Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Растим талантливого рассказчика»

Нина Еремеева
Консультация для педагогов «Растим талантливого рассказчика»
▼ Скачать

Растим талантливого рассказчика

Мало, кто из дошкольников, приходя в школу, умеет «красиво говорить». «Красиво говорить» - это умение не только понятно и связно выражать смысл произносимого, но и вызывать интерес к сказанному, т. е. передавать содержание выразительно, ярко, эмоционально. Такой талант рассказчика не дается в наследство – это кропотливый труд взрослых по развитию у детей «чувства языка». Специалисты определяют умение ребенка составлять связный рассказ как задачу развития связной монологической речи. Есть две основные формы связной речи – диалог и монолог. Диалог – первичная форма языкового общения, представляющая собой чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывании, поэтому речь в нем бывает неполной, сокращенной, обрывистой. Более того, существенную помощь при ведении диалога оказывают мимика и жесты. Монологическая речь более сложная, поскольку это связное логически последовательное высказывание, выражающее мысль одного человека, неизвестную слушателям. В монологе необходимы внутренняя подготовка, предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Как и в диалоге, существенную помощь оказывают невербальные средства (жесты, мимика, но они занимают уже подчиненное место.

Публикация «Консультация для педагогов „Растим талантливого рассказчика“» размещена в разделах

Для монолога характерны:

- литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность;

- синтаксическая оформленность;

- связность (обеспечивается одним говорящим).

Монолог – более сложный вид речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

У детей на третьем году жизни развивается понимание речи, активизируется собственная речь, возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Малыш начинает активно пользоваться диалогической формой: обращаясь к сверстникам или взрослому с просьбой, отвечая на их вопросы.

Начиная с дошкольного возраста (с 3 лет, возникает планирующая функция речи: ребенок инструктирует участников ролевой игры, рассказывает взрослому о своих впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Именно в это время речь приобретает форму монологической, контекстной.

Специалисты доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей. Так, общаясь со сверстниками, дети используют контекстную речь, а в общении с взрослыми ограничиваются ситуативной (взрослые поймут). Дети 4-5 лет активно вступают в беседу, поддерживают разговор, пересказывают сказки и рассказы, самостоятельно составляют рассказ по игрушкам и картинкам. Но не смотря на это их связная речь еще далека от совершенства. Дети без целенаправленной работы взрослого не умеют правильно формулировать вопросы, их самостоятельный рассказ, в основном – копирование образца взрослых с нарушенной логикой в изложении, очень частым повторением слов «потом», «еще».

В старшем дошкольном возрасте к детям предъявляются серьезные требования в отношении связности рассказывания. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказы) дети должны связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослых; интонационно передавать диалог действующих лиц и характеристику персонажей. В рассказывании по картине ребенок должен самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию, указывая предположительно время и место действия, придумывать события, предшествующие изображенному и следующие за ним. В рассказывании об игрушках дети сами составляют рассказ или сказку, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Кроме того, они должны дать описательную характеристику персонажам сказки или рассказа. В возрасте 5-6 лет дети, рассказывая что-то, должны пользоваться высказываниями разных типов – описательными, повествовательными, контаминированными (смешанными). Все эти требования должны учитываться педагогами в процессе развития монологической речи дошкольника не только потому, что это важно для его умственного развития (формирования «чувства языка», но и потому, что это поможет ему адаптироваться в школе, группе сверстников: ребенок, который хорошо рассказывает, станет вызывать интерес, у него появится много друзей, а значит в будущем он вырастет уверенным в себе, что положительно скажется на развитии его личности.

Начиная с 4 лет, необходимо обучать детей разным типам передачи информации (описанию, повествованию, рассуждению) :

Описание – детей учат описывать игрушки, предметы или сюжетные картинки, собственные рисунки;

Повествование – детей учат передавать развитие действия или состояние предмета, включающее следующие друг за другом события, сценки, картины;

Рассуждение – детей учат оказывать одно или несколько положений, что бы сделать обобщенный вывод.

Таким образом, развитие связной речи в основном приходится на дошкольный возраст. Поэтому если ребенок не говорит правильно (грамматически неверно, плохо произносит слова, у него бедный словарный запас, родителям стоит задуматься о том, чтобы целенаправленно, систематически заниматься развитием его речи (вначале обогащая словарь, затем привлекая к рассказыванию, описанию, рассуждению и т. д.)

Упражнения и игры для развития монологической речи детей дошкольного возраста

Пересказ литературных произведений

Педагог обучает ребенка умению пересказывать какую-либо знакомую сказку. Используя фигурки настольного театра, взрослый начинает: «Жили-были…». Ребенок заканчивает фразу: «Дед и баба». По ходу изложения педагог ставит фигурки на стол. На следующий день он только показывает сюжетные картинки к этой сказке и задает вопросы, а ребенок начинает рассказывать. После, через некоторое время, возвращаясь к ней, ребенок пытается сам пересказать ее содержание, опираясь лишь на редкие подсказки взрослого.

Описание картинки

При рассматривании картинок ребенок сначала отвечает на вопросы по их содержанию, затем его внимание обращается на персонажей картинки, их действия. Постепенно ребенка подводят к составлению короткого рассказа вначале вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Беседа

Связная речь формируется, прежде всего, в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях. Например, по возвращении его с прогулки воспитатель может спросить: «Кого (или что) ты видел на улице?», «С кем играл?», «Какие игрушки были у Миши?», «Что ты лепил из снега?. Взрослый должен добиваться того, что бы ребенок давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая была игрушка у друга, мог кратко описать ее». Темы для беседы могут быть самыми разными: посещение магазина игрушек, поликлиники, прогулки в парк, лес и т. д.

Воспитатель должен добиваться того, чтобы ребенок мог самостоятельно описать предметы. Сначала покажите, как это делается. Например, поставив перед ребенком чашку, предложите ее внимательно рассмотреть, а затем задайте примерно такие вопросы: «Что это?» «Какого цвета?», «Что на ней нарисовано?», «Что это у чашки?», «Зачем нужна ручка?» и т. д. После этого можно описывать игрушки, предметы, сравнивать и сопоставлять их, находить общие и отличительные признаки.

Игра – упражнение на развитие связности речи «Разложи картинки»

Воспитатель показывает ребенку две картинки, изображающие два последовательных действия (мальчик спит- делает зарядку; девочка обедает – моет посуду; мама стирает – вешает белье и т. д.) Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором четко должны быть определены начало и конец действия.

Игра – упражнение «Закончи предложение»

Цель: учить использовать в предложении глагол противоположного значения.

Воспитатель предлагает ребенку закончить начатые им предложения: «Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него (отошел). Утром ребята пошли в гости, а вечером (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он (вышел). Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они (перебежали) на левую».

Затем взрослый предлагает ребенку придумать предложения со словами: шел, перешел, пошел, подошел, вошел, вышел, отошел.

Игра – упражнение «Учимся рассуждать»

Цель: учить рассуждать.

Взрослый предлагает ребенку посмотреть картинки – небылицы (летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой собирают грибы).Он просит ребенка доказать, что в этих картинках нарисовано не правильно. Что надо изменить? Просит ребенка использовать в своей речи слова «во-первых», «во-вторых», чтобы была понятна последовательность рассуждения.

Упражнение «Составление творческого рассказа по серии сюжетных картинок»

Цель: учить составлять по картинкам небольшие рассказы, сказки.

Взрослый показывает несколько сюжетных картинок к какой-либо сказке и просит ребенка по ним составить творческий рассказ. В следующий раз задание усложняется: взрослый убирает картинку, знаменующую начало (середину или конец) сказки. Ребенок самостоятельно творчески составляет начало, середину или конец рассказа.

Очень полезным упражнением служит передача содержания какой-либо сказки или рассказа с использованием моделирования. Воспитатель помогает ребенку изобразить персонажей сказки с помощью любых моделей (медведя с помощью большого кружка, девочку в виде небольшой черточки и т. д.) и самому составить по этим моделям связный творческий рассказ.

Публикации по теме:

«Растим патриотов с детства». Консультация для родителей«Растим патриотов с детства». Консультация для родителей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Фотоотчёт «Растим патриотов»Фотоотчёт «Растим патриотов» Мы весёлые ребята, Мы ребята - казачата, Любим вместе мы играть, И под музыку плясать. Немногие взрослые знают историю родного края, тем.

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?»Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.

Консультация для педагогов о майоликеКонсультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.

Консультация для родителей «Растим здорового человека» Здоровье даётся человеку от рождения, и чтобы сохранить его на всю жизнь, необходимо постоянно заботиться об его укреплении с раннего детства.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Растим патриотов Великой Страны!Растим патриотов Великой Страны! Дошкольное образование, как первая ступень в системе образование, призвано формировать первое представление ребенка об окружающем мире,.

Стенгазета «Растим маленьких патриотов»Стенгазета «Растим маленьких патриотов» СТЕНГАЗЕТА "РАСТИМ МАЛЕНЬКИХ ПАТРИОТОВ"Мы маленькие патриоты, Своей большой страны. Стоим на страже зорко, Могучей и непобедимой Родины. Для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Растим талантливого рассказчика»
Опубликовано: 12 ноября 2021 в 11:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Растим талантливого рассказчика»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Еремеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

11 ноября. День энергосбережения. Передвижка «Берегите энергию»

Экологический праздник «День энергосбережения» отмечают в двадцати странах мира. В этот день проводятся акции, направленные на воспитание культуры потребления энергоресурсов и решение проблем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД