Петровская Наталья Алексеевна
«Наша Родина». Конспекты по социально-коммуникативному развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
НАША РОДИНА
Задачи: формировать представления детей о городе, в котором они живут; дать представления о ближайшем окружении детского сада (школа, магазин, дома и т. п.); развивать познавательные интересы детей; воспитывать любовь к родному городу и своему детскому саду.
Ход занятия
1. Беседа «Наш детский сад».
В о п р о с ы:
– Как называется наш детский сад?
Публикация «„Наша Родина“, Конспекты по социально-коммуникативному развитию в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
– Хорошо ли вам живется в детском саду?
– Есть ли у вас друзья в детском саду?
– Чем любите заниматься?
2. Игра «Расскажи, а мы отгадаем».
Детям раздаются конверты с фотографиями помещений детского сада (ясельная группа, музыкальный зал, физкультурный зал, прачечная, кухня, экологическая комната и др.). Дети по желанию или выбору воспитателя должны, не называя, какое изображено помещение, рассказать о нем, а остальные отгадывают.
В о с п и т а т е л ь. Почему так хорошо детям в детском саду? (Потому что нас окружают любовь и забота всех взрослых.)
3. Физкультминутка.
Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.
Мы по городу идем (маршируют,
Звонко песню мы поем
(покачивания головой вправо-влево,
напевая: ля-ля-ля).
Мы по улице шагаем (маршируют,
Ноги ровно поднимаем
(оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону,
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко.
4. Беседа «Наш город».
В о п р о с ы:
– В каком городе мы живем?
– Где вы были с родителями?
– Что понравилось (запомнилось?
Беседа сопровождается показом картинок или фотографий, заранее принесенных детьми в детский сад.
5. Упражнение «Назови, что это».
Воспитатель показывает фотографии объектов ближайшего окружения (школа, магазин, аптека, библиотека, жилые дома и т. п.). Дети должны вспомнить и назвать, что это за здания.
6. Конструирование из крупного строительного материала.
В о с п и т а т е л ь. Постройте макет микрорайона, в котором находится наш детский сад.
НА ЧЕМ МЫ ЕЗДИМ
Задачи: формировать у детей представления о назначении некоторых транспортных средств (грузовая машина, автобус, троллейбус) и о профессии водителя; развивать познавательный интерес детей (что привозит машина в детский сад); уточнить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте и элементарных правилах дорожного движения.
Ход занятия
1. Загадки о транспортных средствах.
Мощный транспорт, тяжести возить привык.
Что же это?. (Грузовик.)
По дороге едет дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус.)
Я мчусь, держась за провода!
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус.)
2. Беседа о транспортных средствах.
В о п р о с ы:
– Для чего нужен автобус, троллейбус?
– Кто управляет ими?
– Чем они похожи? Чем отличаются?
3. Сюрпризный игровой момент: в группу к детям приезжает грузовая машина.
Беседа по в о п р о с а м:
– Какая машина к нам в гости пожаловала? (Грузовая.)
– Какого она цвета? Какая по размеру? Какой формы? (Обследовательские действия.)
– Что в ее внешнем виде особенного?
– Что привезла машина в детский сад?
Дети по очереди достают продукты, называют их, рассказывают, для чего нужны овощи, крупы, молочные продукты, сахар и др.
4. Физкультминутка.
Дети делятся на несколько групп, в которых одному ребенку определена роль троллейбуса, а остальные дети – пассажиры. Воспитатель в роли ведущего произносит четверостишие, а дети двигаются по группе.
Троллейбус движется вперед,
Держась за провода.
Он не спеша людей везет,
Вздыхая иногда.
5. Игра «Мы водители».
Воспитатель устанавливает макет светофора, мальчики-водители по сигналу заводят свои машины и выезжают на дорогу, а девочки-пешеходы гуляют по тротуару с детьми (куклами). Воспитатель регулирует работу светофора: на зеленый свет водители (мальчики) останавливаются, а пешеходы (девочки с куклами) переходят дорогу.
6. Анализ ситуаций «Кому нужно уступить место в троллейбусе?».
Дети должны обосновать свой ответ, кому и почему они уступили бы место в транспортном средстве : молодому человеку, женщине с младенцем на руках, инвалиду, пожилому человеку, мальчику-школьнику, молодой женщине, старушке, женщине с тяжелыми сумками, мужчине с мальчиком-дошкольником.
7. Игра «Подбери груз к машине».
Дети делятся на две группы – машины и грузы. Дети-машины выбирают себе различные грузовые автомобили (нарисованные на картинках или игрушки, дети-грузы – нарисованные на картинках грузы. По сигналу воспитателя «Подбери себе груз» дети-машины начинают движение по группе и останавливаются около тех детей, чей груз считают нужным взять. «Грузы» цепочкой движутся вместе с «машинами». По сигналу воспитателя «Стоп» дети-машины и дети-грузы проверяют правильность своего выбора.
ВО ЧТО Я ЛЮБЛЮ ИГРАТЬ
(игрушки)
Задачи: формировать представления дошкольников об игрушках (мяч, машины, куклы, мозаика, строительный материал, их назначении, существенных признаках (цвет, форма, величина, о материалах, из которых они сделаны; показать детям историю развития мяча; познакомить с правилами обращения с металлическими игрушками, мелкими игрушками и деталями; воспитывать бережное отношение к игрушкам, изготовленными взрослыми для игр детей.
Ход занятия
1. Сюрпризный игровой момент.
В группу к детям приходит Незнайка (игрушка, картинки или подготовленный ребенок, здоровается с детьми. На столе лежат игрушки: мячи (разного размера, машины (самосвал, скорая помощь, кукла, мозаика, строительный материал (разного цвета, формы, величины).
Н е з н а й к а. Что это у вас на столе разложено? (Игрушки.). Ребята, покажите мне их, пожалуйста. А что с ними можно делать?
Незнайка берет в руки мяч и ведет с детьми беседу по в о п р о с а м:
– Что это за предмет?
– Какого он цвета, формы?
– Да здесь еще есть мячи! Чем они похожи? Чем отличаются?
– Какие на ощупь? (Обследовательские действия.)
– Как вы с ними играете? (Дети показывают движения с мячом.)
Н е з н а й к а. Ой! А он не разобьется?
Д е т и. Не беспокойся, он резиновый.
2. Игра «Поймай мяч».
Н е з н а й к а. Я тоже хочу поиграть с мячом. (Дети становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу.)
3. Игра-путешествие в прошлое мяча.
Н е з н а й к а. Как вы думаете, мяч всегда был таким, как сейчас? (Показывает детям картинки из истории развития мяча и рассказывает детям о его происхождении.) Первоначальный мяч наши предки сплели из тростника, и был он не совсем круглым.
– Как вы думаете, удобен был такой мяч?
Затем люди стали шить мячи из шкур животных и набивать их ненужными тряпками, но такие мячи были очень тяжелыми и плохо подпрыгивали. Потом стали изготавливать мячи из разных материалов (шкур оленей, растительной смолы) и наполнять их воздухом. Вот такие мячи дошли до нас. (Рассматривают мячи.)
– Чем они похожи? Чем отличаются? Из чего сделаны?
4. Беседа о машинах.
Незнайка берет машину (самосвал) в руки, рассматривает, показывает и задает детям в о п р о с ы:
– Как называется машина?
– Как она выглядит?
– Из каких элементов, запасных частей состоит машина? (Обследовательские действия.)
– Из чего она сделана?
– Что машина перевозит?
Незнайка. Да здесь еще есть какая-то интересная машина! (Достает модель машины «скорой помощи».)
– Как называется эта красивая машина с мигалкой?
– Для чего она нужна? Что это за красный фонарик у нее сверху, чтобы дорогу подсвечивать? (Нет, сигнальный фонарь включает водитель для того, чтобы другие машины уступали ей дорогу, когда она везет тяжелобольного в больницу.)
– А из чего сделаны ваши машины? (Из пластмассы.)
Н е з н а й к а. У меня дома есть металлические машины. Я однажды ими играл и поранил себе руку. Было очень больно. До сих пор не понимаю, как такое могло случиться.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, подскажите Незнайке, как нужно обращаться с острыми металлическими игрушками. (Дети рассказывают.)
5. Беседа о кукле.
Н е з н а й ка (берет куклу). Какая странная девочка у вас есть, я ее спрашиваю, а она ничего не отвечает. Ее не научили говорить?
Д е т и. Это не девочка, а кукла.
Н е з н а й к а. Как зовут вашу куклу? Раз у нее есть имя, наверное, она живая? Чем же отличается девочка от куклы? Кто больше любит играть с куклами? (Ответы детей.)
6. Беседа о мозаике.
Н е з н а й к а (берет мозаику). Что это такое – удивительно красочное, разнообразной необычной формы, с ножками? (Дети рассказывают о мозаике.)
Н е з н а й к а. Друзья, я видел в передаче «Служба спасения – 01» сюжет об одном умном и находчивом мальчике. Он мне подсказал, что мозаикой можно не только играть, но и в носу поковырять, ухо почистить.
В о с п и т а т е л ь. Что ты такое говоришь, Незнайка! Я тоже смотрела этот сюжет. Ведь с этим мальчиком после таких его «находок» беда произошла – мозаичные фигурки застряли и в носу, и в ухе. Ему было больно, трудно дышать. Извлечь эти мелкие мозаичные предметы было очень сложно – пришлось службу спасения вызывать. Дети нашей группы тоже очень смекалистые, умеют выполнять из мозаики оригинальные узоры, но они знают правила обращения с играми, состоящими из мелких деталей. Послушай, Незнайка, и запомни эти правила. (Дети рассказывают).
А теперь они покажут тебе, какие рисунки можно выполнить из мозаичного материала. (Дети самостоятельно работают с мозаикой.)
7. Беседа о строительном материале.
Дети под руководством воспитателя рассматривают строительный материал.
– Что есть в строительном наборе? (Называют фигуры.)
– Какой они формы, цвета, величины?
– Что с ними можно делать?
– Из чего они сделаны? (Из пластмассы, дерева.)
– А можно их бросать, как мячики? Почему?
8. Конструирование «Гараж для машин».
Дети выполняют конструкции гаражей из крупного строительного материала.
ВО ЧТО Я ЛЮБЛЮ ОДЕВАТЬСЯ
(одежда)
Задачи: формировать представления детей об одежде (шапка, пальто, куртка, сапоги, ботинки и др., ее связи с сезоном, возрастом, о материалах, из которых она изготовлена, и их качестве; показать детям зависимость здоровья ребенка от одежды и времени года; воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.
Ход занятия
1. Сюрпризный игровой момент.
Приходит в группу к детям грустная кукла Катя, одетая в летнюю одежду.
В о с п и т а т е л ь (обращает внимание детей на внешний вид куклы). Что случилось с Катей, как вы думаете? (Ответы детей.) А теперь послушайте Катю. Да она вся дрожит… (обращается к Кате). Катюша, чем ты опечалена, не заболела ли?
К а т я. Я гуляла на улице и очень замерзла, увидела детский сад и решила зайти к вам погреться.
В о с п и т а т е л ь. Почему замерзла Катя? Какое сейчас время года? Что на ней надето? (Шелковое платье, туфли, шляпа.)
К а т я. А какую одежду вы носите сейчас? (Дети рассказывают.)
2. Игра «Что нужно надевать в разную погоду?».
Детям предлагаются пейзажные картинки с изображением разной сезонной погоды (на каждого ребенка) – идет дождь, снег, ветер, лужи, светит солнце и др., а также предметные картинки с изображением одежды и атрибутов к ней – зонт, пальто, панамка, резиновые сапоги и др. Дети должны подобрать одежду в соответствии с погодой и объяснить свой выбор.
К а т я (смотрит, как дети выполняют задание и обращается к ним). Почему ты подобрал именно эту одежду? Мне кажется, что нужно было подобрать другую. Я благодарю вас, ребята, за то, что вы научили меня правильно выбирать одежду к каждому сезону.
3. Игра-путешествие в прошлое одежды.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть волшебный альбом, состоящий из нескольких красочных страниц и рассказывающий о том, как появилась одежда.
1-я страница: изображена кукла в шкуре животного.
В о с п и т а т е л ь. Удобно ли было носить такую одежду? (Тяжелая, летом жарко.)
2-я страница: нарисована кукла в юбке из листьев.
В о с п и т а т е л ь. Из чего еще можно сделать себе одежду? (Из соломы, веток.) Можно ли такую одежду долго носить?
3-я страница: кукла изображена в накинутой ткани.
В о с п и т а т е л ь (просит подойти ребенка и накидывает на него ткань). Удобно ли носить ткань? Почему? Можно ли это назвать одеждой?
4-я страница: нарисованы куклы в различной современной сезонной одежде.
В о с п и т а т е л ь. Какая одежда надета на этих куклах? Из чего она сшита? А из какого материала сшита ваша одежда? (Обращает внимание детей на сундучок.) Вот сундучок не простой, расписной, с секретом. Бабушкин сундучок, в нем одежек возок.
– Как вы думаете, какие предметы одежды мы найдем в этом сундучке? Попробуйте догадаться:
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в садик, вечером – домой.
(Валенки.)
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(Варежки.)
Воспитатель достает из сундучка предметы и объясняет детям их принадлежность.
Онучи – обмотки для ног под сапоги или лапти, портянки.
Жупан – старинный полукафтан.
Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна, без воротника.
Катанки – валенки.
Кичка – старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.
4. Игра «Оденем куклу Катю на прогулку».
Воспитатель показывает предметы одежды, дети называют материал, из которого изготовлены кофта, колготки, брюки, пальто, шапка, сапоги, ботинки и т. п.
Дети, используя алгоритм одевания, одевают Катю на прогулку.
ТРУД ВЗРОСЛЫХ – ПРАЧКА
Задачи: формировать у детей представления о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат); рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении; воспитывать уважительное отношение к труду прачки.
Ход занятия
1. Беседа «Кто стирает нам белье?».
В о с п и т а т е л ь. Кто заботится о том, чтобы у детей была чистая постель? (Прачка.)
– Что делает прачка в детском саду? (Стирает, гладит.)
– Кому и для чего нужно чистое белье?
2. Игра-имитация «Стираем белье».
Дети имитируют все компоненты стирки белья (по сигналу воспитателя) : наливаем воду в таз, стираем, выжимаем, стряхиваем и развешиваем, гладим.
3. Составление рассказа.
Детям предлагается схема трудового процесса стирки белья: дети рассказывают последовательность и выкладывают картинки.
Цель труда
(постирать) Предмет
(материал труда) – полотенце Инструменты и оборудование;стиральные средства Трудовые действия;
промежуточный результат
4. Минутки безопасности: правила обращения с бытовыми электроприборами.
И г р а «Можно или нельзя».
Дети становятся в круг. Воспитатель называет какое-либо действие. Кому из детей он бросит мяч, тот отвечает, можно или нельзя:
– детям включать утюг;
– играть рычагом управления стиральной машины;
– самостоятельно гладить белье на гладильной доске;
– детям стирать белье в машине-автомате?