яна балдина
Конспект внеклассного занятия «Этика взаимоотношений человека и природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Ожидаемые результаты. Изучив тему, воспитанники узнают о взаимосвязи человека и природы; смогут объяснить необходимость бережного отношения к природе; смогут высказывать собственное суждение; приводить примеры и оценивать их с точки зрения морали.
Вступительная часть
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о природе. Узнаем, как взаимосвязан человек и природа. Что такое природа? В словаре мы читаем «Природа-то, что окружает человека и является объектом его деятельности и познания». Природа - это наш мир, люди, растения, животные, все, что нас окружает с рождения.
Публикация «Конспект внеклассного занятия „Этика взаимоотношений человека и природы“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Природа, экология. Внеурочная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Люблю мой край.
Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее,
солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река.
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
Лес весной шумит,
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.
- Ребята, расскажите, какой вы представляли себе природу, слушая эти стихи?
-А в чем проявляется красота природы?
-А всегда ли мы видим вокруг нас только красивую природу?
- Почему так происходит ребята?
-Как влияет на природу человек и его деятельность?
А что такое окружающая среда?
А какая есть взаимосвязь между человеком и окружающей средой, в которой он живет?
(Рассуждения)
- Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.
В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле.
Работа в малых группах.
Класс объединяется в группы
№1-«Радуга»
№2 «Солнышко»
№3 «Росинка»
Задание группе «Радуга» - “Экологические знаки”
Команде выдаются знаки-символы. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:
Не рви цветы.
Нельзя разорять муравейники.
Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
Не повреждай кору деревьев.
Не разводите костер в лесу.
Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
Задание группе№2 «Солнышко» - “Сложи пословицу”
Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам нужно правильно собрать карточки с пословицей.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Жизнь дана // на добрые дела.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // зеленая ветка.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Задание группе№3 «Росинка»-“Логические цепочки”
Команда получает по таблице, в которой к определению левого столбика надо подобрать правильное понятие из первого столбца.
1. На охраняемой территории допускается посещение туристов 1. Заказник
2. Ценный в природном отношении объект (озеро, дерево, скала, пещера) 2. Заповедник
3. Специально выделенная территория, где полностью запрещена хозяйственная деятельность. 3. Памятник природы
4. Особо охраняемая природная территория, где в естественном состоянии сохраняется природа. 4. Национальный парк
5. Экосистема, где изучаются и выращивают редкие растения. 5Ботанический сад
6. Список редких и исчезающих растений и животных Природа
7. Весь окружающий мир Красная книга
8. Предметы, изготовленные человеком Неживая природа
Ключ с ответами (правильный ответ 1-4, 2-3, 3-2, 4-1 5-5,6-7,8-8).
Выступление групп.
Подведение итогов работы групп.
- Известный писатель М. М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".
… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна (В. Шефнер)
(Притча о цветке)
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни…А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…Автор притчи (Евгений Санин)
- Ребята, чему нас учит эта притча?
Подводя итоги занятия.
воспитатель предлагает учащимся по очереди высказаться относительно того, в чем они видят важность рассмотренного материала (Рассуждение детей)
- Ребята, посмотрите на плакат, давайте прочитаем его все вместе.
- Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Оценивание результатов занятия. Воспитатель оценивает работу, учитывая деятельность в группах и индивидуальные ответы детей.