Рузова Юлия Викторовна
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное. Обобщение изученного»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка урока
Тема: Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»
Цель урока :
обобщение и систематизация знаний,умений и навыков обучающихся, полученных при изучении темы “Имя прилагательное” :
повторение орфограмм
развитие лингвистического мышления
развитие познавательных способностей
развитие связной речи обучающихся, навыков самостоятельной работы
развитие читательской грамотности;
Публикация «Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме „Имя прилагательное, Обобщение изученного“» размещена в разделах
- Русский язык, 6 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
определение синтаксической функции прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление.
Ход урока:
Приветственное слово:
-Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но в не обычное, а лингвистическое. Вашим экскурсоводом сегодня буду я: Рузова Юлия Викторовна.
Вы уже давно являетесь частыми гостями государства «Морфология». В этой стране 9 крупных самостоятельных городов и 4 небольших служебных городка. Имена городов и городков - название частей речи. Назовите, какие города находятся в этом государстве?
(Ученики называют части речи).
-Ребята, вы уже несколько уроков пребываете в одном из городов и путешествуете по нему, какой это город? (имя прилагательное)
Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно пройти пункт контроля.
Давайте вспомним, что вы уже узнали об этой части речи. Внимание на слайд.
(на слайде правило об имени прилагательном с пропусками)
Слайд
Имя прилагательное –это …. часть речи, которая отвечает на вопросы …
Имена прилагательные изменяются по, всегда согласуется с …., т. е стоит в том же роде числе и падеже что и ….
прилагательное в предложении чаще всего является ….
-Молодцы! Пункт контроля пройден! Мы отправляемся!
-Итак, перед нами одно из интереснейших мест города «Прилагательное» Замок превращений, именно здесь происходят волшебные превращения словосочетаний существительное+существительное в прилагательное + существительное, но самое интересное, что вы сами выступите в роли волшебников! Внимание, превращения начинаются!
СЛАЙД
Дверь из дерева-
В гнезде птицы-
Сосуд из глины -
Платок мамы-
Чемпионы олимпиады-
Писк комара-
Котлета из курицы-
Ваза из стекла-
Домик изо льда
Образец: ЦВЕТЫ ИЗ БУМАГИ-БУМАЖНЫЕ ЦВЕТЫ
Перед вами словосочетания, перестройте и запишите данные словосочетания сущ. + сущ. в словосочетания прил. + сущ.
Ребята, во время превращений помните, что имена прилагательные отвечают на 2 : вопроса: какой? и чей? !
Дверь из дерева--- деревянная дверь
В гнезде птицы--- в птичьем гнезде
Сосуд из глины --- глиняный сосуд
Платок мамы--- мамин платок
Чемпионы олимпиады---олимпийские чемпионы
Писк комара--- комариный писк
Котлета из курицы---куриная котлета
Ваза из стекла---стеклянная ваза
Домике из льда--- ледяной домик
По окончанию работы дети меняются тетрадями и проверяют работы друг друга по контрольному листку на слайде.
СЛАЙД
деревянная дверь
в птичьем гнезде
глиняный сосуд
мамин платок
олимпийские чемпионы
комариный писк
куриная котлета
стеклянная ваза
ледяной домик
Отлично! Вы молодцы, все в совершенстве овладели искусством превращения.
Ребята, мы с вами совсем забыли, что, чтобы избежать непредвиденных ситуаций, мы должны изучить памятку путешественника! Пока мы добираемся до следующей остановки, давайте тщательно изучим ее.
После прочтения памятки вы попадете в «Текстовый лабиринт», это и будет второй пункт нашего путешествия. Чтобы выбраться оттуда, нужно внимательно прочитать текст и выполнить задания по нему!
Слайд
Памятка путешественника
Уважаемые путешественники! Благодарим вас за выбор нашей кампании, для организации вашего путешествия. Отправляясь путешествовать в другие страны, вы устремляетесь навстречу новым впечатлениям и открытиям.
Путешествие – это всегда приключение, в котором, может присутствовать небольшая доля непредвиденных событий, даже если оно безукоризненно спланировано и организовано. Прочитайте, пожалуйста, наши советы и разъяснения, чтобы избежать ошибок и почувствовать себя еще увереннее и спокойнее.
Рекомендуем не брать с собой много вещей, выберите одежду, которая легко стирается и не мнется, и обувь, в которой удобно ходить.
Собираясь в незнакомые места, советуем взять с собой карту, путеводитель и разговорник.
На экскурсиях необходимо выполнять следующие правила безопасности:
Соблюдать общепринятые правила поведения и личной гигиены.
Соблюдать дисциплину, четко выполнять все указания экскурсовода и руководителя группы.
Соблюдать установленный и объявленный распорядок экскурсии, а также время, отпущенное для осмотра конкретного объекта посещения.
Приобретать и употреблять продукты питания только после согласования с руководителем группы.
В весеннее и летнее время проводить личный визуальный осмотр на предмет обнаружения клещей.
Техника безопасности на экскурсионных объектах:
При посещении смотровых площадок не выходить за установленные ограждения.
При посещении производственных помещений держаться группой. Не подходить к движущимся и вращающимся механизмам. Беречь глаза от пыли. С территории предприятий ничего не выносить.
Быть осторожным, беречь глаза от мелкой каменной крошки и пальцы рук.
Не разрешается отходить от маршрута (тропы, дорожки, подходить к электропроводам, неогороженным краям оврагов, обрывов и т. д.
Во время пешеходной экскурсии:
Во время движения по улице необходимо идти компактной группой, не мешая другим пешеходам.
По дороге к месту экскурсии помни о правилах дорожного движения, соблюдайте их! Проезжую часть улицы необходимо переходить только в установленных для этих мест с соблюдением дорожного движения и по команде руководителя группы или экскурсовода. Помните, что вокруг вас люди. Постарайтесь создать о себе приятное впечатление.
3. Внимательно слушайте рассказ экскурсовода, постарайся все понять и запомнить;
4. Если возникли вопросы, задайте их после рассказа экскурсовода.
Слайд 3
Задания
Подчеркните пункт 2 в правилах поведения пешеходной инструкции. Почему этот пункт является одним из самых важных правил?
Из первого абзаца выпишите однокоренные слова.
Выпишите из текста по 2 слова с орфограммами:
А)безударная гласная в корне, проверяемая ударением;
Б)слова с буками з-с на конце приставок;
В)слова с удвоенной согласной.
4. Выпишите из текста словосочетания «прилагательное + существительное». Выделите окончание у имен прилагательных, определите род, число, падеж.
5. Подберите антонимы к словам из текста:
Мелкой-
Личной-
6. Определи части речи следующих слов:
Незнакомые-
Производственных-
Посещение-
Осмотр-
Разговорник-
7. Определите разряд прилагательных :
Приятное-
Смотровых-
Новым –
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ребята, мы с вами прошли уже бОльшую часть пути, чтобы набраться сил и продолжит наше путешествие, мы немного отдохнем.
Я буду называть вам слова, в зависимости какой частью речи они являются, вы выполняете упражнение.
Итак: если услышали имя существительное _хлопаем, прилагательное-топаем, глагол-приседаем.
СЛАЙД
Существительное-хлоп,
прилагательное-топ,
а с глаголом приседаем!
Синева, синеть, синий; желтеть, желтый, желтизна; красный, краснота, краснеть.
Молодцы, вы очень внимательные! Ребята, как называются слова из наших цепочек? (однокоренные).
А мы двигаемся дальше и приближаемся к «Конструкторскому бюро», именно здесь рождаются яркие и красочные тексты. Ребята, сейчас мы попробуем себя в роли сотрудников этого бюро. Перед нами текст, который мы должны сконструировать, добавив в него имена прилагательные.
У вас на столах есть заготовочки, приступайте к работе. Обратите внимания, что после текста-заготовки есть слова для справок
СЛАЙД
Был … … день. Идти пришлось по … дороге. Казалось, что кругом колосится … рожь. … дорога казалась, но на горизонте был виден лес. А над полем расстилалось … небо. По нему плыли … облака.
Слова для справок: жаркий, бездонный, золотой, летний, белоснежный, дальний, бесконечный, узкий.
Проверка текстов, делаем вывод о роли имен прилагательных в тексте.
СЛАЙД
Был жаркий летний день. Идти пришлось по узкой дороге. Казалось, что кругом колосится золотая рожь. Дальняя дорога казалась бесконечной, но на горизонте был виден лес. А над полем расстилалось бездонное небо. По нему плыли белоснежные облака.
Ребята, какой текст более точный и яркий? Почему?Какие признаки художественного текста вы здесь увидели (эпитеты, метафоры)
Давайте сделаем вывод, для чего в речи нужны имена прилагательные. (Прилагательное играет большую роль в речи потому, что, во-первых, оно обозначает признаки предметов, во-вторых, украшает нашу речь. И, наконец, они могут являться средством художественной выразительности - эпитетами. Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Для названия признаков предмета в языке есть специальные слова - имена прилагательные. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской.)
СЛАЙД
Я слово замечательное,-
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
Подтвердило стихотворение ваши слова?
Давайте найдем в тексте последнее предложение и выполним его синтаксический разбор
Каким членом предложения здесь является имя прилагательное? Давайте разберем его по составу. Что особенно в этом слове? (в слове 2 корня). Как называются такие слова? (сложные).
Часто прилагательные встречаются в загадках. Ведь они не называют предмет, упоминают только его свойства. Поэтому сейчас мы отправляемся к последнему пункту путешествия «Поляна загадок».
СЛАЙД
Я — черный, красный, желтый, синий, С начинкой твердой в середине. Я с острым ножиком дружу И что хочу — изображу.
СЛАЙД с картинкой цветных карандашей
(Цветные карандаши)
СЛАЙД
Мордочка усатая, А сама мохнатая. (кошка)
СЛАЙД с картинкой кошка
СЛАЙД
Длинное хвостище, Рыжее волосище, Сама хитрища. (Лиса)
СЛАЙД с картинкой лиса
СЛАЙД
Крылатый, горластый, Красные ласты. (Гусь)
СЛАЙД с картинкой гусь
СЛАЙД
Я длинный и зелёный, Вкусен я солёный, Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец)
СЛАЙД с картинкой огурец
СЛАЙД
Яркий, сладкий, налитой, Весь в обложке золотой. Не с конфетной фабрики – Из далекой Африки. (Апельсин)
СЛАЙД с картинкой апельсин
СЛАЙД
Шли двое, остановились возле забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один другого спрашивает:
– Это черная?
– Нет, это красная.
– А почему она белая?
– Потому что еще зеленая (Смородина)
СЛАЙД с картинкой смородина
В каком значении употреблены в загадках слова «вкусен я сырой», «в обложке золотой» «зеленая»? В прямом или переносном? Правильно в переносном, употребление слов в переносном значении на основе сходства называется…Метафора.
-Какие вы молодцы! Вы очень быстро отгадали загадки, ребята, Вы так много знаете и умеете! Подошло к концу наше путешествие по городу Имя Прилагательное. Сегодня мы побывали в самых интересных местах этого города.
Давайте сейчас запишем домашнее задание : составьте кроссворд, используя загадки и выражения в переносном значении, в вашем кроссворде должно быть не менее 10 слов. Вы можете создать интерактивный кроссворд на платформе «Азбука кроссвордов», чтобы ваши друзья разгадали его, отправьте им ссылку.
Итог урока (рефлексия)
Что вы увидели и узнали в нашем путешествии? С каким настроением вы были в пути? Вам предстоит еще не раз посетить город Имя прилагательное, с каждым посещением вы будете узнавать все больше нового и интересного. Пришло время расставаться, я желаю вам интересных находок, хороших оценок и позитивных эмоций, путешествия по стране Морфология.