие Беседа «Как вести себя на природе»
Посадка рассады цветов на клумбе, помощь в поливе цветов на клумбе
Ситуативная игра «Солнечные зайчики»; «Цветочная поляна;
С/ р игры: «Переезд на дачу», «В магазин за покупками
Показ кукольного спектакля «Медвежонок и рябинка» Книги, открытки, репродукции, иллюстрации, предметные картинки по теме
Конструктор «Флора»
Энциклопедия для малышей «Что я знаю о деревьях», «Деревья»
Плакат «Деревья и кустарники», «Полевые и луговые цветы», «Насекомые»
Плоды шишки для рассматривания, изготовления поделок (сосна, ель, лиственница, кедр)
Шаблоны, трафареты, раскраски по теме Индивидуальные беседы с родителями. «Использование природных факторов для закаливания детей летом»
Памятка для родителей «Правила поведения на воде» История воды
Тема: Мыльные шутки.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, изменениями её свойств под воздействием других веществ (мыла); закреплять умение формулировать вывод в ходе совершения практических действий
Тема: Сделаем чище!
Цели: закреплять знания об очищающем свойстве воды; продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами исследования
Познавательное развитие Рассматривание фотографий, репродукций, иллюстраций с летним пейзажем
Рассказ воспитателя об изменениях, происходящих. в природе летом
Рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка)
Просмотр презентации «Лето – дивная пора»
Исследовательская деятельность – свойства песка («Сыпучий песок», «Мокрый песок», «Рисуем на песке»)
Игры с песком: «Строители», «Дорога», «Башня».
Игры с водой: «Плывет, плывет кораблик», «Ветерок (сдуй лодочку)».
Д / и «Подбери серединку к цветку и бабочке»; «Выложи узор по схеме»; «С какого дерева листочек»; «Назови дерево»; «Какого цветка не стало».
Беседа с детьми «Солнце в жизни людей»
Речевое развитие Речевые упражнения «Один — много», «Назови ласково», «Объяснялка».
Наизусть З. Александрова «Дождик»
Чтение: Серова «На лужайке», Толстой «Колокольчики мои…», Ф. Грубин «Белые ромашки-сестрички», З. Александрова «Ромашки», Н. Курочкина «Нарядные платьица, желтые брошки»
Речевые игры «Когда это бывает», «Времена года»
Художественно-эстетическое развитие Рисование в нетрадиционной технике «Солнышко лучистое, улыбнулось весело».
Конкурс рисунков на асфальте
Рассматривание иллюстраций в детских книгах
Прослушивание рус. нар. песни «Во поле береза стояла», «Что такое наше лето»
Изготовление коллажа из листьев
Выкладывание на прогулке из палочек и листиков узоров
Физическое развитие Пальчиковые игры «Насекомые»; «Бабочка»; «Колокольчики»; «Дождик»; «Жук»; «Солнышко-ведрышко».
П/игры «Солнышко и дождик»; «У медведя во бору»; «Медведь и пчелки»; «На полянке»; «Бабочки и стрижи»; «Перелет птиц».
Развернутое комплексно-тематическое планирование по образовательным областям в группе «Бусинки»
на ИЮНЬ 2 неделя
по теме: СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА – ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
Цели: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Формировать навыки безопасного поведения в природе
Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями Позновательно-исследовательская деятельность
Социально-коммуникативное развитие Инсценировка по стихам Остера «Вредные советы».
Игра-драматизация: «Медвежонок – спортсмен»
С/р игра «Семья на прогулке»
Игры- забавы «Пускание мыльных пузырей».
Беседа «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой»
Рассказ педагога о правилах безопасности при нахождении на солнце и на воде Иллюстрации о закаливающих процедурах
Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации, ручного труда, раскраски, трафареты, шаблоны по теме
Атрибуты для с/р игы «Семья» - полотенце, мыло, ванна
Книжный уголок с книгами по теме
Емкости для экспериментов с водой и песком
Штатив с пробирками
Плакат «Круговорот воды в природе» Папка - передвижка «Растим здорового ребенка»
Консультация-«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» История воды
Тема: Вода в решете.
Цели: закреплять знания детей о свойствах воды; познакомить со свойством растительного масла образовывать тонкую плёнку, мешая проникновению воды; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес
Тема: Кто выпил водичку?
Цели: продолжать учить детей определять свойства исследуемого объекта (воды); включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера
Познавательное развитие Д/и «Хорошо – плохо», «Бывает – не бывает», «Сложи из частей»
Просмотр презентации «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Рассказ воспитателя о пользе закаливающих процедур
Отгадывание загадок о солнце, воздухе, воде и др. природных явлениях
Беседа «Откуда берутся болезни»
Игры-экспериментирования с водой, ветром, солнцем, песком «Песочные и водные фантазии»
Проблемная ситуация «Зачем нужна вода?» «Почему плохо быть грязнулей» «Где прячутся микробы?»
Речевое развитие Д/и «Скажи ласково», «Аналогия», «Противоположности»
Чтение: Чуковский «Краденое солнце», «Мойдодыр»; «У солнышка в гостях» (словацкая сказка, Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по очень важному вопросу», О. Высоцкая «Солнце, солнце, ты откуда?», И Токмакова «Здоровым быть приятно», «Солнечные зайчики», Остер «Вредные советы»
Художественно-эстетическое развитие Прослушивание песен «Если хочешь быть здоров – закаляйся»
Коллаж «Бесценная и всем необходимая вода
«Солнышко» - нетрадиционная техника
Физическое развитие Беседа «Путешествие за витаминами»
Проблемная ситуация «Солнце – польза или вред»
Пальчиковая гимнастика «Солнышко
«Помоги себе сам» - формирование элементарных навыков оказания первой медицинской помощи.
Развернутое комплексно-тематическое планирование по образовательным областям в группе «Бусинки»
на ИЮНЬ 3 неделя
по теме: ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ, НА ЛУГУ И В ПОЛЕ
Цели: Способствование расширению представлений детей о растениях сада, огорода, поля и луга.
Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями Позновательно-исследовательская деятельность
Социально-коммуникативное развитие Трудовой десант «Посадка рассады цветов и овощей» с последующим уходом за ней
Игра-инсценировка по стихотворению Тувима «Овощи»
Рассказ воспитателя о полезных и ядовитых растениях, правилах поведения в природе
Психогимнастика «Я растение» (под музыку).
С/р игра «Садовник» Открытки, иллюстрации на темы «Цветы луговые, полевые, садовые», «Овощ», «Ягоды», «Фрукты»
Игрушки муляжи – овощи и фрукты для игры в «Магазин»
Емкости для экспериментов с водой
Штатив с пробирками
Н/и «Круглый год», «Сложи из частей», пазлы
Трафареты, обводки (цветы, овощи, фрукты, ягоды) Предложить посетить ботанический сад
Консультация «Как сделать цветочный коллаж вместе с ребенком». Всё о воздухе
Тема: Играй и пой, трубочка!
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; закреплять умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес
Тема: Воздух, воздух, ты могуч!
Цели: закреплять знания детей о свойствах воздуха; продолжать учить формулировать вывод в ходе исследования; развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение
Познавательное развитие Исследовательская деятельность – вода нужна растениям для роста
Рассматривание иллюстраций с изображением сада, огорода.
Просмотр презентации для детей «Сказка о садовых цветах»
Д/и «Вершки и корешки», «В саду, в огороде», «На что похоже», «Перепутанные контуры», «Чудесный мешочек», «Съедобное», «Что лишнее», «Что сначала, что потом»
Беседа о лекарственных растениях в жизни человека и животных.
Отгадывание загадок об овощах, фруктах, цветах
Собери цветок из геометрических фигур
Речевое развитие Речевые игры – «Один-много», «Доскажи словечко», «Опиши, мы отгадаем»
Вечер загадок «Загадки Лесной феи»
Чтение: Серова «На лужайке», Нищева «Катя леечку взяла», Орлов «Цветок», Пришвин «Золотой луг», Бондур «По таинственным законам»
Художественно-эстетическое развитие Коллаж «Натюрморт» с использованием природного материала
Создание книжек-малышек о фруктах, овощах, цветах
Коллективное панно «Цветы» - способом оригами
Аппликация «Ваза с цветами»
Прослушивание музыкальных фрагментов: Ю. Антонов «Не рвите цветы», П. И. Чайковский «Вальс цветов» (Цикл времена года, Ю. Чичков «Волшебный цветок»
Физическое развитие П/и «Огуречик, огуречик»
Эстафета «Посадим – соберем урожай»
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
Упражнение «На лугу растут цветы»
Развернутое комплексно-тематическое планирование по образовательным областям в группе «Бусинки»
на ИЮНЬ 4 неделя
по теме: Россия
Цели: Закрепление знаний детей об истории родного города, его достопримечательностях и культуры. Способствование воспитанию уважения к ветеранам.
Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями Позновательно-исследовательская деятельность
Социально-коммуникативное развитие Ситуативный разговор «Вы на спектакле в театре, какие правила поведения существуют в театре?»
Игр/упр «Вежливые слова»
Беседа «О правилах поведения в городе» Настольный деревянный конструктор «Петропавловский собор»
Карта города
Иллюстрации достопримечательностей Санкт-Петербурга,
Разрезанная напольная игра «Собери изображение» (картинка с контурами зданий, наложенными друг на друга)
Выставка книг о городе в книжном уголке Консультация «Куда сходить с ребенком в выходной день» (детские тематические экскурсии в музеях города) Тайны живой природы (мир растений и животных)
Тема: Какого цвета. цветок?
Цели: продолжать учить детей обобщённым способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности
Познавательное развитие Просмотр презентации «Достопримечательности города»
Рассматривание иллюстраций и открыток, коллекции значков Изготовление макета «Наш микрорайон»
Д/и «Сложи из частей», «Пазлы», «Что изменилось»
Речевое развитие Наизусть Мы очень любим город свой. (М. Борисова)
Чтение: С. Скаченков Маленький кораблик
Речевые игры: «Дополни предложение», «Один много», «Исправь ошибку», «Доскажи словечко»
Художественно-эстетическое развитие Слушание : «Гимн Великому городу» Р. М. Глиэра, Вальс «Белые ночи» Слова и музыка С. Кожуховской, И. Кваша песня «Санкт-Петербург»
Использование трафаретов, шаблонов машин, домов, достопримечательностей в своих работах
Конструирование Александрийской колонны, Петропавловской крепости
Физическое развитие П/и «Беги к своему флажку», «По болоту Петр шел», «Тетя Туча»
Развернутое комплексно-тематическое планирование по образовательным областям в группе «Бусинки»
на ИЮЛЬ 1 неделя
по теме: НА УЛИЦЕ
Цели: Закрепление знаний детей транспорте, профессиях людей, о безопасном поведении на улицах
Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями Позновательно-исследовательская деятельность
Социально-коммуникативное развитие Беседа «Безопасное общение с животными», «О правилах общения при встрече с незнакомыми людьми»
Проигрывание ситуации «Если ты потерялся»
Ситуативный разговор «Как вести себя во время подвижных игр»
С/р игра «На прогулке», «Транспорт»
Просмотр серий из мультсериала «Аркадий Паровозов спешит на помощь»
Драматизация сказки «Колобок» Внесение декораций для пальчикового театра «Колобок»
Иллюстрации из альбома «Безопасность»
Иллюстрации разных видов транспорта
Картотека «Дорожные знаки»
Материалы для детского творчества Консультация «Безопасность ребенка» Тайны живой природы (мир растений и животных)
Тема: В цветнике.
Цели: продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; закреплять умение формулировать выводы в ходе практических действий; развивать любознательность
Тема: Прилип, как репей!
Цели: закреплять умение детей устанавливать взаимосвязь внешнего вида растений с их приспособляемостью к окружающему; развивать любознательность
Познавательное развитие Рассматривание Альбома «Транспорт», «Дорожные знаки»
Беседа «Сигналы опасности в природе», «Какие бывают машины»
Дид. игра «Можно – нельзя», «Опасно – не опасно», «Что делать, если…», «Найди и назови», «Найди такой же»
Составление изображений транспортных средств из геометрической мозаики
Речевое развитие Речевые упражнения «Рифма», «Выбери ответ», «Вставь пропущенное слово».
Чтение: Т. Титов «Пропал Петя-петушок»; «Правила безопасности в стихах», Ш. Перро «Красная шапочка»; «Волк и семеро козлят», Цыферов «Слоненок»; сказка «Петушок-золотой гребешок»
Художественно-эстетическое развитие Худ. творчество «Я – пешеход» (коллективные и индивидуальные работы детей)
Рисование знаков-пиктограмм
Физическое развитие П/и «Воробышки и автомобиль», «Ловишки», «Добеги до домика», «Подбрось, поймай»
Развернутое комплексно-тематическое планирование по образовательным областям в группе «Бусинки»
на ИЮЛЬ 2 неделя
по теме: В ПОДВОДНОМ ЦАРСТВЕ
Цели: Продолжать обогащать представления детей об окружающем мире, обобщить и систематизировать знания детей о морях, его жителях. Пополнение словарного запаса детей, за счет новых слов.
Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями Позновательно-исследовательская деятельность
Социально-коммуникативное развитие С/р игра «Поход на речку», «Путешествие на пароходе», «Мы едем в аквапарк» Книги, открытки, репродукций, иллюстрации, предметные картинки по теме «Морские животные»
Конструктор «Подводные обитатели»
Энциклопедия для малышей «Что я знаю о жителях глубин», «Реки, моря, океаны»
Плакат «Морские обитетели»
Н/и «Сложи из частей», кубики, пазлы с изображением рыб и других обитателей морей и океанов
Шаблоны, трафареты, раскраски по теме
Различные ракушки Экскурсия выходного дня «Океанариум» Тайны живой природы (мир растений и животных)
Тема: Прилип, как репей!
Цели: закреплять умение детей устанавливать взаимосвязь внешнего вида растений с их приспособляемостью к окружающему; развивать любознательность
Познавательное развитие Рассматривание набора картинок по теме «Обитатели моря»
Просмотр презентации «Путешествие на подводной лодке»
Беседа «Моря бывают разные», «Всё о ракушках», «Что у рыб вместо ног»
Проведение экспериментально-исследовательской деятельности: «Как сделать морскую воду»
Д/и «Что общее?», «Кто живёт в подводном царстве?» (подбор картинок, «Четвертый лишний»
Экологическая игра с мячом «Я знаю» (закреплять названия объектов природы)
Игра с конструктором типа LEGO «Батискаф – подводная исследовательская станция»
Речевое развитие Беседа «Кого ты знаешь из жителей подводного царства?» (учить называть, и рассказывать о морских обитателях)
Загадывание загадок о подводном царстве.
Заучивание стихотворения И. Токмаковой. «Где спит рыбка?»
Чтение: С. Сахаров «Морские сказки», С. Воронин «Добрая раковина», Андерсен «Русалочка», Г. Косова «Азбука подводного мира», Е. Пермяк «Первая рыбка»
Художественно-эстетическое развитие Прослушивание аудиозаписи «Шум моря»
Плоскостное моделирование «Жители моря»
Изготовление поделок из ракушек
Д/упражнение «Заштрихуй рыбок»
Физическое развитие Зрительная гимнастика «Рыбка»
Пальчиковая гимнастика «Рыбки».
Игра – забава «Рыбалка»
П/и «Море волнуется …»
Развернутое комплексно-тематическое планирование по образовательным областям в группе «Бусинки»
на ИЮЛЬ 4 неделя
по теме: ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО!
Цели: Уточнение знаний детей о лесе, как экологической системе. Способствование расширению представлений о профессии лесника и егеря. Показ значимость даров леса для человека. Способствование воспитанию бережного отношения к природе.
Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями Позновательно-исследовательская деятельность
Социально-коммуникативное развитие С/р игра «Поход в лес»
Театрализованная игра-этюд «Мы защитники леса».
Беседа о правилах поведения в лесу
Ситуативный разговор - как помочь раненому деревцу
Рассказ воспитателя о профессии егеря и лесника Книги, открытки, репродукций, иллюстрации, предметные картинки по теме
Конструктор «Флора»
Энциклопедия для малышей «Что я знаю о деревьях», «Деревья»
Плакат «Деревья и кустарники»
Н/и «Сложи из частей», кубики, пазлы с изображением деревьев
Плоды, шишки для рассматривания, изготовления поделок (сосна, ель, лиственница, кедр)
Шаблоны, трафареты, раскраски по теме Консультация для родителей «Экологические игры с детьми на прогулке в лесу» Предметы с секретом
Тема: «Сильный» металл.
Цели: формировать у детей знания о свойствах магнита; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера
Тема: Собиратели воды.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами различных материалов; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования
Познавательное развитие Беседа : «Как стул появился в детском саду», «Как сохранить лес?», «Поможем жителям леса», «Как красив наш лес»
Просмотр презентаций «Наш лес», «Что нам даёт природа?», «Изделия из древесины»
Опыты: «Свойства и качества дерева», «Плавает - тонет».
Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций о деревьях
Д/и «Сначала-потом» (последовательные картинки) «Деревья», «Чья тень?», «Собери и назови», «С какой ветки детки?», «Найди похожие по форме», «Четвертый лишний»
Речевое развитие Д/и «Расскажи о дереве», «Найди, о чем расскажу»
Речевые упражнения «Один — много», «Назови ласково»
Заучивание потешки «Я по лесу, по зеленому бреду»
Чтение: С. Маршак (из Джанни Родари) «Чем пахнут ремёсла?», К. Д. Ушинский «Берёза моя, берёзонька…»; С. Маршак «Откуда стол пришёл?», Г. Ладошников. «Новый дом», З. Александрова «Птичья Ёлка», Е. Соколова. «Живая ёлочка», «Зелёная красавица», А. Часовников. «Лесорубы»
Художественно-эстетическое развитие Коллективная работа «Здравствуй, лес, дремучий лес полный сказок и чудес!»
Изготовление поделок из природного материала
Рассматривание иллюстраций в детских книгах
Рисование «Берёзки- красавицы» (метод тычка)
Прослушивание рус. нар. песни «Во поле береза стояла»
Изготовление коллажа из листьев
Физическое развитие Тематическая утренняя гимнастика «Утро в лесу»
П/и «Найди дерево», «Сад», «К названному дереву беги»
Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5 – будем листья собирать»
Развернутое комплексно-тематическое планирование по образовательным областям в группе «Бусинки»
на ИЮЛЬ 4 неделя
по теме: БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ
Цели: Уточнение представлений детей о домашних и диких животных; умение выделять признаки сходства и различия: характерные особенности, характер передвижения, место обитания, питание, способы защиты от врагов
Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями Позновательно-исследовательская деятельность
Социально-коммуникативное развитие С/р игры «Зоопарк», «Ветеринарная клиника»
Театрализация по сказкам «Лиса и волк», «Котофей Иванович», «Лиса и дрозд»
Этюд «Испуганный лисёнок».
Разыгрывание историй с игрушечными зверями
Беседы: «Встреча с диким животным в лесу» (что делать, если нашёл бельчонка, ёжика, встретил лося); «После помощи животным позаботься о безопасности своего организма»
Беседа о правилах поведения во время встречи с бездомным животным Книги, открытки, репродукции, иллюстрации, предметные картинки по теме
Энциклопедия для малышей «Домашние питомцы», «Обитетели леса», «Экзотические животные»
Плакат «Мамы и малыши»
Н/и «Сложи из частей», кубики, пазлы с изображением животных, «Парочки», «Домино», «Лото»
Шаблоны, трафареты, раскраски по теме
Выставка книг в книжном уголке «Животные в сказках», Экскурсии выходного дня в Зоопарк, Зоологический музей
Информация на ширме для родителей «Если дома появился зверёк». Предметы с секретом
Тема: Сминаем - разминаем.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами ткани в сравнении; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес
Познавательное развитие Рассматривание книг о животных, энциклопедий с иллюстрациями
Просмотр презентации «Дикие животные», «Домашние животные», «Удивительные животные»
Экологические игры: «Уши и хвосты», «Кто где живёт?», «Чьи следы?».
Беседа «Кто из животных когда-то спасал человека»
Проблемная ситуация «Что будет, если переселить…»
Д/и «Кто в домике живёт», «Мамы и детки», «Кто где живет»
Речевое развитие Д/и «Узнай животного по описанию»,
Чтение: П. Воронько «Хитрый ёжик», С. Маршак «Цирк», Н. Костарёв «Бобёр», А. Блок «Зайчик».
Художественно-эстетическое развитие Конструирование животных из конструктора, геометрической мозаики
Рассматривание картины Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Выставка работ и пластилина «Вылепи какое хочешь животное»
Коллективное панно «Мамы и детеныши»
Слушание аудио сказки «Кто сказал «Мяу»
Физическое развитие Тематическая утренняя гимнастика «На солнечной полянке», «Мишка просыпается».
П/и «У медведя во бору», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Зайцы и лиса», «Бездомный заяц», «Охотники», «Два медведя», «Лиса и куры», «Скачут зайцы.», «Заяц и волк»
Пальчиковые игры «Щенок» «У меня пять друзей»
Развернутое комплексно-тематическое планирование по образовательным областям в группе «Бусинки»
на ИЮЛЬ 5 неделя
по теме: ОГОНЬ – ОПАСНАЯ ИГРА!
Цели: Формирование у детей знания о пожароопасных предметах, причинах возникновения пожара, способах поведения при пожаре, профессии пожарных. Развитие чувства ответственности и самосохранения собственного здоровья