Ирина Чичина
Разработка урока сольфеджио в 1 классе ДМШ «Тональность Ре-мажор»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Тональность Ре-мажор».
Тип занятия: комбинированный.
Степень сложности: средняя.
Форма занятия: групповая.
Продолжительность урока : 45 минут
Цель: развитие ладоинтонационного слуха и метроритмических навыков на примере изучения гаммы Ре-мажор.
Учебно-методический материал:
Темочки:
- ДМШ. Детская музыкальная школа
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Соль. Изучаем соль
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» ПО. 02. УП. 01. «Теория и история музыка» по предмету «Сольфеджио», реализуемая в МБУ ДО «Николаевская ДШИ». Составители: Чернова Т. Н., Шалагина Н. В., 2016г.
2. Учебник «Сольфеджио», 1 класс. А. Барабошкина, изд. «Музыка»,М. ,1988г.
3. Рабочая тетрадь по сольфеджио, 1 класс. Калинина Г., 2009г.
4. Учебное пособие «Сольфеджио для 1 класса детской музыкальной школы»- «Мы играем, сочиняем и поем», сост. Ж. Металлиди, А Перцовская,1989г
5. Учебник «Сольфеджио в сказках», О. Камозина, издат. «Эксмо», М., 2015 г.
6. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - Л. «Музыка», 1986
7. Королева С. Теория музыки на уроках сольфеджио. – Спб., «Композитор», 2011
Цели урока
Основные:
- развитие ладоинтонационного слуха;
- познакомить учащихся с новым материалом: тональность Ре-мажор;
- сформировать начальные навыки транспонирования;
- помочь освоить новую терминологию;
- совершенствовать навыки музыкального восприятия.
Сопутствующие:
- получить положительные эмоции от участия в работе на уроке;
- доставить эстетическое удовольствие;
- повысить мотивацию к процессу обучения.
Задачи урока
Образовательные:
Сформировать первичные знания, умения, навыки по теме «Тональность Ре-мажор», опираясь на ранее полученные знания.
Расширить знания учащихся о тональностях.
Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений.
Обучить первичным навыкам транспонирования из До-мажора в Ре-мажор.
Развивающие:
Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.
Развивать музыкальное аналитическое мышление.
Развивать слуховые представления.
Развивать вокально-интонационные навыки.
Развивать эмпатию, чувство сопереживания через слуховые впечатления.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету «Сольфеджио».
Воспитывать уважение к мнению одноклассников.
Воспитывать любовь к музыкальному искусству.
Воспитывать волевые качества – терпение, настойчивость, целеустремлённость
Прогнозируемый результат
Знания:
учащиеся закрепят знания о строении мажорной гаммы, познакомятся с тональностью Ре-мажор, с понятием «ключевые знаки», с принципом транспонирования.
Умения:
учащиеся научатся отличать тональности До и Ре-мажор по нотному тексту, транспонировать несложные мелодии, будут совершенствовать умение сравнивать и анализировать.
Навыки:
учащиеся укрепят вокально-интонационные навыки пения мелодий в До и Ре-мажоре с дирижированием, будут развивать навыки анализа мелодий по нотному тексту.
Педагогические технологии:
обучение в сотрудничестве;
технология проблемного диалога;
личностно-ориентированная технология
Методы реализации поставленных задач:
словесный - беседа, рассказ, объяснение;
наглядный;
эвристический (частично-поисковый);
метод сравнения и анализа;
практический;
творческий;
игровой.
Структура урока :
Вводная часть: организационный момент – 2 минуты
Вхождение в тему — 3 минуты
Основная часть — 20 минут
Закрепление знаний и способов действий — 15минут
Подведение итогов, домашнее задание — 5 минут
План урока
Вводная часть (5 минут)
Цели: организация внимания, настроить учащихся на учебную деятельность, создать благоприятный настрой на уроке на общение с музыкой.
Задачи: проверить подготовленность учащихся к уроку, распеться, задать непринужденную, творческую атмосферу в классе.
Методы: беседа, объяснение, наглядный, игра.
Критерии усвоения: высокая степень сосредоточенности при подготовке к уроку.
Основная часть – изучение нового материала (20 минут)
Цели: дать прочное и глубокое понимание нового материала. Создать взаимосвязь известного и изученного ранее материала с новым.
Задачи: дать четкое представление о тональности Ре-мажор. Познакомить с новым музыкальным приемом - транспонированием. Добиться восприятия, осознания и усвоения новых знаний. Создать такие условия и настрой, чтобы учащиеся смогли следить за объяснением в течение всего урока без потери внимания. Развить навыки пения по нотам с дирижированием в До-мажоре и Ре-мажоре. Развивать творческие навыки (импровизация ритмического рисунка при пении гамм, упражнений). Развивать внимание, волевые качества, умение высказывать свою точку зрения и терпимо относиться к чужой. Развивать наблюдательность, аналитическое и логическое мышление.
Методы: беседа, частично-поисковый, объяснение, сравнения, наглядный, практический, творческий.
Критерии усвоения: показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активность и увлечённость всего класса в выполнении предложенных заданий.
Закрепление пройденного материала (15 минут)
Цели: повторить и закрепить на практике освоение учащимися новых понятий, умений и навыков.
Задачи: закрепить и систематизировать полученные знания и умения, выявить степень их усвоения каждым учащимся, повторить то, что хуже усвоилось, скорректировать пробелы и неверные представления.
Методы: беседа, письменная работа.
Критерии усвоения: учащиеся справились с письменным заданием, принимали активное участие в ответах на вопросы, дали минимальное количество неверных ответов.
Подведение итогов домашнее задание (5 минут)
Цель: организовать учащихся для эффективного выполнения домашнего задания, учить детей давать оценку своей деятельности.
Задачи: 1. Предложить детям оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников.
2. Сообщить содержание домашнего задания. Объяснить смысл и цель домашнего задания, мотивировать необходимость и обязательность домашней работы. Показать алгоритм выполнения домашнего задания.
Методы: беседа, объяснение.
Критерии усвоения: учащиеся поняли, как нужно выполнить домашнее задание, они успешно мотивированы на его выполнение, об этом свидетельствует их положительная эмоциональная реакция на содержание и объем предстоящего домашнего задания.
Логика построения материала
Повторение: тональность До-мажор, строение мажорной гаммы
Построение гаммы от ноты «Ре» на клавиатуре
Ключевые знаки в Ре-мажоре : фа# и до#.
Определение понятия: «Транспонирование» - перенос мелодии из одной тональности в другую
Практическое задание: транспонирование мелодии № 45 из До-мажора в Ре-мажор
Сравнение по нотному тексту тональностей До и Ре-мажор. № 45
Ход урока
Этап 1. Приветствие.
Настрой на общение с музыкой. Постановка цели и задач урока.
Этап 2. Вокально-теоретическая разминка.
Распевание. Спеть Гамму До-мажор: сольфеджировать с дирижированием с использованием карточек с ритмическим рисунком.
2/4 I П I I П I I I II
2/4 П П I I П I I II
Спеть гамму До-мажор произвольно, используя ритмические группы четверти и восьмые.
Спеть Трезвучие, Тонику. Повторить «Песенку медведя» А. Филиппенко (стр. 34 А. Барабошкина,
Вспомнить сказку «Тон, тон, полутон» (стр. 18-19 О. Камозина)
Повторить строение мажорной гаммы.
Этап 3. Теоретический
Построение гаммы на «Клавиатуре» от ноты «ре» по схеме мажорной гаммы. Подбор гаммы Ре-мажор на фортепиано.
Этап 4. Знаки альтерации
В процессе построения гаммы Ре-мажоре определяются два ключевых знака – фа# и до#. Навыки определения по нотному тексту тональностей До и Ре-мажор. Вводится понятие: ключевые знаки. Считаем ступени в Ре-мажоре от «Тоники».
Этап 5. Построение гаммы Ре-мажор
Определение нового понятия. Транспонирование – перенос мелодии из одной тональности в другую. Сравнение тональностей и основные принципы транспонирования из До-мажора в Ре-мажор. Тоника. В нотной тетради записать изучаемую гамму, подписать ступени, вводные звуки, тонику.
Этап 6. Вокально-интонационная работа.
Спеть гамму Ре-мажор с названием ключевых знаков, в ритмическом рисунке
I П
с дирижированием.
Этап 7. Сольфеджирование и пение с листа.
Разбор №50 украинская народная песня «Галя по садочку ходила» (стр. 38 А. Барабошкина).
Определение тональности Ре-мажор. «Спеть в ладоши» ритмический рисунок песни, восьмые длительности – в ладоши, четвертные длительности – о парту. Обратить внимание на нисходящее движение мелодии от V ступени к I.
Спеть сольфеджио, добиваясь чистого, стройного интонирования, добиваясь четкости дирижирования. Спеть со словами.
Разбор №52 «Едет, едет паровоз» (А. Барабошкина, стр. 39, определить направление мелодии, отметить одинаковые фразы, просольмезировать с дирижированием.
Этап 8. Слуховой анализ.
Ритмический диктант. Простучать ритмический рисунок «Веселая дудочка» сл. Н. Френкеля, музыка М. Красева в обработке А. Перцовская (стр. 35 Ж. Металлиди, А Перцовская) с аккомпанементом. Разбить мелодию на фразы.
Записать ритмический рисунок песни.
Этап 9. Творческое задание.
1. Определить и назвать «спрятанные» в словах названия нот, записанные на доске в басовом ключе (стр. 11 Ф. Калинина «Сольфеджио» Рабочая тетрадь, задание №8. Какими ступенями для Ре-мажора они являются?
2.«Веселая дудочка» - разучить песню с использованием музыкальных шумовых инструментов (барабан, бубен, треугольник)
Этап 10. Повторение пройденного на уроке. Закрепление новых понятий и навыков.
Вопросы отражают важнейшие этапы объяснения: - вспомнить название темы урока; - что такое гамма, ее строение; - тоника, трезвучие, ступени гаммы; - тональность Ре-мажор, ключевые знаки; - фраза, мажор, форте и пиано, акцент;
- басовый ключ, расположение звуков в басовом ключе; - группировка длительностей; - что такое транспонирование; - как перенести мелодию из До-мажора в Ре-мажор.
Этап 11. Подведение итогов урока.
Дети оценивают свою работу на уроке, участие в работе: - понравился ли урок; - что понравилось больше всего;
- кто лучше всех работал на уроке.
Этап 12. Домашнее задание.
Петь гамму Ре-мажор в ритмических рисунках
2/4 I П
с дирижированием, тонику,
2) цифровку в Ре-мажоре : I-III-V-I-V-II-VII-I
3) №52 «Едет, едет, паровоз» Г. Эрнесакса (стр. 39 А. Барабошкина) выучить с дирижированием наизусть со словами и сольфеджируя
4) подобрать №52 на инструменте от звуков до, ре, ми, фа, соль.
5) разгадать слова, зашифрованные с помощью нот в басовом ключе задание №9 Ф. Калинина «Рабочая тетрадь», стр. 11
Этап 13. Заполнение преподавателем дневников учащихся: домашнее задание, выставление оценок.