Елена Струкова
Разработка игр и дидактических упражнений по социально-коммуникативному развитию в средней группе по теме «Встречаем весну»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры-имитации
Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.
"Птенцы"
Рассаживаем детей в свободном порядке. Воспитатель рассказывает о том как появляются птенцы на свет. Как они пробиваю клювиком скорлупу, выходят наружу. Для них все ново- и запах цветов, и травка, и цветы. Затем дети рассказанное показываю. Птенцы не умеют говорить, а только пищат.
Игра «Липучки»
Публикация «Разработка игр и дидактических упражнений по социально-коммуникативному развитию в средней группе по теме „Встречаем весну“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают) : «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!».
Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
Игра «Змея»
Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади.
Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.
Игра «Разноцветный букет»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ход: каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.
Игра-имитация «Обезьянка»
Цель. Развить способность подражать мимике и жестам.
Ход игры. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает - все шагают, обезьянка поднимают руку - и дети тоже.
Игры-фантазирования
Игра «Что было бы, если бы…»
К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка) и говорит, что может превратить
их в того, в кого они пожелают, но они должны обосновать свой выбор.
Варианты. «Если бы я был художником, то нарисовал бы…»; «Если бы я был артистом, то сыграл бы роль…»; «Если бы я был цветком, то радовал бы…»; «Если бы я был воспитателем, то…».
Игра «Бывает – не бывает»
Воспитатель подбирает предметные картинки, вызывает двух детей: первый ребёнок
берёт картинку и придумывает небылицу. (Крокодил летает.) Второй должен доказать, что так быть не может. (Крокодил не летает, у него нет крыльев.) Первый доказывает, что может, но
Игра «Паровозик»
Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везёт «вагончик», преодолевая различные препятствия: едет по мостику, через кочки.
Игра «Солнечный зайчик»
Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.
Ход: детям предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время «зайчик», обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.
Досуговые игры
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров, стимулирование интереса детей друг к другу через игровое правило.
Игра «Ветер дует на…»
Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются в центре круга. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» и так далее.
Игра «Нос к носу»
Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.
Игра «Весенний лес»
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Количество играющих:5-6 человек.
Описание игры: один ребенок стоит в кругу с закрытыми глазами, он потерялся в лесу. Все дети взявшись за руки идут по кругу проговаривая: «Саша, ты сейчас в лесу, кто зовет тебя «Ау», глазки ты открывай, кто зовет тебя узнай? Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Интеллектуальные игры
Игры «Весенний клубочек»
Количество играющих: группа детей.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, задает вопросы о весенних проявлениях в природе (кто весной прилетает с юга; кто спит всю зиму, а весной просыпается; что растет вниз головой с крыши и тд.). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Игра «Поварята»
Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.
Игры-экспериментирования
«Хитрые семена»
Цель. Познакомить со способами проращивания семян.
Материал. Семена бобов, кабачков, две баночки с землей. Палочка, маленькая лейка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход эксперимента:
Воспитатель. Весной те, у кого есть дачные участки, сеют семена овощей в землю; не все из них прорастают, и не все дают ростки одинаково быстро. Мы научимся, как правильно проращивать семена, узнаем, какие семена прорастают быстро, какие медленно.
Первый этап. Один боб и одно семечко кабачка дети аккуратно закапывают! землю, поливают (устанавливают табличку); другой боб и семечко кабачка заворачивают в салфетку из марли, кладут в розетку, смачивают водой.
Второй этап. На другой день дети высаживают семена, пролежавшие во влажной салфетке всю ночь, в землю (устанавливают другую табличку).
Третий этап. Через несколько дней дети отмечают, какие семена взошли первыми: те, что сажали сухими, или те, которые предварительно замачивали. Почему?
«Зачем зайчику другая шубка»
Задача: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
Материалы: кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.
Ход эксперимента:
Дети представляют, что рука –это зайчик, и выбирают ему шубку (рукавичку) на лето и на зиму. Выходят на прогулку в этих «шубках» и сравнивают ощущения обеих рук. Взрослый выясняет, какую бы шубку дети хотели на зиму, какие шубки нужны зверям зимой (тёплые, плотные, с длинным мехом, пушистые).
игры с «дарами» Ф. Фребеля:
«Настроение», «Поможем лягушке»
Квест-игра
«Поможем белочке».
Задачи: Учить отгадывать загадки; соотносить количество предметов с цифрой. Формировать навык составлять целое из частей. Знать и называть комнатное растение Фикус. Закрепить знания детей об овощах и фруктах; различать и называть их. Закрепить знания о понятиях «природный мир» и «рукотворный мир». Уметь группировать предметы по общему признаку. Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление. Привить интерес к новой форме игровой деятельности (квест-игра).
Оборудование: игрушка-белочка; большой платок; конверт с рисунок книги; конверт с разрезной картинкой (5 частей) с изображением ореха и мяча; конверт с загадками и фото фикуса; конверт с картинками фруктов и предметов посуды и барабана; конверт с картинками 3-х овощей и карандашом; конверт с картинкой 4-х шишек; цифры от 1 до 5 (закрепить в разных местах игровой комнаты на предметах мебели); 1-а корзинка с орехами, шишками, желудями; 2-я корзинка с муляжами овощей; 3-я корзинка с муляжами фруктов.
Ход игры.
На столе стоит игрушка-белка, накрытая платком. Воспитатель читает загадку:
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка).
Воспитатель: Посмотрим, кто у нас тут прячется? (Открывает накрытую белочку, которая держит в лапах конверт).
- Ребята, с белочкой произошла грустная история. Зайчишки-плутишки подшутили над ней и спрятали ее корзинку с запасами, которые она собирала на зиму для своей семьи. Давайте поможем белочке найти корзинку. Зайцы оставили подсказки, по которым мы будем искать место, где спрятаны ее запасы.
Из конверта достаем листок с изображением книги.
- Ребята, как вы думаете, куда же нам надо идти, где искать корзинку? (Дети высказывают предположения. Приходим к выводу, что идти надо к книжному уголку).
В книжном уголке дети, перебирая книги, находят конверт. В нем находится разрезанная на части картинка с нарисованным орехом. Дети составляют изображение.
На одной из частей изображен мячик.
- Ну что же, задание Зайчишек – плутишек одно мы выполнили, куда же нам двигаться дальше? (Дети высказывают свои предположения).
Переходим в физкультурный уголок.
Там ребята находят следующий конверт с загадками
Я зеленый молодец!
Сочный и хрустящий!
И в салат, и просто съесть
– очень подходящий! (Огурец)
Никогда и никого
Не обижал на свете.
Но все же плачут от него
И взрослые, и дети. (Лук)
Корешок оранжевый под землей сидит,
Много витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? (Морковь)
На грядке зеленой красные плоды,
Круглые, пузатые, узнаешь их ты?
Как большие ягоды гроздьями висят
Будто сами просятся в овощной салат. (Помидоры)
В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек!
Что это? (Горошек)
Там же в конверте находится фотография комнатного растения «Фикус». Ребята вместе с воспитателем передвигаются в природный уголок. Там находят Фикус и рядом с ним конверт с заданием. Задание на определение природного и рукотворного мира.
- Ребята, посмотрите, что здесь сделано руками человека, а что создала природа. (Детям предлагается рассмотреть картинки с фруктами и предметами посуды. Дети находят правильный ответ на задание и в конверте картинку барабана. Определяют что необходимо двигаться в музыкальный уголок). Под барабаном лежит следующий конверт с заданием «Четвертый лишний» (Капуста, морковь, лук, карандаш). Дети определяют, что карандаш лишний, потому что это не овощ. Ребята приходят к выводу, что им надо идти к изо уголку.
В изо уголке дети находят карандаши, к дну стаканчика прикреплен листок с четырьмя шишками. Нужно их сосчитать и найти в группе соответствующую цифру. (На дверце шкафчика).
За ней стоят 3 корзинки: одна с фруктами, вторая с овощами, третья с шишками, орехами и грибами. Детям надо определить, какая из корзинок принадлежит белке.
Дети определяют, что это корзинка с шишками, орехами и грибами. Приносят её белочке, она их благодарит.
- Молодцы, ребята! Вы нашли мои запасы. Вам, наверное, было трудно? А какую подсказку, оказалось, разгадать труднее всего? С чем вы справились очень быстро? Какое задание было самым интересным для вас?