Татьяна Шляпникова
Проект «Что значит быть родителем?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что значит быть родителем?
Семья – уникальный институт, в котором начинается формирование ценностных ориентиров и закладывается фундамент развития личности. Воздействие семьи на личность является не просто важным, а необходимым, действенным компонентом в воспитании детей – одной из актуальных проблем человечества.
В дошкольные годы ребенок полностью отожествляет себя с семьей, открывая и свое собственное «Я» и других людей, воспринимая мир через призму суждений оценок поступков родителей и их ценностных ориентаций. Благодаря чему происходит социализация детей. Механизмы эффективного ощущения социализаций – рассматривались учеными – психологами И. Коном, А. В. Островским, Д. В. Элькониным, А. А. Запорожцем, С. Т. Якобсом, А. В. Петровским и др.
Публикация «Проект „Что значит быть родителем?“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Не все, особенно молодые родители, понимают, что целью воспитания является воспитание всесторонней гармоничной личности, о чем свидетельствуют «Концепция модернизации российского образования», Федеральный Закон «Об образовании» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, статья № 44,45,64.
Важнейшая воспитательная функция родителей сопряжена с рядом проблем:
Отсутствием у молодых родителей осознанного отношения к их роли.
Стремление самореализоваться прежде личностно и профессионально, то есть сделать профессиональную карьеру. В такой ситуации желание стать успешным родителем отодвигается на второй план.
Стремление молодых семей жить отдельно от родителей, самостоятельно и независимо принимать решения в воспитании своих детей. В этом случае отсутствует связь поколений и перенос опыта воспитания из родительской семьи.
Противоречивость представления о целях и задачах воспитания, закономерностях развития ребенка отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряженность в семье, негативно сказывается на развитии детей.
Возможным негативным опытом воспитания, вынесенным из родительской семьи, которая является неблагополучной.
Результат анкетирования родителей
Какие существуют формы работы ДОУ № 8 «Вишенка» с семьей?
53%-родительские собрания (9)
38%-консультации, памятки, дет. праздники с участием родителей (6)
17%-редко посещают мероприятия, мотивируя нехваткой свободного времени (2).
Вывод: наблюдается прямая зависимость между информированностью и заинтересованностью родителей воспитания ребенка в ДОУ и частотой посещения ими различных мероприятий, проводимых в ДОУ
Какие из известных форм совместной работы ДОУ и семьи вы бы отметили, как интересные, полезные?
60%-семинары, практикумы(10)
40%-индивидуальная помощь. (7)
Что бы вы хотели получить в результате взаимодействия с ДОУ?
82%-знание о ребенке(14)
18%-необходимость повышения своей компетенции по воспитанию ребенка(3)
Довольны ли вы воспитанием своего ребенка в детском саду? (полностью, частично)
77%-полностью(13)
23%-частично(4)
В целом можно заключить, что желание быть успешным родителем отодвигается на второй план. И это подтверждается перечисленными выше проблемами.
Родители не четко представляют профессиональную роль воспитателя в принятии на себя ответственности за условия формирования ценностных ориентаций, их характер, перспективы развития личности, формирование основ культуры у ребенка.
При этом переход социальной роли родителя, как воспитателя своих детей, в педагогическую роль затрудняется, т. к. необходимо целенаправленное, организованное взаимодействие семьи и детского сада.
Цель проекта
-Развитие субъектной позиции родителей в образовательной деятельности. Субъектной – деятельностная позиция, то есть стать субъектом, значит освоить эту деятельность, то есть определять для себя задачи, цели, способы деятельности, оценивать, контролировать ход и результаты, творчески ее преобразовывать.
-Оптимизация детско-родительских отношений, установление атмосферы доверия к воспитателям и педагогам в ДОУ.
Задачи:
- развивать у родителей способности познания своего ребенка и себя как родителя;
- формировать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях, знать и понимать своего ребенка;
- помочь родителям в корректировании собственных целей и задач посредством разнообразных видов и форм детской деятельности через организацию совместной и самостоятельной деятельности (Приказ Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования).
- развивать организационно деятельностные способности родителей через взаимодействие с воспитателем и специалистами ДОУ;
- развивать способности к самоанализу собственного педагогического роста, оценки результатов развития собственного ребенка.
Принципы работы по проекту :
- принцип понимания, признания и принятия ребенка и его семьи;
- практичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли воспитания и образования ребенка;
- соблюдение во взаимоотношениях личностного – ориентированного подхода;
- построение взаимодействия с родителями в интересных и содержательных формах, поддержки взаимопомощи среди сотрудников;
- доступности, открытости, доброжелательности, добровольности.
Ожидаемый результат:
Через проведенный мониторинг с родителями «Успешный ли я родитель?» планируется ожидаемый результат:
- активизация интереса у родителе, потребности в педагогическом образовании – 80 %;
- повышенная эмоционально – благоприятная атмосфера всемье воспитанников и в детском коллективе ДОУ – 90%;
- у родителей изменятся взгляды на способы решения той или иной проблемы – 75 %;
- родители приобретут субъектную позицию в педагогическом образовании – 60 %;
- сформируется самооценка и анализ собственных методов и форм в педагогическом образовании родителей и новые образовательные запросы – 80%.