Зинаида Карташова
Размышления о школе руководителя учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Призванию верна
В тени высоких раскидистых деревьев стоит наша школа № 12. Если официально – МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 12» г. Мариинска. 18 октября 2018 года она отметила своё 60-летие. И вот уже 25 лет моя жизнь неразрывно связана с жизнью моей школы. Иду на работу с радостью от того, что увижу знакомые лица коллег, детей и их родителей.
Публикация «Размышления о школе руководителя учреждения» размещена в разделах
Никогда не думала, что «двенадцатая» станет для меня родной. Когда с лёгкой руки Галины Григорьевны Ивановой, директора школы № 6, моя кандидатура была утверждена на должность директора школы № 12, коллектив встретил новичка настороженно. Директора в те годы менялись часто, всех мучил один вопрос, но задать его осмелилась только Елена Ефимовна Пензяткина:
- Надолго ли к нам?
- Как получится.
И получилось.
Начинать пришлось очень трудно. В школе было холодно, неуютно, серо. Эта серость сквозила во всё м: серые кабинеты, настороженные лица педагогов… И так же серо, тоскливо было на душе…
Но жизнь не стоит на месте, а течёт стремительным потоком – забурлила, закипела, понесла вперёд. Начались совещания, конкурсы, открытые уроки…
Коллектив пополнился молодыми учителями. Менялся и облик школы : фойе, этажи украсили резные зеркала и море цветов, столовая, кабинеты приобрели единый стиль. Большую материальную спонсорскую помощь на развитие учреждения оказывали его выпускники, ставшие руководителями предприятий : Николай Павлович Плуталов, Мария Григорьевна Климчук, Леонид Павлович Швицкий, Виктор Давыдович Калугин, Борис Викторович Борзых.
Остановлюсь на самых ярких для меня событиях.
Неизгладимое впечатление оставило участие педагогического коллектива в областном семинаре «От чистого истока – в прекрасное далёко…». С него, думаю, и началась дорога к нашей новой школе.
Мы были в числе «первопроходцев» областного конкурса «Директор года – 1995». Особенность того конкурса заключалась в том, что в нём принимали участие не только учителя, но и директора школ. Мы заявили о себе, о школе, которая на тот момент активно работала над введением регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс. Это было началом нашего пути к образовательной организации, являющейся социокультурным центром микрорайона.
Любое мероприятие, проводимое в то время, имело какую-то «изюминку». Слова Али Апшерони: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами», - как нельзя лучше характеризуют творческую атмосферу, царившую в коллективе. Начинающие педагоги получали высшее образование, профессионалы своего дела передавали опыт молодым. Только в 2001 году на базе школы прошло 5 заседаний городских методических объединений, 29% учителей обучались заочно, 30% - повысили свою квалификацию через курсовую переподготовку.
В русском языке есть старое доброе слово – подвижник. В нё м слышится сочетание двух важных значений: «движение» и «подвиг». Эти значения, как мне кажется, точно и полно выражают истинную суть нашего труда.
Ушли на заслуженный отдых опытные учителя, ветераны педагогического труда: Тамара Кузьминична Марьина, Елена Ефимовна Пензяткина, Наталья Петровна Прохоренко, Галина Яковлевна Соловьёва, Татьяна Михайловна Сайбель, Вера Степановна Семенкова, Надежда Романовна Ватолина, Галина Николаевна Романцова. Их вклад в копилку славных дел школы трудно переоценить.
Думаю, что сегодня наша образовательная организация – это коллектив единомышленников, который идёт в ногу со временем. Однажды я задала вопрос: «На какой цветок похожа наша школа?» Сначала ответы удивили своим разнообразием. Педагоги ассоциировали её кто с розой, кто с георгинами, а также с кактусом, подснежником… Но, согласитесь, что у всего этого многообразия есть одно общее – цветы очаровывают естественной красотой.
Красота школы – в её достижениях, в результатах работы по формированию достойных граждан своей страны.
Школе принесли славу её выпускники: Надежда Сорокина, Наталья Мыцык, Алёна Шурыгина, Марина Кокотова, Наталья Григорьева, Тимофей Семёнов, Егор Яковлев, Артём Пашнин. Этот список можно продолжать и продолжать.
В 2008 году «двенадцатая» стала победителем муниципального конкурса «Лучшее образовательное учреждение Мариинского района» и получила грант в размере 100 тысяч рублей. На эти средства был открыт тренажёрный зал. В этом же году мы стали победителями областного конкурса «10 лучших школ Кузбасса» и получили грант в один миллион рублей, что позволило открыть второй компьютерный класс, приобрести спортивное оборудование.
В 2010 году школа получила сертификат на 100 рублей за то, что наш учитель Елена Владимировна Смокотина стала лауреатом областного конкурса «Самый классный классный - 2009».
Сейчас в образовательной организации три компьютерных класса с выходом в Интернет, современная столовая, два интерактивных комплекса, каждый учебный кабинет оснащён современным оборудованием. В том, что в школе уютно и комфортно, велика роль Любови Павловны Марченко, заместителя директора по АХР, которая проработала в этой должности 17 лет.
Лицензирование, аттестация, аккредитация, модернизация, реструктуризация… - все эти процессы школа прошла с честью, выстояла, выжила и продолжает развиваться.
Изменился её статус. Из «средней» она перешла в «основную». Но с этим переходом мы ничего не потеряли, а, наоборот, приобрели детский сад повышенной комфортности на 50 мест.
. С благодарностью называем имена: О. А. Борнашова, Е. В. Семёнова, С. А. Дочевский, В. В. Быков. Это наши родители, наши помощники, внёсшие свой вклад в развитие школы.
Иду по тихим школьным этажам… О чём я думаю? О своих дорогих учителях, с которыми прошла этот путь длиною в 23 года…
Слышу голос Валентины Ивановны Шатовой. Талант, душевная теплота, ум, чуткость, неиссякаемая энергия, профессионализм – главные её черты как педагога. Любовь, нежность, забота – качества любящей мамы, сердце которой волнуется и трепещет при мысли о дорогих детях Иване и Марине. В них она черпает силы и энтузиазм для такой непростой, но нужной работы.
Наталья Иннокентьевна Баширова – завуч по учебно-воспитательной работе, талантливый учитель, мудрый наставник, в педагогике не по должности, а по велению души и призванию. Вот уже 41 год она честно и добросовестно трудиться, собирая по крупицам ценнейший опыт своих старших коллег и свой собственный. Постоянно изучает новейшие достижения педагогической науки, передаёт знания молодому поколению.
Она – настоящая, потому и удаётся Наталье Иннокентьевне нести в себе через годы тёплый Прометеев огонь, не растратить его, не растерять.
У Дмитрия Лихачё ва есть такие слова: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты служил, чему отдавал силы». Эти слова как нельзя лучше характеризуют труд Светланы Васильевны Пери. Мир рядом с этим человеком становится добрее и ярче.
На уроках Елены Ивановны Абдулхаковой существует какой-то свой, особый климат, атмосфера доверия, искренности и симпатии во взаимоотношениях учителя и учеников, поэтому дети и любят её! В арсенале педагога – умелое применение различных презентаций, дополнительного материала, что детям особенно нравится.
В жизни есть люди, которые проходят, как солнце по небосклону ясным, погожим днём, даря окружающим, тепло и озаряют собою мир. Они притягивают к себе людей, заряжают оптимизмом. Таким человеком является Татьяна Владимировна Левинская, учитель математики. Она – учитель, который находится в постоянном поиске, вечном труде. А её мягкий голос и добрые ласковые глаза сразу располагают к себе собеседника.
Маргарита Викторовна Ирха постепенно, терпеливо развивает в детях личностные качества настоящего Человека. А как это трудно – направлять детей, пока ещё не знающих ни цены времени, ни цены своему здоровью, ни цены счастья. Но учительское сердце никогда не теряет веры в возможности ребёнка!
За школьной партой начинаются надежды, радость и тревоги учеников Татьяны Николаевны Шлык. Они унесут в жизнь всё то, чему научила их она – первый учитель, ищущий, неутомимый человек, способный найти выход из любой сложной ситуации. Её искромётные идеи никого не оставляют равнодушными. Победы её учеников в различных конкурсах – это одно из проявлений таланта учителя. В этом учебном году оканчивают школу её дорогие и любимые дети. Теперь они уже совсем взрослые, но по прежнему за советом приходят к своему первому учителю.
Кто-то однажды сказал, что писатель живёт в своих произведениях, художник – в картинах, а хороший учитель живёт в мыслях и поступках своих учеников. Кропотливый и нелёгкий труд требует от педагога и воли, и такта, и, особенно, большого терпения. Учитель по призванию, Светлана Алексеевна Шергина, не считаясь со временем, вкладывает в свою работу умение и любовь.
Все наши педагоги – личности, каждый в чём-то уникален. Среди них 55% имеют высшую квалификационную категорию, 31% награждены нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», 23% - почётные работники общего образования РФ, 23% награждены областными медалями.
Школа стала для меня всем : домом, работой, храмом, огорчением и радостью – самой жизнью, которая складывается из многих школьных забот, побед, повседневных дел на фоне своей, человеческой.
Спасибо, что конца урокам нет, хотя и ждёшь с надеждой перемены, но жизнь – она особенный предмет: задаст вопросы новые в ответ. Но МЫ найдём решенье непременно.