Лидия Ивановна Юрьева
Расширение у старших дошкольников представлений о средствах связи
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный процесс по пополнению у старших дошкольников знаний, представлений о средствах связи реализуется через долгосрочный познавательно-развивающий проект «Средства связи», состоящий из четырех мини-проектов: «Костры, барабаны, а что еще?», «Почта вчера и сегодня», «Общаемся сегодня», «Профессиональная передача информации».
Темочки:
При реализации мини – проекта «Костры, барабаны, а что еще?» проводится серия познавательных занятий: «Что было до…», «Эволюция вещей», «История необычных букв», игра - путешествие во времени «Как все начиналось» с использованием мультимедийных презентаций; эксперименты: «Передача сигнала в древние времена», «Как древние люди общались друг с другом»; занятия художественно – эстетического цикла: рисование «Напиши письмо другу с помощью пиктограмм»», аппликация «Послания древних людей». Дети, рассматривая фотографии наскальных рисунков, составляют творческие рассказы «О чем поведал нам автор», выполняют творческое задание «Передай сообщение древним способом». С целью обобщения полученных знаний, представлений детьми совместно с родителями создан буклет «Томская Писаница - памятник наскального рисунка», мини - энциклопедия «Общение древних людей», лента времени «Способы передачи информации древними людьми».
Работа в рамках мини - проекта «Почта вчера и сегодня» строится в соответствии со следующими направлениями:
• знакомство с работой почты и разнообразием почтовых отправлений (письмо, открытка, бандероль, посылка, значение почтовой службы
• формирование представлений о том, как зарождалась письменность, как появилась бумага, алфавит
Работа по данному мини – проекту начинается с экскурсии на почту, проводятся познавательные занятия: «Почтовая служба», «Как все начиналось», «Профессии работников почты», «Как путешествует письмо», «Из истории письменности»; беседы с проблемными вопросами «Для чего нужна почта», «Кто работает на почте», «Какой может быть почтовый ящик»; художественно – эстетические занятия: рисование «Открытка другу», аппликация «Необычный конверт», конструирование из бумаги «Почтовый голубь»; дидактические игры: «Кем быть», «Профессии», «Раньше и сейчас». Дети знакомятся с художественными произведениями: Д. Родари «Сказки по телефону», С. Маршак «Почта», Н. Сладков «Трясогускина почта», Л. Сичкарук «Спичечный телефон», А. Маркуша «Кто я?», А. Гайдар «Чук и Гек»,
С. Баруздин «Адрес» Наибольшее удовольствие дети получают в познавательно - экспериментальной деятельности, когда проводят опыты: «Невидимое письмо», «Секретное письмо», «Разведчик»; выполняют творческое задание «Человек получил радостное сообщение»; решают образовательные задачи: «Покажи путь письма от дома до адресата по карте», «Как написать письмо другу», «Как отправить сообщение», проблемную ситуацию ««Как удобнее передавать информацию: с помощью письменности или с помощью рисунка», составляют творческие рассказы «Это он, это он, наш любимый почтальон». Полученные знания дети используют в сюжетно - ролевой игре «Салон связи».
Мини – проект «Общаемся сегодня» способствует обобщению и закреплению у детей знаний о современных средствах связи, их значении для человека. С этой целью проводятся познавательные занятия: «Современные средства связи», «Возможности интернета». Использование дидактического пособия «Каким был, каким стал» позволило детям проследить, как менялись средства связи в течение времени. На основе полученных знаний детьми создана серия книжек - малышек «Вчера и сегодня: телефон, телеграф, компьютер». Ребята с увлечением готовят рисунки для выставки «Путешествие в будущее», где отображают свое видение будущих средств связи. Выполняя творческое задание «Общаюсь с другом по телефону», дети закрепляют правила речевого поведения во время телефонного разговора.
В ходе реализации мини - проекта «Профессиональная передача информации», проводится эвристическая беседа «На суше и на море», из которой дети узнают, как передается информация в экстренных случаях и на производстве. Знакомятся с азбукой Морзе, азбукой жестов, флажковой азбукой. Полученные знания позволяют детям расширить сюжет ролевых игр : «Моряки», «Строители», «Салон связи»
Неоценимую роль в ходе реализации проекта играет просмотр мультимедийных презентаций: «Путешествие письма», «Книги - письменные источники информации»,
«Общение древних людей», что позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае у детей задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей, стимулирует познавательный интерес дошкольников. Ведь намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о предметах и явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
В завершении работы по данному проекту среди подготовительных групп проводится викторина «Средства связи», где дети играют в такие игры, как «Найди лишний предмет», «Разрезные картинки», «Пойми меня», «Рисуночное письмо», «Что сначала, что потом», решают кроссворды, проблемные ситуации.
После реализации проекта дети:
• имеют представление о работе почты, разнообразии почтовых отправлений, о значимости почтовой связи;
• имеют представление об истории возникновения алфавита, письменности, бумаги, письменных принадлежностей;
• имеют представление о средствах связи, их эволюции ;
• имеют представление о передаче информации древними людьми