Ирина Потехина
Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами с детьми средней группы «Наблюдение за рябиной»
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл наблюдений за рябиной осенью.
Актуальность проблемы.
- Недостаточные представления детей о рябине.
- Незнание правил экологически грамотного поведения детей в природе.
Одна из основных задач образования в соответствии с «Законом об образовании РФ №273», это формирование духовно-нравственной личности.
Одним из направлений духовно-нравственного развития детей является экологическое воспитание.
Публикация «Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами с детьми средней группы „Наблюдение за рябиной“» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Деревья и кустарники
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Рябина. Наблюдения на прогулке
- Средняя группа
- Темочки
В соответствии с ФГОС ДО п. 4.6 повышение эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приёмов работы. В рамках этой работы важная роль отводится- наблюдению.
Любое наблюдение- это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску, воспитатель задаёт чёткие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное, нужно хвалить за правильный ответ, похвалой стимулировать дальнейший поиск информации.
Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность стойкий интерес к природе.
Цель: формирование экологической воспитанности дошкольников.
Предполагаемый результат:
-Легко отличают рябину от других деревьев.
-Могут описывать внешний вид рябины, строение, знают о пользе ягод.
-Бережное отношение к дереву.
1. «В гости к рябине.»
Цель: развитие умения узнавать рябину, отличать её от других деревьев.
Игровая мотивация: Лист рябины ведет детей в гости к дереву (рябине).
Способы:
Прочитать детям стихотворение:
Злой осенний ветерок
У куста сорвал листок.
Долго с листиком вертелся,
Над деревьями кружил,
А потом мне на колени
Красный листик положил.
Тронул холодом лицо:
"Получите письмецо!
Это вам прислала осень".
И еще охапку желтых,
Красных,разных писем бросил.
Е. Авдиенко
- Дети,посмотрите какой листочек принес нам осенний ветер. (Рассматривают листочек рябины).
- Какой он (Красный,большой,на веточке много маленьких листиков). Дети, как вы думаете с какого дерева этот листочек (Ответы детей). Как же нам узнать от какого дерева ветер нам привет принес (Пойти поискать дерево с похожими листьями на улице). Молодцы!Скорее пойдемте на улицу, поищем дерево с красными листочками. (Одеваются и выходят на прогулку).
- Есть ли на участке рябина? (поощрить желание детей найти это дерево).
- Как вы догадались что это рябина? (ответы детей).
- Да, это рябина. (Предложить поздороваться с рябиной, рассмотреть рябину. Обратить внимание на её красоту, полюбоваться красотой.)
Игра «Узнай дерево по листочку».
-Ребята, давайте сфотографируем красавицу
рябину для нашего альбома. (фотографирует рябину.)
Активизация словаря: рябина, листок
2. «Мы рябину всегда узнаем.»
Цель: закрепление представлений о строении рябины.
Игровая мотивация: Фотография рябины, приглашение вспомнить, где на участке она растет, отправиться на ее поиски.
Способы:
Предложить воспитанникам рассмотреть фотографию рябины.
- Дети, вы помните, эту фотографию? (ответы детей, поощрение) Давайте найдем рябинку, полюбуемся ею! (дети разыскивают рябинку, подходят к ней)
- Дети посмотрите, перед нами рябинка. Давайте с ней поздороваемся! (дети здороваются).
- Что есть у рябины? (ствол, ветки). Ствол можно погладить, обнять.
- У рябинки много веточек, которые прогибаются от тяжести. Потому что на них висят гроздья красных ягод.
Давайте поводим хоровод для рябинки, она будет рада.
Нарядилась рябинушка,
Вышла погулять.
Платье в красных бусинках-
Их не сосчитать.
Стала с ребятишками
Хоровод водить,
С платьица по бусинке
Каждому дарить.
Стали ярче рябинушки
Щеки детворы,
Щедрые у рябинушки
Для детей дары.
Активизация словаря: ствол, ветки, гроздья, рябинушка.
3. «Ягоды рябины и их польза».
Цель: уточнение представлений детей о пользе и красоте ягод рябины.
Игровая мотивация: загадка о ягодах рябины.
Способы:
-Ребята, у меня в руках загадка. (показывает кисть рябины)
Вот послушайте:
Висят на ветке подружки,
Прижавшись тесно друг к дружке,
Могут ими угоститься: дрозд, снегирь, любая птица!
Вы догадались что это? (ответы детей, поощрение)
Пригласить детей подойти к рябине.
- Осенью мы собираем урожай овощей, фруктов и разных ягод.
- С нашей рябины тоже можно собрать урожай ягод.
Ягодки не сладость
Зато глазу радость
И садам украшение,
А друзьям угощение.
Ягоды рябины, вкусные и полезные, в них очень много витаминов. Из ягод можно варить варенье и компот.
Активизация словаря: урожай, витамины.
4. «Рябина – кормушка для птиц».
Игровая мотивация: Рябиновые бусы.
Цель: формирование представлений о ценности ягод рябины для птиц.
Способы:
-Ребята. Посмотрите, какие у меня необычные бусы, попробуйте угадать, из чего они собраны? (ответы детей, поощрение). Давайте сходим в гости к нашей рябине.
-Ребята посмотрите на рябинку. Что изменилось? (возможные ответы детей, поощрение)
-С рябины облетели листочки. Остались одни ягодки.
-Посмотрите сколько ягод упало на землю, их уронили птички.
-Птицы очень любят клевать ягоды рябины, этих птиц называют – дрозды рябинники.
Прочитать четверостишие:
Видишь, смотрят из гнезда
Два молоденьких дрозда.
Клюв покажет первый дрозд,
А второй покажет хвост.
С. Маршак
- Давайте соберем ягоды, которые уронили птицы и заготовим вот такие бусы. Зимой птички будут очень рады! (дети собирают ягоды)
Коммуникативная игра «Я дрозд – ты дрозд».
Я Дрозд – Ты Дрозд
У меня нос - у тебя нос
У меня щечки красные
- у тебя щечки красные
У меня губки алые - у тебя губки алые
Мы с тобой два друга
Любим мы друг друга Меня зовут (каждый называет имя)
Активизация словаря: дрозд.
5. «Рябина живая её надо оберегать».
Цель: формирование чувства восхищения живым деревом, воспитание экологического сознания.
Игровая мотивация: день рождения рябины (23 сентября-рябинник)
Способы:
-Ребята, сегодня необыкновенный день, в народе его называют рябинник, это день рождения нашей рябинки, давайте её поздравим. (дети идут к дереву, рассматривают, отмечают нарядный вид)
Рассказать воспитанникам, что рябина – живая. Ветки, ствол, зеленые листья- всё живое. Неживым только становятся жёлтые листья. Они падают на землю и сохнут.
-Наша рябина живая, как и мы с вами. Если рябину обижать, то ей также, как и нам, будет больно. А ведь мы не хотим рябинеделать больно? (Не хотим.)
-Скажите, можем мы поднять рябину и перенести в другое место? (Нет.)
-Почему нет? Правильно, наша рябина живая. Она растет, а корни глубоко в земле. При помощи их она питается.
-Ей нужна вода. Где она берёт воду? (дождик льёт, она пьёт эту воду).
-Без воды рябина засохнет. Как ей можно помочь? (полить).
-Рябину надо оберегать : не стучать по стволу, не ломать ветки, не царапать кору.
У рябинки день рождения, давайте подарим ей наш «Каравай». (дети исполняют рус. нар. хоровод.)
Активизация словаря: живая, питается, засохнет, не царапать.
6. «Что будет с рябиной зимой?».
Цель: закрепление представлений о живой рябине.
Игровая мотивация: игра-хоровод «Рябинка»
Способы:
Проводится игра – хоровод «Рябинка»-
Дети идут по кругу, в центре девочка-рябинка, дети приговаривают:
Рябина, рябина,
Всех ты любила,
Всех угощала,
Раз, два, три-
Сорви ягодку и ты,
Не бойся!
(Девочка называет имя ребенка, ребенок подбегает и обнимает «рябинку», становится ведущим)
-Когда наступит зима, будет холодно, выпадет снег, что станет с нашей рябиной? (предполагаемые ответы воспитанников).
Воспитатель всех выслушивает, не поправляет, не даёт правильного ответа. -Давайте сами понаблюдаем и выясним, что будет с рябиной зимой. «Листья падают с рябины –
Скоро зимние морозы,
Нужно ей скорее засыпать…
Белый снег на ветки ляжет,
Он её согреет даже,
Но весну рябинка будет ждать…»Тамара БАЗИЛЕВСКАЯ
Рефлексия после цикла наблюдений :
Проведенной работой удовлетворена, так как у детей сохранился интерес в течение всех наблюдений, пополнился активный словарь детей.