Получи документы

Разработка урока сольфеджио в 1 классе ДМШ «Тональность Ре-мажор»

Ирина Чичина
Разработка урока сольфеджио в 1 классе ДМШ «Тональность Ре-мажор»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока : «Тональность Ре-мажор».

Тип занятия: комбинированный.

Степень сложности: средняя.

Форма занятия: групповая.

Продолжительность урока : 45 минут

Цель: развитие ладоинтонационного слуха и метроритмических навыков на примере изучения гаммы Ре-мажор.

Учебно-методический материал:

Темочки:

1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» ПО. 02. УП. 01. «Теория и история музыка» по предмету «Сольфеджио», реализуемая в МБУ ДО «Николаевская ДШИ». Составители: Чернова Т. Н., Шалагина Н. В., 2016г.

2. Учебник «Сольфеджио», 1 класс. А. Барабошкина, изд. «Музыка»,М. ,1988г.

3. Рабочая тетрадь по сольфеджио, 1 класс. Калинина Г., 2009г.

4. Учебное пособие «Сольфеджио для 1 класса детской музыкальной школы»- «Мы играем, сочиняем и поем», сост. Ж. Металлиди, А Перцовская,1989г

5. Учебник «Сольфеджио в сказках», О. Камозина, издат. «Эксмо», М., 2015 г.

6. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - Л. «Музыка», 1986

7. Королева С. Теория музыки на уроках сольфеджио. – Спб., «Композитор», 2011

Цели урока

Основные:

- развитие ладоинтонационного слуха;

- познакомить учащихся с новым материалом: тональность Ре-мажор;

- сформировать начальные навыки транспонирования;

- помочь освоить новую терминологию;

- совершенствовать навыки музыкального восприятия.

Сопутствующие:

- получить положительные эмоции от участия в работе на уроке;

- доставить эстетическое удовольствие;

- повысить мотивацию к процессу обучения.

Задачи урока

Образовательные:

Сформировать первичные знания, умения, навыки по теме «Тональность Ре-мажор», опираясь на ранее полученные знания.

Расширить знания учащихся о тональностях.

Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений.

Обучить первичным навыкам транспонирования из До-мажора в Ре-мажор.

Развивающие:

Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.

Развивать музыкальное аналитическое мышление.

Развивать слуховые представления.

Развивать вокально-интонационные навыки.

Развивать эмпатию, чувство сопереживания через слуховые впечатления.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету «Сольфеджио».

Воспитывать уважение к мнению одноклассников.

Воспитывать любовь к музыкальному искусству.

Воспитывать волевые качества – терпение, настойчивость, целеустремлённость

Прогнозируемый результат

Знания:

учащиеся закрепят знания о строении мажорной гаммы, познакомятся с тональностью Ре-мажор, с понятием «ключевые знаки», с принципом транспонирования.

Умения:

учащиеся научатся отличать тональности До и Ре-мажор по нотному тексту, транспонировать несложные мелодии, будут совершенствовать умение сравнивать и анализировать.

Навыки:

учащиеся укрепят вокально-интонационные навыки пения мелодий в До и Ре-мажоре с дирижированием, будут развивать навыки анализа мелодий по нотному тексту.

Педагогические технологии:

обучение в сотрудничестве;

технология проблемного диалога;

личностно-ориентированная технология

Методы реализации поставленных задач:

словесный - беседа, рассказ, объяснение;

наглядный;

эвристический (частично-поисковый);

метод сравнения и анализа;

практический;

творческий;

игровой.

Структура урока :

Вводная часть: организационный момент – 2 минуты

Вхождение в тему — 3 минуты

Основная часть — 20 минут

Закрепление знаний и способов действий — 15минут

Подведение итогов, домашнее задание — 5 минут

План урока

Вводная часть (5 минут)

Цели: организация внимания, настроить учащихся на учебную деятельность, создать благоприятный настрой на уроке на общение с музыкой.

Задачи: проверить подготовленность учащихся к уроку, распеться, задать непринужденную, творческую атмосферу в классе.

Методы: беседа, объяснение, наглядный, игра.

Критерии усвоения: высокая степень сосредоточенности при подготовке к уроку.

Основная часть – изучение нового материала (20 минут)

Цели: дать прочное и глубокое понимание нового материала. Создать взаимосвязь известного и изученного ранее материала с новым.

Задачи: дать четкое представление о тональности Ре-мажор. Познакомить с новым музыкальным приемом - транспонированием. Добиться восприятия, осознания и усвоения новых знаний. Создать такие условия и настрой, чтобы учащиеся смогли следить за объяснением в течение всего урока без потери внимания. Развить навыки пения по нотам с дирижированием в До-мажоре и Ре-мажоре. Развивать творческие навыки (импровизация ритмического рисунка при пении гамм, упражнений). Развивать внимание, волевые качества, умение высказывать свою точку зрения и терпимо относиться к чужой. Развивать наблюдательность, аналитическое и логическое мышление.

Методы: беседа, частично-поисковый, объяснение, сравнения, наглядный, практический, творческий.

Критерии усвоения: показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активность и увлечённость всего класса в выполнении предложенных заданий.

Закрепление пройденного материала (15 минут)

Цели: повторить и закрепить на практике освоение учащимися новых понятий, умений и навыков.

Задачи: закрепить и систематизировать полученные знания и умения, выявить степень их усвоения каждым учащимся, повторить то, что хуже усвоилось, скорректировать пробелы и неверные представления.

Методы: беседа, письменная работа.

Критерии усвоения: учащиеся справились с письменным заданием, принимали активное участие в ответах на вопросы, дали минимальное количество неверных ответов.

Подведение итогов домашнее задание (5 минут)

Цель: организовать учащихся для эффективного выполнения домашнего задания, учить детей давать оценку своей деятельности.

Задачи: 1. Предложить детям оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников.

2. Сообщить содержание домашнего задания. Объяснить смысл и цель домашнего задания, мотивировать необходимость и обязательность домашней работы. Показать алгоритм выполнения домашнего задания.

Методы: беседа, объяснение.

Критерии усвоения: учащиеся поняли, как нужно выполнить домашнее задание, они успешно мотивированы на его выполнение, об этом свидетельствует их положительная эмоциональная реакция на содержание и объем предстоящего домашнего задания.

Логика построения материала

Повторение: тональность До-мажор, строение мажорной гаммы

Построение гаммы от ноты «Ре» на клавиатуре

Ключевые знаки в Ре-мажоре : фа# и до#.

Определение понятия: «Транспонирование» - перенос мелодии из одной тональности в другую

Практическое задание: транспонирование мелодии № 45 из До-мажора в Ре-мажор

Сравнение по нотному тексту тональностей До и Ре-мажор. № 45

Ход урока

Этап 1. Приветствие.

Настрой на общение с музыкой. Постановка цели и задач урока.

Этап 2. Вокально-теоретическая разминка.

Распевание. Спеть Гамму До-мажор: сольфеджировать с дирижированием с использованием карточек с ритмическим рисунком.

2/4 I П I I П I I I II

2/4 П П I I П I I II

Спеть гамму До-мажор произвольно, используя ритмические группы четверти и восьмые.

Спеть Трезвучие, Тонику. Повторить «Песенку медведя» А. Филиппенко (стр. 34 А. Барабошкина,

Вспомнить сказку «Тон, тон, полутон» (стр. 18-19 О. Камозина)

Повторить строение мажорной гаммы.

Этап 3. Теоретический

Построение гаммы на «Клавиатуре» от ноты «ре» по схеме мажорной гаммы. Подбор гаммы Ре-мажор на фортепиано.

Этап 4. Знаки альтерации

В процессе построения гаммы Ре-мажоре определяются два ключевых знака – фа# и до#. Навыки определения по нотному тексту тональностей До и Ре-мажор. Вводится понятие: ключевые знаки. Считаем ступени в Ре-мажоре от «Тоники».

Этап 5. Построение гаммы Ре-мажор

Определение нового понятия. Транспонирование – перенос мелодии из одной тональности в другую. Сравнение тональностей и основные принципы транспонирования из До-мажора в Ре-мажор. Тоника. В нотной тетради записать изучаемую гамму, подписать ступени, вводные звуки, тонику.

Этап 6. Вокально-интонационная работа.

Спеть гамму Ре-мажор с названием ключевых знаков, в ритмическом рисунке

I П

с дирижированием.

Этап 7. Сольфеджирование и пение с листа.

Разбор №50 украинская народная песня «Галя по садочку ходила» (стр. 38 А. Барабошкина).

Определение тональности Ре-мажор. «Спеть в ладоши» ритмический рисунок песни, восьмые длительности – в ладоши, четвертные длительности – о парту. Обратить внимание на нисходящее движение мелодии от V ступени к I.

Спеть сольфеджио, добиваясь чистого, стройного интонирования, добиваясь четкости дирижирования. Спеть со словами.

Разбор №52 «Едет, едет паровоз» (А. Барабошкина, стр. 39, определить направление мелодии, отметить одинаковые фразы, просольмезировать с дирижированием.

Этап 8. Слуховой анализ.

Ритмический диктант. Простучать ритмический рисунок «Веселая дудочка» сл. Н. Френкеля, музыка М. Красева в обработке А. Перцовская (стр. 35 Ж. Металлиди, А Перцовская) с аккомпанементом. Разбить мелодию на фразы.

Записать ритмический рисунок песни.

Этап 9. Творческое задание.

1. Определить и назвать «спрятанные» в словах названия нот, записанные на доске в басовом ключе (стр. 11 Ф. Калинина «Сольфеджио» Рабочая тетрадь, задание №8. Какими ступенями для Ре-мажора они являются?

2.«Веселая дудочка» - разучить песню с использованием музыкальных шумовых инструментов (барабан, бубен, треугольник)

Этап 10. Повторение пройденного на уроке. Закрепление новых понятий и навыков.

Вопросы отражают важнейшие этапы объяснения: - вспомнить название темы урока; - что такое гамма, ее строение; - тоника, трезвучие, ступени гаммы; - тональность Ре-мажор, ключевые знаки; - фраза, мажор, форте и пиано, акцент;

- басовый ключ, расположение звуков в басовом ключе; - группировка длительностей; - что такое транспонирование; - как перенести мелодию из До-мажора в Ре-мажор.

Этап 11. Подведение итогов урока.

Дети оценивают свою работу на уроке, участие в работе: - понравился ли урок; - что понравилось больше всего;

- кто лучше всех работал на уроке.

Этап 12. Домашнее задание.

Петь гамму Ре-мажор в ритмических рисунках

2/4 I П

с дирижированием, тонику,

2) цифровку в Ре-мажоре : I-III-V-I-V-II-VII-I

3) №52 «Едет, едет, паровоз» Г. Эрнесакса (стр. 39 А. Барабошкина) выучить с дирижированием наизусть со словами и сольфеджируя

4) подобрать №52 на инструменте от звуков до, ре, ми, фа, соль.

5) разгадать слова, зашифрованные с помощью нот в басовом ключе задание №9 Ф. Калинина «Рабочая тетрадь», стр. 11

Этап 13. Заполнение преподавателем дневников учащихся: домашнее задание, выставление оценок.

Публикации по теме:

Конспект урока в первом классе по теме «Весна» Цель: повторение и закрепление весенних признаков и простейших природных закономерностей. Задачи: 1. Развивать произвольное, слуховое, зрительное.

Конспект логопедического урока во 2 классе «Работа с деформированным текстом» Конспект урока во 2 классе «Работа с деформированным текстом - Домик для птицы» Задачи: • Учить определять границы в предложении, очередность.

Конспект урока по английскому языку в 4 классе «Spring is here!» План – конспект урока, посвященного Весенним праздникам “Spring is Here!” 1. Сообщение темы урока. Сегодня мы с вами собрались на заключительный.

Конспект урока по чтению во 2 классе. КРО «Рассказ Г. Снегирева «Медвежонок» Тема Г. Снегирев, «Медвежонок» (1часть) Тип урока Изучение нового материала. Задачи урока Образовательные задачи: • познакомить учащихся.

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме. Цели: учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложении.

Конспект урока во втором классе по математике «Треугольник» .

Разработка открытого урока чтения во 2 в классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Разработка открытого урока чтения во 2В классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Цель : создать условия для формирования.

Сценарий последнего урока математики в 11 классе Пояснительная записка: Изучение школьного курса математики закончено, годовые оценки выставлены. Хочется провести последний урок интересно.

Конспект урока по математике во 2 классе «Сложение и вычитание в случаях 40+34,74–40» Тема урока: Сложение и вычитание в случаях 40 + 34, 74 – 40. Цель: совершенствовать навыки сложения и вычитания двузначных чисел без перехода.

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе ФИО учителя: Дозморова Елена Александровна Тип урока: Комбинированный урок Учебник "Радужный английский" Тема урока: «В зоомагазине».

Автор публикации:
Разработка урока сольфеджио в 1 классе ДМШ «Тональность Ре-мажор»
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 20:18
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка урока сольфеджио в 1 классе ДМШ «Тональность Ре-мажор»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чичина (УИ 980465) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД