Ильмира Нарзыкулова
Конспект урока в 7 классе «Право ребенка на образование»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока :
«Право ребенка на образование»
7 класс
Цель урока : подвести учащихся к пониманию ценности образования, государственных гарантий на доступность и бесплатность образования, создать проект школы будущего, обеспечивающую гарантию на осуществление права на образование.
Задачи:
Публикация «Конспект урока в 7 классе „Право ребенка на образование“» размещена в разделах
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
Образовательная – познакомить обучающихся с документами о праве образования, осмыслить личностную и социальную значимость образования, рассмотреть тенденции развития образования в современном мире, состояние российского образования и школы на путях модернизации.
Развивающая – развивать умения добывать и упорядочивать знания, принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи.
Воспитательная – сформировать чувство уважения к школе как основному институту в реализации права на образование, способствовать умению брать на себя ответственность за учебу, цивилизованно отстаивать свои права, реализовывать свои права в повседневной жизни.
Оборудование урока : компьютер, проектор, рабочие листы,тексты документов «Конституция РФ», «Закон РФ об образовании», «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка».
Ход урока
Вводное слово учителя:
- Сегодня у нас урок изучения нового материала: предстоит узнать и обсудить новую информацию. Но для начала я бы хотела, чтобы вы сами определили тему урока.
(отрывок из мультфильма «Маша и медведь»)
- какое конституционное право человека просматривается в этом отрывке?
- правильно, право на образование.
Учитель: записываем тему урока в рабочий лист.
Мы узнаем: 1. Что такое образование и какова его роль в жизни человека и
общества.
2. Нормативно-правовая основа.
3. Структура и содержание право на образование.
4. Как ребенок может реализовать свое право на образование.
5. Школа – важнейший институт в реализации права на образование
На уроке мы будем работать с источниками, с рабочим листом, в котором
зафиксируем полученные знания. В конце урока на основе полученных
знаний спроектируем «Школу будущего»
1. - Итак, что же такое образование.
В законе РФ «Об образовании» (преамбула) сказано, что:
Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся приобретением знаний о мире, приобщением к культуре, ценностям мировой цивилизации.
- Какую роль играет образование в жизни человека?
Правильно, чем больше человек знает и умеет, тем больше у него возможностей в жизни.
- Почему в образовании граждан заинтересовано государство?
Да, образованные люди – главное богатство государства. Образованность и интеллект, разностороннее развитие человека, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны.
Государство обязано установить тот минимум знаний и навыков, без которых человек не сможет стать полноценной личностью и сделать получение этих знаний бесплатным и доступным каждому, то есть гарантировать право на образование.
2. Право на образование является одним из основных конституционных прав, закрепленных в документах международного характера и законодательствах отдельных государств. Основными источниками права на образование в нашей стране являются: Всеобщая декларация прав человека (ст. 26, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конституция РФ (ст. 43, закон РФ «Об образовании» (ст. 5, Конвенция о правах ребенка (ст. 28,29)
3. Ступени современного российского образования
№ п/п Ступени образования Образовательные (воспитательные) учреждения
1. Дошкольное образование Ясли, детские сады
2. Среднее общее образование
• Начальное общее (1-4 классы)
• Основное общее (5-9 классы)
• Полное среднее общее (10-11 классы) Средние и общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, средние музыкальные, художественные, хореографические школы, школы – интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, учреждения дополнительного образования детей (дома творчества, дворцы, молодежные клубы)
3. Профессиональное образование
• Начальное профессиональное
• Среднее профессиональное
• Высшее профессиональное
-Профессионально-технические училища, курсы
- Техникумы, колледжи, училища (медицинские, музыкальные, цирковые.)
-Академии, университеты, институты, консерватории, высшие школы, высшие училища
4. Послевузовское образование - Аспирантура, адъюнктура, ординатура, докторантура, курсы повышения квалификации…
3. Для чего человеку нужно право на образование?
Центральным звеном нашей системы образования является средняя общеобразовательная школа. Учитель предлагает школьникам обсудить
вопрос: -Для чего дети ходят в школу? (работа у доски)
- Для чего человеку нужно образование, получаемое в школе?
Предполагаемые результаты (на основе ответов учащихся на доске можно составить схему, крепят ответы на доске) :
Школа помогает
Поступить Всесторонне Получить Воспитать Обеспечить
в институт развиваться хорошую профессию, хорошую работу в
себе человека себя
в будущем материально
Учитель подчеркивает: чтобы человек мог обеспечить себе достойную жизнь, благополучное будущее, он должен иметь возможность получить хорошее образование.
Итак, право на образование существует для того, чтобы каждый ребенок мог учиться.
4. Как ребенок может реализовать свое право на образование?
Вопрос: - Что нужно, чтобы ребенок мог реализовать свое право на образование?
Предполагаемые ответы', должно быть построено много красивых и современных школ, оборудованных компьютерами, телевизорами, видеомагнитофонами, с хорошими библиотеками и питательными залами. Учителя должны быть умными и добрыми. Образование должно быть бесплатным.
Обобщение ответов учащихся:
Учитель подчеркивает: - Право на образование будет реализовано, если каждый будет иметь возможность учиться так долго, как захочет и как позволяют его способности и стремления. Государство обязано заботиться о том, чтобы дети, обучаясь, развивали свою индивидуальность, учились уважению и терпимости в отношениях с другими людьми, с представителями разных культур, религий, национальностей.
5. Какой должна быть современная школа, чтобы в ней ребенок мог реализовать свое право на образование?
Давайте помечтаем. Представьте, что открывается новая современная школа и Вас назначили директором этой школы. Вы имеете право устанавливать в ней свои правила, создавать новые порядки. Все это поможет школьникам получить хорошее образование и воспитание.
- Что нужно заложить в фундамент новой школы?
Законы об образовании, финансирование.
- Давайте определим цель работы нашей новой школы, выразим ее в девизе. Используйте при этом понятия «свобода», «равенство», «достоинство», «справедливость», «уверенность», например, «Школа – корабль свободы», «Вперед к знаниям», «Учиться никогда не поздно».
(работа в мини группах по парам) 1 группа – Что нужно убрать из школы? Что можно развить? Что добавить?
2 группа – Права и обязанности учителя
3группа– Права и обязанности ученика
4 группа – Права и обязанности родителей
Пример: Правила нашей жизни :
1)Каждый ученик имеет право свободно выражать свое мнение, общаться со всеми, свободно получать любую информацию. 2)Ученики и учителя должны уважать друг друга. 3)В школе должен быть Совет Справедливых.
4)Каждый может делать в школе то, что ему хочется, но с хорошими намерениями.
5)Каждый должен уметь выслушивать мнение другого и уважать это мнение.
6)Все в школе должны помогать друг другу.
7)Школа должна работать 5 дней в неделю.
8)Оценки должны быть справедливыми.
9)Все ученики и учителя должны подписать правила и свято их соблюдать.
- Вы хорошо поработали. В ваших проектах много интересного, полезного, неожиданного. Чтобы школа стала такой, о какой мечтаете, вы должны приложить свои усилия, творчество, чтобы рядом с вами было интересно другим, а учителя видели бы в каждом из вас личность. Все это в ваших руках. Максимум желаний и усилий – и школа станет такой, какой вы ее хотите видеть.
Школа – это важная часть жизни любого человека. Несмотря на отдельные недостатки – это светлая и счастливая часть жизни любого человека. Я уверена, что каждый из вас с теплотой и любовью будет вспоминать школьные годы. Я лично горжусь, что связала свою жизнь со школой.
Желаю вам, чтобы вы окончили школу с багажом полезных знаний и любовью к Родине, желанием и умением трудиться, счастливо устроить жизнь в нашей прекрасной стране, и чтобы учителя могли научить и учили вас всему, что необходимо для этого.
6. Целеполагание.
Учитель: «Сегодня на уроке мы узнали, что образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества и государства. В законе образование провозглашается приоритетной область. Приоритетность определяется, прежде всего, социальной сущностью образования, его направленностью на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего и среднего образования в государственных и муниципальных учреждениях. Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развиваются ее экономика, культура. Тем увереннее люди добиваются реализации своих жизненных устремлений».
Рефлексия (выставление отметок).
- Домашнее задание – написать эссе-мини сочинение на тему:«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы человеку для того, чтобы он был образованным» Н. Г. Чернышевский.
Учитель: «Определив роль образования в современном обществе, рассмотрев его систему, перейдем к следующей задаче нашего урока. Чтобы понять механизм защиты нашего конституционного права на образование, обыграем ситуацию».
«Представьте, что вы практикующий юрист. К вам за консультацией обратилась мать, выпускницы 9 класса. Ее дочь не приняли в 10 класс, так как она окончила 9 класс с пятью тройками. Перед вами лежит описание ситуации (кейс, пакет документов:
Конституция Российской Федерации;
Закон РФ “Об образовании”;
Конвенция о правах ребёнка;
и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации. Ответ можно оформить в виде кластера на ватмане, все необходимое находится на вашем столе.
Какое право нарушено? (право на образование)
На основании, каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права? (Конституция РФ, закон «Об образовании»)
Что можно (нужно) сделать для его восстановления? (обратиться в суд)
Кто обязан это сделать? (законные представители девочки)».
Ученики анализируют нормативно-правовую базу РФ, обеспечивающую государственные гарантии на доступность и бесплатность образования, определяют механизмы цивилизованной защиты права образования. Составляют на ватмане схемы своего ответа. Учитель координирует работу учащихся.
Учитель: «Как вы считаете, в реальной ситуации удалось ли родителям защитить право своего ребёнка на образование?» (Да). Учитель зачитывает реальное решение суда о восстановлении конституционного права на образование Оксаны Р. (Суд обязал школу, в лице ее директора, принять заявление родителей Оксаны и зачислить ее в 10 класс).
Учитель: «Итак, изучив материал урока, рассмотрев жизненную ситуацию, мы приходим к выводу, что образование - один из способов становления личности. Это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре. В процессе образования человек овладевает не только знаниями, но и формирует свои моральные качества, проходит процесс социализации. Право на образование – один из главных прав личности. Гарантом его реализации выступает государство, если право на образование нарушено, то человек может обратиться в суд. Интересы несовершеннолетних представляют их законные представители (родители, опекуны)».
5. Закрепление материала - ролевая игра “Приём в школу” (Метод ситуационного анализа)
Учитель: «Закрепим полученные на уроке знания, на практике. Я предлагаю вам побыть в роли учителя».
Учитель: «Вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить, кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 4 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”.
На доске прикреплены листы с номерами ситуаций. Руководители групп подходят к доске и выбирают одно задание. Опираясь на статью федерального закона “Об образовании” и Конституцию РФ, группа должна принять решение.
1. Девочка проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.
2. Девочка прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.
3. Мальчик переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой, склонен к бродяжничеству.
4. Девочка - инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на “4” и “5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.
Учитель подводит итоги ролевой игры и дает оценку выводам и действиям в работе групп. (Норма поступления, установленная школой, нарушает российское законодательство. В Конституции РФ (ст. 43) гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего и среднего образования в государственных и муниципальных учреждениях. Согласно ФЗ «Об образовании» родители имеют право выбора выбирать учебное заведение Во всех четырех ситуациях дети имеют право учится в выбранной школе).
6. Итоги урока. Рефлексия. Синквейн (2-3 мин) Учитель: «Сегодня на уроке мы узнали, что образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества и государства. В законе образование провозглашается приоритетной область. Приоритетность определяется, прежде всего, социальной сущностью образования, его направленностью на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего и среднего образования в государственных и муниципальных учреждениях. Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развиваются ее экономика, культура. Тем увереннее люди добиваются реализации своих жизненных устремлений».
7. Домашнее задание (1-2 мин) написать эссе: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы человеку для того, чтобы он был образованным» Н. Г. Чернышевский.
Рабочий лист ___
1. Тема урока ___
Проблема урока : ___
2. Соотнесите понятия и их определения:
1) образование а) воздействие на духовное и физическое состояние человека
2) воспитание б) доведение человека до определенной степени духовности,
умственной зрелости, сознательности
3) развитие в) получение человеком систематических знаний и навыков
3. Закончите фразу:
В процессе образования и воспитания человек овладевает___
___, у него формируются ___
.
4. Закончите фразу:
Государство гарантирует гражданам возможность получения ___
___ образования в ___
___
___ независимо от ___
___
5. Заполните таблицу «Структура образования в РФ»
№ п/п Ступени образования Образовательные (воспитательные) учреждения
1. Дошкольное образование
2.
Среднее общее образование
• Начальное общее (1-4 классы)
• Основное общее (5-9 классы)
• Полное среднее общее (10-11 классы)
Тест по теме «Право на образование»
1. Система образования регулируется :
1) Государством 3) социальной группой
2) Обществом 4) отдельными людьми
2. Гуманизация образования это :
1) уменьшение учебной нагрузки
2) возможность получить образование в другой стране
3) внимание к индивидуальным особенностям личности
4) свободное посещение занятий
3. Какой признак характеризует среднее образование в РФ :
1) государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке
2) преподавание на иностранных языках является обязательным
3) среднее образование в РФ является обязательным
4) учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения
4. Гуманизация образования предполагает
1) разнообразие образовательных услуг
2) компьютеризацию учебных заведений
3) унификацию требований к учебному оборудованию
4) особое внимание к общественным дисциплинам
5. Верны ли следующие суждения о знаниях, получаемых в школе?
А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям
Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения об образовании
А. Образование – процесс созидания человека и гражданина
Б. Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщение к ценностям мировой цивилизации
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
9. К путям приобретения среднего образования в России относится :
1) учеба в школе 3) экстернат
2) заочное или домашнее обучение 4) все перечисленное
10. Среднее специальное образование в России можно получить в:
1) средней общеобразовательной школе 3) колледже
2) вечерней школе 4) гимназии
11. Одним из направлений реформы высшего образования в России является :
1) введение бакалавриата и магистратуры
2) введение автономии университетов
3) введение выборности ректоров университетов
4) право университетов самостоятельно утверждать учебные планы
12. Верны ли следующие суждения об образовании
А. среднее специальное образование является частью профессионального образования
Б. высшее образование является частью профессионального образования
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
13. Верны ли следующие суждения об образовании
А. В РФ всю систему образования можно разделить на начальное и высшее
Б. В России начальное образование является обязательным и бесплатным
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
14. О какой тенденции развития образования свидетельствует внимание к реализации права людей с ограниченными физическими возможностями на получение общего и профессионального образования?
1) гуманизации 3) компьютеризации
2) глобализации 4) гуманитаризации
15. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.
Б. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к нравственному воспитанию человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16. Процесс гуманизации образования предполагает
1)соблюдение Устава школы
2)обязательное основное образование
3)учет потребностей и интересов учащихся
4)обучение в две смены
17. Принцип гуманизации образования требует :
1) усиления внимания общества к личности, ее интересам
2) создание единой системы образования для различных стран
3) повышение роли изучения социально-гуманитарных дисциплин
4) регулирования системы образования государством