Анастасия Оскорбина
Консультация «Знакомство детей с растениями, очищающими воздух детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Растения, очищающие воздух детского сада
Оскорбина Анастасия Александровна
МАДОУ д/с «Березка»,с. Иволгинск, Республика Бурятия
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Зеленый уголок в группах является комфортной средой для активизации познавательной деятельности детей, расширения знаний кругозора, интеллектуального развития, а также приобретения практических навыков ухода за растениями. На основе полученных знаний у дошкольников формируются такие положительные качества характера как трудолюбие, ответственность, доброта, заботливость, чуткость, внимательность любознательность, терпение.
Публикация «Консультация „Знакомство детей с растениями, очищающими воздух детского сада“» размещена в разделах
Поэтому чтобы сформировать экологическую грамотность, привить любовь к природе главной целью для воспитателей нашего детского сада является создание зеленого уголка с учетом организации здоровьесберегающего пространства, используя растения очищающие воздух от пыли и болезнетворных бактерий, а также создание эстетически приятной и психологически комфортной среды. В связи с данной целью следует выделить следующие задачи (с учетом возрастных особенностей) :
- образовательные: познакомить с комнатными растениями и их названиями, формировать умение определять части растений (лист, стебель, цветок, более точно описывать по их индивидуальным признакам (сходство и различие в форме, величине, окраске, а также формировать умение определять по состоянию земли, политые и не политые растения, знакомить с жизнью растений в течение всего года, учить анализировать, рассуждать, рассказывать, способствовать развитию речи, логического мышления;
- развивающие: развивать эстетические чувства у детей, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений (красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения);
- воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, приобщение детей к уходу за комнатными растениями, наблюдение, умение сопереживать, делится радостью, способствовать сплочению детского коллектива, приобщать к трудовым поручениям (умение правильно держать лейку, осуществлять самостоятельно полив растений, протирание крупных листьев тряпочкой, осуществлять опрыскивание растений, производить обрезку сухих листьев).
Растения в дошкольном учреждении – это, прежде всего естественная фильтрация.
Новосибирские ученые проводили эксперимент. Очищающие воздух комнатные растения разместили в помещениях детского сада, в котором совсем недавно был проведен ремонт, и по результатам лабораторных исследований воздуха было установлено, что содержание вредных веществ в воздухе значительно превышало гигиенические нормативы. Спустя 36 часов после начала эксперимента комнатные растения, очищающие воздух снизили концентрацию вредных веществ в нем на 30%, а возле самих растений воздух стал чище в два с половиной раза. При этом, в помещениях, где не было комнатных растений, содержание вредных веществ осталось на прежнем уровне, не смотря на интенсивное проветривание[1].
Поэтому для воспитателя стоит задача изучить и подобрать растения, максимально очищающие воздух в помещении, собирающие лишнюю пыль и наполняющие воздух нежным ароматом и кислородом, то есть создать особенный микроклимат. К этим цветам предъявляются особые требования: они не должны быть ядовитыми, колючими, сильно пахнущими или способными вызывать аллергию.
В связи с данным учетом в нашем детском саду проведена паспортизация комнатных растений :
Сансевиерия — неприхотливое растение. Когда растение дышит, оно очищает воздух от веществ, выделяемых мебелью или покрытием на полу.
Лимонное дерево наполняет воздух в помещении свежестью, чистотой и легкостью — за счет выделения листьями эфирных масел. Цитрусовые эфирные масла помогут детям быстрее заснуть, снять раздражительность и усталость.
Хлорофитум санитар воздуха, первый кандидат в зеленый уголок. Это растение как губка, высасывает из воздуха примеси вредных веществ, пыли, отдавая взамен чистый кислород, является уникальным природным фильтром. Факт, что в помещениях, где растет много хлорофитума, реже болеют гриппом.
Кипарисовик - эта милая «елочка» просто притягивает к себе взоры не только детей, но и взрослых. Кипарисовик выделяет фитонциды, уничтожая грибок и бактерии. Да и пылесос из него хоть куда, с легкостью очищает воздух, притягивая пыль.
Бегония благодаря эфирным маслам, работает как фильтр, очищая воздух от бактерий, пыли, положительно воздействует на дыхательные пути.
Декабрист очень известное и популярное комнатное растение, известное также как «зигокактус». Многие знают его под именем «рождественская звезда» или «рождественский кактус», потому что он распускает свои звездообразные цветки как раз к этому празднику.
Гибискус, или китайская роза поистине величественное растение. Причем в прямом смысле слова. Цветки гибискуса просто великолепны, они могут быть простые или махровые, розовые, бордовые, желтые. Не ядовит и не имеет явного запаха, но высокорослый.
Традесканция весьма декоративное растение, которое хорошо подходит для кашпо. Длинные стебли традесканции красиво свисают вниз. Неприхотливое, не ядовитое.
Пеперомия многие родители с часто болеющими малышами заводят в детской это растение. Оно способно улавливать в воздухе и уничтожать болезнетворные бактерии.
Спатифиллум очень красивое растение с крупными цветами илистьями. Он способен не только очищать воздух, но еще и увлажнять его.
Каланхоене ядовитый, очень яркий. Должен быть там, где есть дети, так как растение обладает мощными фитонцидными свойствами.
Фиалка не одно поколение детей выросло рядом с фиалкой. Она не ядовита и не требует особого ухода. Милые цветочки радуют глаз и придают детской группе нежный колорит.
Цикламен - это растение не только поможет успокоить капризного малыша, но и разбудить в ребенке творческое начало и желание взаимодействовать в коллективе. Цикламен в паре с хлорофитумом– полезный во всех смыслах декор интерьера детского сада. Итогом работы этого тандема становится чистый воздух и дружелюбная обстановка в детской группе.
Гиппеаструм – это растение выделяет в воздух вещества, уничтожающие вирусы и бактерии. Кроме того, гиппеаструм выделяет алкалоиды, вещества, которые положительно влияют на нервную систему человека.
К тому же в зимние месяцы, комнатные растения – естественный увлажнитель воздуха. Они возвращают в воздух около 97% впитанной жидкости. По данным исследования, комнатные растения в помещениях снижают риск заболеваний кожи, простудных заболеваний, сухого кашля [2].
Красивая и уютная, ухоженная территория нашего детского сада радует глаз и будто приглашает детей и родителей в гости, в сказку. Озелененный участок способствует благоприятному микроклимату, уменьшает запыленность и загазованность воздуха, регулирует его влажность, снижает уровень шума.
Предпочтение отдано наиболее типичным в данной местности деревьям, конечно же, в первую очередь березам, которые красивы в любое время года. К насаждениям, которые обеспечивают наличие зелени круглый год у нас представлены лиственницей, сосной. Они очень украшают участок зимой. Кустарники представлены в виде сирени, яблони, черемухи.
Цветники на территории детсада разнообразны, подобраны однолетние, двухлетние и многолетние растения, которые цветут одно за другим с ранней весны до поздней осени. Из однолетних у нас представлены - петуния, настурция, календула, львиный зев. Из двухлетних – гвоздика, незабудки, маргаритки, анютины глазки. Лучшие многолетники – флоксы, георгины, ирисы, гладиолусы.
Цветущие растения располагаются вдоль дорожек, которые ведут к основному зданию и к другим строениям. Около беседок, теневых навесов имеются вьющиеся растения (вертикальное озеленение). Представлены они садовыми бобами, настурцией высокой, душистым горошком.
На территории детсада устроены не только зеленые газоны, но и даже имеется небольшой огородик, где дети, начиная со средней группы, могут работать вместе с воспитателями и выращивать самые простые овощи. На огородике высаживают и высевают лук, горох, редис, морковь, укроп, салат то есть такие растения, которые быстро растут, дают урожай и знакомы детям. В нашем мини огородике проводится обзорно – ознакомительная экскурсия для младшего и среднего возраста. Во время экскурсий предлагаются занимательно- познавательные задания: игры, загадки, викторины, что способствует развитию познавательного интереса к биологии.
Комнатные растения нашего сада с большим успехом используются в образовательной деятельности по следующим тематикам: - «История комнатного цветоводства» (для среднего и старшего дошкольного возраста);
- «Экологические группы комнатных растений» (для младшего и среднего дошкольноговозраста);
- «Секреты комнатных растений» (для младшего и среднего дошкольного возраста);
- «Биоэнергетические, лечебные и косметические свойства комнатных растений» (для старшего дошкольного возраста);
- «Друзья на подоконнике» (для среднего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста);
- «Содержание комнатных растений» экскурсия-практикум (для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста);
- «Размножение комнатных растений» экскурсия-практикум (для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста).
Озеленение детского сада это очень ответственное мероприятие, от которого зависит настроение и экологическое развитие детей. Красивая и грамотно оформленная территория детского дошкольного учреждения оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие детей разного возраста. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в памяти.
Флора нашего сада богата и без сомнения она приносит пользу и одновременно является источником положительных эмоций, что само по себе способствует укреплению здоровья, продлевает жизнь и при этом развивает эстетическое восприятие.
Список литературы
1. https://www.detskiysad.ru/priroda/587.html /(дата обращения 10.02.2017 г.)
2. https://vsaduidoma.ru/2009/11/13/komnatnye-rasteniya-dlya-detskojkomnaty/(дата обращения 10.02.2017 г.)