Папки-передвижки

Разработка и апробация методики и комплексов упражнений пальчиковой гимнастики и занятий с использованием нетрадиционных техн

Ирина Градова
Разработка и апробация методики и комплексов упражнений пальчиковой гимнастики и занятий с использованием нетрадиционных техн
▼ Скачать + Заказать документы

Разработка и апробация методики и комплексов упражнений пальчиковой гимнастики и занятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук детей 4-го года жизни.

Эта работа велась нами на основе следующих принципов.

Публикация «Разработка и апробация методики и комплексов упражнений пальчиковой гимнастики и занятий с использованием нетрадиционных техн» размещена в разделах

1) Принцип систематичности проведения пальчиковой гимнастики игр и занятий с использованием нетрадиционных техник рисования, который предполагает системную работу над развитием мелкой моторики детей, поскольку не следует ожидать немедленных результатов, так как координация, гибкость и автоматизированность и точность мелкой моторики рук развиваются, как и любой другой навык, многократным повторением упражнений.

2) Принцип последовательности, построенный на последовательном усложнении упражнений пальчиковой гимнастики и видов нетрадиционных техник рисования - от простого к сложному: сначала на ведущей руке, затем на другой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо пропускать какие-либо виды упражнений или нетрадиционных техник рисования, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.

3) Принцип психологической комфортности, который предполагает, что все упражнения пальчиковой гимнастики и занятия с использованием нетрадиционныхтехник рисования должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне, любое достижение малыша должно быть замечено и положительно оценено взрослым.

4) Принцип доступности и посильности, который означает, что в проведении упражнений пальчиковой гимнастики и занятий художественно-эстетическим развитием должна соблюдаться разумная мера. Недопустимо переутомление ребенка, которое также может привести к негативизму.

Методика развития мелкой моторики детей 4-го года жизни посредством пальчиковой гимнастики представляет собой единство целей, задач, методов, форм и средств работы.

Цель методики - развитие мелкой моторики детей 4-го года жизни посредством пальчиковой гимнастики и рисования с использованием нетрадиционных техник рисования.

Задачи методики :

1) Совершенствование координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук.

2) Развитие кинестической основы движений мелкой моторики рук, умения менять движения кистей и пальцев рук по образцу взрослого и по словесной инструкции.

3) Доведение движений мелкой моторики до автоматизированного навыка, способствующего точности движений пальцев и кисти рук.

4) Закрепление умения распределять мышечную активность и производить точные движения.

5) Воспитание у детей интереса к видам деятельности, требующим движений пальцев и кистей рук.

Правильно подобранные методы обучения способствуют развитию мелкой моторики у детей 4-го года жизни.

Методы работы с детьми.

При проведении пальчиковой гимнастики и рисования с использованием нетрадиционных техник первостепенное значение имеет наглядный метод, что связано с особенностями наглядно-действенного мышления детей этого возраста. Показ образца имеет обучающую функцию, дети видят, какие пальчики участвуют в упражнении или рисовании, как они действуют. Наглядность позволяет создать общее представление о движении. Педагог в зависимости от подготовленности детей может зафиксировать статическое положение, смену движений, сосредоточить внимание детей на последовательности, темпе, начале и окончании действия.

Зная особенности каждого ребенка, педагог варьирует применение наглядных методов : показ, частичный показ, показ по частям, демонстрация карточек, схем. Это способствует развитию мыслительной деятельности.

Понять основу техники движения, взаимосвязь между отдельными движениями помогают объяснение, указание, оценка. Это словесные методы обучения, которые выполняют смысловую и эмоциональную функции. Умело подобранное, вовремя сказанное педагогом слово имеет неоценимое значение. С помощью слова можно донести или уточнить информацию, подчеркнуть важные детали, выделить особенности выполняемого действия. Например, выполняя упражнение «Замочек», дети, соединив пальчики обеих рук, могут держать их расслабленно. Но стоит внести уточнение: «Замочек крепкий», выделить его интонацией, как дети напрягают мышцы без прямой команды. Таким образом, педагог добивается поставленной задачи с помощью словесного приема. Для того чтобы скорректировать движение, педагог может использовать положительную оценку, замечание, одобрение.

Одно из условий, определяющих интерес ребенка к пальчиковой гимнастике, - значимость информации. В раннем возрасте, когда словарный запас не велик, потешки, сопровождающие показ, должны быть понятны детям.

Для усиления значения словесных методов применяется умеренная жестикуляция, мимика, интонация - это повышает эффективность обучения.

В основе всего, что делает ребенок своими руками, лежат практические методы, с помощью которых вырабатываются и закрепляются двигательные умения и навыки. Движения кисти, пальчиков относится к двигательной деятельности. Поэтому используются следующие практические методы : исполнительско-подражательные (разучивание в целом, по частям) и игровые методы.

Применение исполнительско-подражательного метода основано на том, чтобы исполнить движение так, чтобы ребенок захотел подражать взрослому. С малышами применяется разучивание в целом, когда понятен смысл. Можно применять разучивание по частям, но так чтобы каждая часть воспринималась как целое.

Игровые методы занимают большое место в обучении детей раннего возраста, они поднимают у детей интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. При проведении пальчиковой гимнастики и занятий с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми 4-го года жизни эффективно использование следующих игровых методов :

- обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Методы проведения пальчиковой гимнастики и нетрадиционных техник рисования с детьми 4-го года жизни соответствуют следующим требованиям:

- научная обоснованность;

- соответствие поставленной задаче;

- воспитывающий характер обучения;

- подготовленность детей;

- учет уровня развития мелкой моторики;

- педагогическая и психологическая целесообразность.

Для проведения пальчиковой гимнастики и рисования с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми 4-го года жизни используются следующие группы упражнений :

1) Упражнения для кистей рук :

- развивают подражательную способность;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключаться с одного движения на другое.

2) Упражнения для пальцев условно статические - совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3) Упражнения для пальцев динамические :

- развивают точную координацию и синхронизацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук во время пальчиковой гимнастики и рисования с помощью нетрадиционных техник рисования с детьми 4-го года жизни могут быть различными:

1) Самомассаж кистей и пальцев рук.

2) Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения.

3) Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Для эффективности развития мелкой моторики при проведении пальчиковой гимнастики и рисования с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми 4-го года жизни необходимо выполнять следующие методические требования :

1) Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений и методик рисования необходимо задействовать все пальцы руки.

2) Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

3) Подбор упражнений и нетрадиционных методик рисования с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

4) Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Методические рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики и рисования с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми 4-го года жизни.

1) Перед пальчиковой гимнастикой или рисованием с ребенком можно обсудить их содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения или техники рисования, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2) Перед началом работы дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3) Все задания выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4) Взрослый выполняет задание вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой или рисованием.

5) При выполнении заданий необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6) Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7) Нужно добиваться, чтобы все задания выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

8) Все словесные указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

9) Каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется несколько раз.

10) При повторных проведениях упражнений пальчиковой гимнастики или нетрадиционных техник рисования дети нередко начинают произносить сопровождающий их текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11) Для поддержания интереса ребенка лучше всего использовать 3-5 комплексов упражнений пальчиковой гимнастики. Наиболее понравившиеся детям упражнения можно использовать чаще, повторять их по желанию детей.

12) Нельзя ставить перед ребенком несколько сложных задач сразу. Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к упражнению.

13) Нельзя принуждать ребенка выполнять то или иное упражнение пальчиковой гимнастики или нетрадиционную технику рисования. Если ребенок отказывается выполнять то или иное упражнение, нужно разобраться в причинах этого отказа, а потом изменить задание или поменять упражнение на другое.

При проведении пальчиковой гимнастики и рисования с использованием нетрадиционных техник необходимо подбирать упражнения и их речевое сопровождение с учетом возраста ребенка. Это личностно-ориентированный подход.

Особенности содержания и методики выполнения упражнений пальчиковой гимнастики для детей 4-го года жизни представлены в Приложении 3 таблице 2.3.

Эффективность развития мелкой моторики детей 4-го года жизни посредством пальчиковой гимнастики и нетрадиционных техник рисования достигается только при взаимодействии с родителями воспитанников.

Работа с родителями

Цели:

1. Заинтересовать родителей в развитии мелкой моторики детей посредством пальчиковой гимнастики и нетрадиционных техник рисования, обеспечивающей интеллектуальное и речевое развитие ребенка, его успешную коммуникацию и социализацию.

2. Расширить и углубить знания и умения родителей в проведении упражнений пальчиковой гимнастики и нетрадиционных техник рисования.

Формы работы с родителями:

1. Анкетирование и беседы.

2. Групповые и индивидуальные консультации.

3. Родительские собрания.

4. Практические семинары по овладению методикой и техникой пальчиковой гимнастики, нетрадиционными техниками рисования.

5. Разработка информационных материалов стенда «Для родителей».

6. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей по подбору материала для картотеки «Пальчиковые упражнения и игры», «Нетрадиционные техники рисования».

7. Открытые показы проведения пальчиковой гимнастики и занятий по рисованию с детьми для родителей.

Нами разработан перспективный план работы ДОУ с родителями по проблеме развития мелкой моторики детей 4-го года жизни посредством пальчиковой гимнастики и нетрадиционных техник рисования (Приложение 4 таблица 2.4).

В результате совместной работы с родителями воспитанников были разработаны следующие рекомендации родителям по использованию пальчиковой гимнастики и рисования с использованием нетрадиционных техник для развития мелкой моторики детей 4-го года жизни:

- Упражнения пальчиковой гимнастики по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребенка.

- В комплекс упражнений пальчиковой гимнастики надо включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей и координацию, гибкость и автоматизацию пальцев рук ребенка.

- Начинайте или заканчивайте занятие пальчиковой гимнастики сеансом массажа кистей рук.

- Проводите работу по развитию мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики и нетрадиционных техник рисования регулярно, в соответствии с возрастом и учетом уровня физического развития малыша.

- Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает делать их самостоятельно.

- Внимательно следите за тем, чтобы упражнения пальчиковой гимнастики и нетрадиционные техники рисования выполнялись ребенком правильно, с удовольствием и интересом. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

- Чередуйте новые и старые упражнения пальчиковой гимнастики и нетрадиционные техники рисования. После освоения ребенком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

- Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребенком) речевого сопровождения - потешки, песенки, стихотворения.

- Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения для пальчиковой гимнастики предметы и сюжеты для рисования.

- Проводите пальчиковую гимнастику и рисование с использованием нетрадиционных техник эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Дети 3 и 4 лет осваивают пальчиковые упражнения с речевым сопровождением, которые проводятся двумя руками, с удовольствием рисуют с применением нетрадиционных техник.

Публикации по теме:

Картотека комплексов пальчиковой гимнастики Машина Би - би - би - гудит машина. (дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой) Тук - тук - тук - мотор стучит. (ритмично.

Картотека пальчиковой гимнастики для старшей группы Картотека пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «Ягодки» Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась.

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам и упражнений с использованием шарика Су-Джок Коваленко С. В. воспитатель, Хизуненко К. О. учитель-логопед, МБДОУ №41, г. Усть-Лабинск. Тема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена. Весёлый.

Картотека пальчиковой гимнастики в старшей группе «Дружные пальчики» - Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются) - С этим пальцем в лес ходил. - С этим пальцем.

Картотека пальчиковой гимнастики в подготовительной группе Тема пальчиковой гимнастики Примеры игр и упражнений «Семья» «Бабушкин кисель»: выполнять имитирующие движения кистями рук (варим кисель,.

Картотека пальчиковой гимнастики в стихах для детей 4–5 летКартотека пальчиковой гимнастики в стихах для детей 4–5 лет Пальчиковая гимнастика в стихах для детей дошкольников РАЗМИНКА: Ты, утенок, не пищи! (Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух.

Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы с использованием дыхательных упражнений Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы с использованием дыхательных упражнений «На море»Цель: • укреплять дыхательную систему.

Планирование проведения комплексов утренней гимнастики в младшей группе КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ И ИГР №1 (сентябрь) Комплекс ОРУ «Дружная семья» 1. И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину; хлопки перед лицом.

Методическая разработка «Комплексы пальчиковой гимнастики для детей младшего школьного возраста» ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА I.КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ 1. Ладони на столе (на счет "раз-два".

Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика Комплекс пальчиковой гимнастики «Пальчики здороваются». Кончик большого пальца правой руки поочередно касается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка и апробация методики и комплексов упражнений пальчиковой гимнастики и занятий с использованием нетрадиционных техн
Опубликовано: 30 сентября 2019 в 22:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка и апробация методики и комплексов упражнений пальчиковой гимнастики и занятий с использованием нетрадиционных техн» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Градова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД