Юлия Аникина
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию «Городецкий сувенир в подарок маме»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 204 “Умка”
Разработка сценария образовательной ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе
по теме
«Городецкий сувенир в подарок маме»
Автор: Аникина Ю. В., Медведева В. Ю.
Тема: «Городецкий сувенир в подарок маме»
Образовательные задачи :
Публикация «Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию „Городецкий сувенир в подарок маме“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
-Формировать у детей умение составлять узор из ритмично расположенных элементов городецкой росписи на доске с соблюдением цветосочетаний, характерных для городецкой росписи, располагать узоры по прямой и закруглен ой линии.
-Продолжать знакомство с городецкой росписью, её колоритом, закреплять умение оживлять цветы белым, синим и тёмно-красным цветом с помощью кисти и ватных палочек.
-Закреплять умение рисовать всей кистью и концом кисти.
-Развивать художественный вкус.
-Воспитывать интерес к народному творчеству, самостоятельность при выполнении работы, любовь и уважение к маме
-Развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения, задавать вопросы специалисту.
Оборудование:
проигрыватель, диск с русскими народными мелодиями, мультимедиа, экран.
Демонстрационный материал:
Предметы быта, украшенные городецкой росписью, образцы досок, расписанных узорами из элементов городецкой росписи, расположенных по прямой и закруглённой линии.
Раздаточный материал:
разделочные доски из фанеры, шаблоны элементов городецкой росписи из картона, гуашь красного, синего, зелёного цвета, белила гуашевые, кисти мягкие N2 и N4, баночки с водой, салфетки, подставки для кистей, палитры, ватные палочки.
Ход деятельности
1 Введение в игровую ситуацию.
Звучит народная мелодия.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность
Дети собираются около воспитателя.
-Ребята, скажите, пожалуйста, какие праздники вы знаете? (День рождения, Новый год, восьмое марта)
-А чем можно порадовать своих близких, друзей в праздник? (подарками)
-Ребята, а что же можно дарить? (Цветы, конфеты, платье, бусы, телефон)
-Приближается День матери, что вашим мамам будет приятно получить?
-Какой подарок ей будет особенно дорог? (То, что сделано своими руками).
-Ребята, что можно сделать нам с вами в подарок маме? (Нарисовать рисунок, вырезать цветы из бумаги)
-Но рисунок может помяться, бумажные цветы промокнут под дождём
(сделать бусы, вылепить из теста)
-Ребята, бусин у нас мало, теста и вовсе нет. А может заглянем в наш сундук и там мы что –нибудь найдём.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривают содержимое сундука)
-Ребята,что вы нашли в сундуке? (доски)
-Ребята, мамам приятно будет получить в подарок вот такие доски? (нет, они
не обрадуются)
-А как нам их украсить? (нарисовать узор)
-Какой росписью можно их расписать? (городецкой)
-Хотите расписать узором доски мамам в подарок? А сможете? (да)
2 Актуализация знаний.
-Я приглашаю вас пройти в мастерскую и выбрать себе рабочее место.
(Дети проходят за столы.)
-Давайте сначала вспомним, с какими элементами городецкой росписи мы знакомы.
-Для этого я буду загадывать загадки.
1. Словно чудо тут и там распускается. (розан)
слайд на экране
2. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она. (купавка)
слайд на экране
3. Он не броский, круглый он -нераскрывшийся. (бутон)
слайд на экране
4. Она круглая, как чашка, а зовут её. (ромашка)
слайд на экране
-А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для
рисования розанов, купавок и бутонов (розовый с красным, голубой с синим). А для оживок, какие возьмёте цвета? (белый и черный).
Дети, как вы будете рисовать оживки? (кончиком кисти).
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, выявления его причины и опыт целеполагания;
- тренировать мыслительные операции: развивать мышление, речь
-Ребята, забыла вам сказать, мамы попросили, чтобы розаны, купавки, бутоны располагались в узоре ритмично по прямой и закруглённой линии.
-Начинайте расписывать (мы не умеем).
Фиксация затруднения
-Смогли вы украсить доски узором? (не смогли).
Причина затруднения
-А почему не смогли? Вы же знаете элементы росписи? (мы не умеем рисовать узор).
-А почему вы не можете нарисовать узор? (мы не знаем, как ритмично располагать бутоны, розаны, купавки на доске).
Цель деятельности по преодолению затруднения
-Значит, что нам надо узнать? (как ритмично располагать элементы в узоре).
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
- формировать представление детей о том, как ритмично располагать элементы в узоре
- совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, закрепить способ «если чего-то не знаешь, можно спросить у того, кто знает» (проконсультироваться со специалистом);
- тренировать умение проверки по образцу.
Ситуация «Консультация воспитателя».
-Ребята, как мы сможем это узнать? (посмотреть в интернете, пойти в магазин и там рассмотреть узоры на разделочных досках).
-Интернет не оплачен и поэтому не работает, а в магазине продавцам
не очень нравится, когда покупатель долго рассматривает товар, так или нет? (так).
-И как же нам узнать? (спросить у того, кто знает).
-И у кого же вы будете спрашивать? (у вас)
-Спрашивайте, ребята (Юлия Валерьевна, или Виктория Юрьевна, как ритмично располагать элементы в узоре)
-Чтобы ответить на ваш вопрос, я предлагаю отправиться на ярмарку.
-А кто знает, что такое ярмарка? (веселье, показ товаров, продают и покупают предметы посуды, продукты, одежду).
-Хотите побывать на ярмарке? (хотим).
-А отправимся мы на автобусе, занимайте свободные места (дети
рассаживаются на стулья, звучит песенка «Автобус»)
-Вот мы с вами и приехали, выходите (звучит русская народная песня «Ярмарка»).
-Полюбуйтесь, сколько всего интересного и красивого (дети рассматривают
предметы).
-А вот и прилавок с посудой и домашней утварью, вот и расписные доски.
-Посмотрите, на первой доске большой розан расположен посередине, справа
и слева расположены купавки, а за ними бутоны. Розан по размеру больше,
чем купавки и бутоны.
-На второй доске элементы те же, но расположены по-другому: большая
купавка расположена посередине, справа и слева расположены ромашки, а за
ними бутоны. Бутоны и ромашки меньше по размеру, чем купавка.
-Ребята, посмотрите внимательно на третью доску, какие элементы вы видите
и как они расположены? (большая ромашка посередине, справа и слева
расположены бутоны и купавки, меньшие по размеру, чем ромашка).
-Ребята, что интересного вы заметили в расположении элементов на этих
досках? (на всех досках посередине большой цветок, а справа и слева цветы
меньшего размера)
-Молодцы, ребята, вы на самом деле увидели ритм этих узоров, когда элементы равномерно чередуются.
-У всех этих узоров в центре красуется большой цветок, а справа и слева от цветка рисуются цветы среднего размера. Приятно рассмотреть, как ритмично расположенные элементы сплетаются в красивый узор.
-А вот расположение узоров на этих досках разное, вы заметили? (да)
-На первой доске узор расположен сверху и снизу (показ).
-На второй доске узор протянулся прямо посередине (показ).
На третьей доске узор расположен по углам, то есть на закруглённой прямой (показ).
-Ответила я на ваш вопрос? (Да)
-Теперь вы знаете,
как ритмично располагать элементы в узоре? (Элементы должны равномерно чередоваться).
-Молодцы
-Ребята, а на ярмарке не только продают и покупают, но ещё и развлекаются. -Поиграем и мы с вами.
Звучит мелодия русской народной песни
Физминутка:
Ярмарка, ярмарка! (дети поднимают обе руки вверх)
Огневая, яркая, плясовая, жаркая. (изображают воротца)
Глянешь налево–лавки с товаром. (отвести левую руку в левую сторону)
Глянешь направо – веселье даром. (отводят правую руку вправо)
Солнце яркое встаёт, (обе руки поднять вверх)
Спешит на ярмарку народ! (бег на месте)
Всех на ярмарку зовём, (пригласительные движения двумя руками)
Мы товары продаем! (показать на лавки с товаром)
5. Включение «нового» знания в систему знаний.
Дидактические задачи: развивать внимание, речь, закрепить умение определять как ритмично располагать элементы в узоре.
-Ребята, сможете теперь расписать доски для мам? (Сможем)
-Проходим в автобус и отправляемся в детский сад (дети рассаживаются на
стулья, звучит песенка «Автобус»).
-Возвратились в нашу мастерскую и приступаем к росписи.
-Прежде, чем начать рисовать, возьмите картонные шаблоны элементов росписи и разложите их на вашей досочке так, чтобы узор получился ритмичным и красиво смотрелся. Располагать узор можно по прямой и закруглённой линиям. (Дети на деревянной доске составляют свою композицию.)
Воспитатель по мере необходимости помогает выбрать правильные композиционные решения.)
-Образец свой рассмотрите,
Кисти в краски опустите,
Опускайте только ворс,
Да не пачкайте свой нос!
-Нарисуйте на доске такой же узор, который вы составили из шаблонов. (Во время работы детей звучит негромкая музыка).
Воспитатель по мере необходимости оказывает детям помощь, напоминая
правила:
-Краску лишнюю на кисти
Очень долго не держи.
Чтоб не капнула на листик,
О край баночки сними.
Кисть промой водою чистой,
О салфетку промокни,
Новой краски набери. (Готовые работы выставляют на
дополнительный столик).
6. Осмысление.
Дидактическая задача: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательной деятельности.
-Ребята, подходите ко мне и посмотрите, какие яркие нарядные доски у вас
получились, сразу видно, что вы очень старались.
-Смогли мы приготовить подарки? (Смогли)
-Какие новые знания помогли нам это сделать? (Мы узнали, как ритмично
располагать элементы в узоре).
-Я думаю, что мама очень обрадуется вашему подарку, который сделан с любовью. Вы сегодня хорошо потрудились.