Татьяна Сидельникова
Разнообразие в организации прогулок с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Разнообразие в организации прогулок с детьми младшего дошкольного возраста
Пребывание детей младшего дошкольного возраста на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице малыши получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у малышей интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей. В процессе прогулки воспитатель обучает детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
Публикация «Разнообразие в организации прогулок с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным поселком, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному краю.
Малыши выполняют элементарные трудовые действия в цветнике - поливают цветы, собирают семена. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
При планировании прогулок, я особое внимание уделяю содержанию образовательной деятельности на прогулке, которая направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование разнообразных видов деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей
Содержание прогулок включает в себя совокупность интеграцию образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Которые, обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, и художественно – эстетическому.
Режим дня нашего детского сада предусматривает проведение дневной прогулки в первую половину дня и вечерней - после полдника. Длительность прогулок в совокупности составляет не менее 4 часов, а в летнее время ее продолжительность увеличивается. Время, отведенное на прогулки строго соблюдаться. Для осуществления задач всестороннего развития на территории детского сада оборудованы участки для организации разнообразной деятельности детей. Большое значение имеет их озеленение, а так же соответствие педагогическим и гигиеническим требованиям. Помимо игровых площадок на участке в нашем детском саду имеются закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. В зимнее время мы вместе с ребятами и другими воспитателями делали горку, ледяные дорожки и снежные сооружения.
Подготовка к прогулке. Чтобы дети охотно собирались на прогулку, я, как воспитатель заранее продумываю ее содержание, стараюсь вызывать у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. Одевание детей организовываю так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого у нас продуманы и созданы соответствующие условия. Малышей помогает одевать помощник воспитателя, привлекаются другие работники детского сада. Давая, однако, им возможность самостоятельно сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания. Они будут делать это быстро и аккуратно, взрослые только помогают им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Мы приучаем малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, провожу с родителями беседы, даю консультации, что бы родители дома предоставляли детям больше самостоятельности. Когда большинство детей оденется, мы выходим с ними на участок. За остальными детьми следит помощник воспитателя, затем провожает их к остальным детям. Выходя на прогулку, взрослый выносит игрушки и материал для игр и занятий на воздухе. Содержание прогулки зависит от времени года, погоды, предшествующих занимательных дел, тематике периода, интересов и возраста.
Структура прогулки :
1. Наблюдение, проведение опытов.
2. Труд детей на участке.
3. Подвижные игры 1-2 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей.
4. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения провожу с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних привлекаю к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других стараюсь вызвать интерес к природе или общественным явлениям и т. д. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Наблюдаем за солнышком, ветром, муравьями, деревьями. Проводим разнообразные опыты : С водой и песком, с мыльными пузырями. Зимой со снегом и льдом (вносим в тепло)
Организовываю и наблюдения за трудом взрослых, которые работают на территории детского сада (дворник, водитель мусоровоза) и вблизи детского сада.
Ведущее место на прогулке отводиться, конечно, играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если деятельность, организованная перед прогулкой требовала умственной нагрузки, и связана с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкальной или физкультурной деятельности, то игру провожу в середине прогулки или за полчаса до окончания ее.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организовываю малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, лазанием, бегом, метанием, упражнениями в равновесии проводим также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. В жаркую погоду провожу игры с водой.
Во время прогулки уделяю внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, (помогают взрослому, зимой могут убирать снег с дорожек, делать из него разные сооружения. Я стремлюсь сделать детский труд радостным, помогаю малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания организую такими, что бы они были посильны детям и, вместе с тем, требую от них определенных усилий. Слежу, чтобы даже в маленьком возрасте они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Во время прогулок провожу так же индивидуальную работу с детьми : для одних необходимы игры с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
На прогулках осуществляю работу и по развитию речи ребенка: разучиваем потешки или небольшие стихотворения, расширяю словарный запас и т. п. Вспоминаем с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали во время музыкально – художественной деятельности.
Организуя прогулки, стараюсь, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, привлекаю к участию в более спокойных играх. Со 2 младшей группы
планирую так же целевые прогулки раз в неделю на небольшое расстояние. В процессе, которых организуется наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. Малышам показываю дома, транспорт, пешеходов. На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
Примерно за полчаса до окончания прогулки организую спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. И возвращаются в группу. При планировании прогулки я особое внимание уделяю содержанию образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста, которая направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование разнообразных видов деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, так как в условиях прогулки раскрываются потенциальные возможности для всестороннего, гармоничного развития личности ребенка.