Наталья Калинина
Открытое интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе: рассказывание по картине И. И. Шишкина «Иней»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
Дети становятся в круг.
Ребята, у вас хорошее настроение, весёлое? Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, посмотрим, друг на друга и передадим друг другу добрую улыбку, радостное настроение.
Давайте поиграем? Ребята вспомните и назовите всё, что вас радует зимой.
Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч, говоря фразу: Мне радостно и весело, когда идет снег, когда я катаюсь на санках, когда я играю в снежки, когда наступает новый год и т. д.
-Что вы сейчас называли? (зимние забавы)
Воспитатель: А какие зимние забавы вы знаете?
-Что такое забава? (игры развлечения)
Публикация «Открытое интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе: рассказывание по картине И, И, Шишкина „Иней“» размещена в разделах
- Иней. Наблюдения за инеем на прогулке
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
- А что такое зимние забавы? (это игры и развлечения в зимнее время года).
-А сейчас я вам буду называть предложения, а вы должны добавить подходящие слова, связанные со словом снег.
Д/И «Доскажи слово»
Тихо, тихо как во сне падает на землю… (снег).
С неба всё скользят пушинки – серебристые… (снежинки)
Кружатся над головою каруселью… (снеговою)
На посёлок, на лужок тихо падает… (снежок)
Землю белой, чистой, нежной застелил постелью… (снежной)
Словно белый пуховик нарядился (снеговик)
Рядом - снежная фигурка – это девочка… (снегурка)
На снегу – то, посмотри – с красной грудкой… (снегири)
(Сели на ковер)
Отгадайте загадку
Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма
И солнце низко, то ….
Ответ: Зима
Воспитатель: У нас на улице тоже зима, какие признаки зимы вы знаете?
(Показ картинок подсказок)
Игра повтори не ошибись.
Декабрь-январь-февраль, январь-декабрь-февраль, февраль-декабрь-январь, январь-февраль-декабрь.
Воспитатель: Что вы сейчас произносили?
(названия зимних месяцев)
Сколько месяцев длится каждое время года? (три)
Воспитатель: Как называется, первый зимний месяц? (декабрь)
А кто что может сказать о декабре?
Дети: Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Как называется, второй зимний месяц? (январь)
Кто что знает о январе? – Открываем календарь – начинается январь
Как называется, третий зимний месяц? (февраль)
У февраля два друга — метель и вьюга.
Как вы думаете, что это значит?
Беседа о зиме.
- Какая зимой погода? (холодная)
- Да, зимой холодно, зима холодная.
- Что выпадает зимой? (снег)
- Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
- Какого цвета снег? Значит какая зима? (белоснежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студёно, то зима какая? (студёная)
Физ. минутка
Лепим снеговика.
Рассматривание картины И. И. Шишкина «Иней».
-А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин «Иней»
-А что такое иней?
(испарения, сырость в воздухе, которая садится на предметы и замерзает на них пушком, иней похож на снег, но на снежинки он не похож, больше похож на маленькие кристаллы).
-А сейчас рассмотрите минутку внимательно картину.
(дается время рассмотреть картину)
-Так о чем же нам рассказал художник?
(да о зиме в лесу)
-Что покорило, удивило и порадовало его?
(красота зимнего пейзажа).
-Какой же это лес?
(да это старый, дремучий лес)
-Почему мы решили, что это старый лес?
-Посмотрите на сосны, что можно о них сказать? Какие они?
(на картине изображены большие, видимо, уже старые деревья, они как бы подпирают небо).
-Посмотрите, что нарисовал художник на стволах и ветках деревьях?
(иней)
-Какой изображен снежный покров?
(тонкий)
-Почему?
(видны невысокие кустарники и травы, поваленные деревья. Если бы снега было бы много, их не было бы так хорошо видно).
-Какой день изображен на картине?
(ясный)
- объясните почему?
(небо ясное на снегу видны солнечные пятна).
-Как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание?
(да иней на столбах и ветвях! а еще он хотел показать, какие высокие сосны)
-Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину?
Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы. На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, кустиками и травами, покрытыми тонким слоем снега, а чуть вдали виднелся просвет между соснами, где в бело – голубоватой пелене большие сосны были видны от макушки до основания.
-Так почему же художник хотел обратить наше внимание на то, что находится внизу?
(внизу все деревья окутаны в инее)
-Посмотрите на цвет снега. Какой он?
(Да, необыкновенный: коричневато-белый, кремовый, голубоватый, а где-то даже розоватый– это от коричневых стволов деревьев, от солнца, от теней деревьях).
-Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень. И кажется, что все в этом лесу заснуло.
-Почему эта картина называется иней, как вы думаете?
Потому что художник хотел нам показать красоту солнечного зимнего утра?
Об этом писал А. С. Пушкин, в нем он выражал радость морозного, зимнего утра.
Мороз и солнце! День чудесный!
-Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот громкая, звонкая или нет?
(Да картина спокойная, ясная, не громкая).
Мы с вами описали картину, а теперь послушайте мой рассказ по этой картине.
«Великолепен вид зимней природы. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы оделись блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Большие, видимо, уже старые деревья, стоят неподвижно, они как бы подпирают небо. Воздух мягок. В лесу торжественно, морозно, светло и тихо. День как бы дремлет. Небо над головой очень ясное, голубое. Вся земля покрыта сияющим, белым на солнце, мягким, тонким слоем снега, в тени снег голубоватый. Видны невысокие кустарники и травы, поваленные деревья. Воздух морозный. Вдали виднеется просвет между соснами, как-будто тропинка ведет в даль по снежному лесу, где в бело – голубоватой пелене большие сосны видны от макушки до основания. Очень красив зимний пейзаж».
-А сейчас придумайте свой рассказ по этой картине.
(Я вам даю минутку подумать)
А сейчас полюбуемся еще раз картиной и послушаем, насладимся тихой песней морозного утра А. Вивальди «Зима»
(слушаем сидя, свободно, можно закрыть глазки)
ПРОСЛУШИВАЕТСЯ МУЗ. ОТРЫВОК
Воспитатель: Вы прослушали муз. Отрывок «Зима»
Далее следует беседа по наводящим вопросам:
1. Какая по темпу звучания музыка (медленная или быстрая)
2. Характер звучания музыки (веселая или грустная)
3. Какие чувства вызывает музыка?
4. Какие инструменты передают настроение в музыке?
Антонимы
(на доске картинки с антонимами)
Мы с вами поговорили о зиме, посмотрели, как выражает свое настроение художник, композитор, поэт сейчас каждый из вас нарисует свою зиму и попытайтесь передать свое настроение, но для начала немного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика.
(сели на места)
Итог занятия в виде выставки детских работ.