Приложение МААМ

Использование образовательных технологий при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников

Наталья Козлова
Использование образовательных технологий при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование современных образовательных технологий при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Публикация «Использование образовательных технологий при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников» размещена в разделах

Интеллектуальные способности детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудностей.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности – игре. В процессе игры развиваются - планирование, умение анализировать результаты, воображение и др. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу игр, разработанных и произведенных центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге.

В играх, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, заложен огромный творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с их помощью совершенствуется интеллект, мелкая моторика рук.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от обычных, привычных для детей, занятий к познавательной игровой деятельности.

Развивающих игр Воскобовича много. Среди самых популярных можно выделить: «Двухцветный и четырехцветный квадраты»

, Игровизор, «Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Чудо – крестики», «Конструктор букв», «Чудо-цветик», «Шнур-затейник», «Лого-формочки», "Коврограф "Ларчик" и другие. Каждая игра имеет свои отличительные конструктивные элементы, решает определенные образовательные задачи. Все игры рассчитаны на широкий возрастной диапазон.

Алгоритм складывания любой фигуры можно вводить по следующему плану: сначала дети выполняют складывание формы вместе с воспитателем по показу; далее знакомим их со схемой поэтапного сложения; после усвоения материала самостоятельное складывание формы с использованием индивидуальной схемы; проговаривание детьми действий во время складывания, самостоятельное складывание формы по памяти.

Квадрат В. Воскобовича – бесконечное оригами, поэтому можно придумывать с детьми свои конструкции. Фантазии безграничны. Когда дети усвоят складывание из 2-х цветного квадрата, можно брать 4-х цветный квадрат (фигуры получаются 1, 2, 3-х цветные). Но обязательно дети должны проговаривать порядок складывания. Это разовьет их речь, закрепит название формы, цвета, лучше запомнятся пространственные понятия.

В играх с «Прозрачным квадратом» важно учитывать, что при складывании квадрата пластинки накладывают друг на друга всей плоскостью. При наложении не допускается пересечение (совмещение) элементов.

Прозрачные квадраты используются мною на разных занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в свободной деятельности. Из прозрачных квадратов можно складывать:

разные по величине геометрические фигуры: квадраты, треугольники, трапеции, прямоугольники, ромбы, различные многоугольники;

разные фигуры по схемам из альбома, а также придуманные совместно или детьми (использую индивидуальные схемы на каждого ребенка и большие схемы для показа) : птиц, животных, транспорт, посуду, одежду, обувь и др.

Прозрачные квадраты помогают нам на занятиях по математике проводить анализ геометрических фигур, соотносить целое и часть. Например, какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился квадрат? Какую часть от целого квадрата она составляет? Из каких частей сложен этот квадрат (равных или неравных? Придумай и сложи свой квадрат из двух, четырех равных частей.

Задания с прозрачными квадратами учат ребят классифицировать ( подбор пластин по признакам геометрических фигур: величина, форма, основные свойства). Например, выложи точно такой же ряд; найди в ряду лишнюю фигуру, объясни свой выбор; продолжи ряд из пластинок, объясни, что их объединяет.

Одной из оптимальных форм организации деятельности детей с целью овладения ребенком методами системного мышления являются кольца Луллия. Кольца Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и обучения детей по всем разделам программы.

Кольца Луллия.

Круги Луллия представляют собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень, которые покрыты тканью. В верхней ча-сти стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на восемь секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказы-вается определенный сектор. Для работы с дошкольниками мы используем не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др.

Задачи:

• Развитие логического мышления

• Развитие сенсорных способностей

• Тренировать наглядно-образное мышление

• Развивать представление о множестве

• Тренировать в счёте, решение примеров

• Закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их

Формировать представления о математических понятиях

• Знакомство с цифрой, цветом, размером

• Развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Варианты использования пособия :

Первый круг – цифры первого десятка

Второй круг – цифры со знаками (+, —)

Третий круг – цифры ответы

Играют два игрока. Один игрок на первом и втором круге выставляет пример, второй игрок решает его, находит ответ на третьем круге и соединяет сектора.

Игра «НАЙДИ И ОПИШИ»

Играют два, три игрока с использованием блоков Дьенеша.

Вариант первый :

Водящий показывает блок, а второй соединяет сектора и описывает этот блок.

Вариант второй:

1-2 игрока на кругах соединяя сектора, загадывают блок, а третий игрок отгадывает и находит его на столе.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике используются три цвета (красный, желтый, синий, четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, по две характеристики величины (большой и маленький) и толщины (тонкий и толстый).

В названном комплекте 48 блоков: 3х4х2х2. Можно ограничиться и меньшим числом блоков: взять меньше цветов, форм или исключить различие по толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Для работы с детьми одной группы на протяжении всего дошкольного детства требуется один-два набора объемных логических фигур – блоков и набор плоских логических фигур на каждого ребенка.

Логические блоки лучше изготовить из дерева или пластика.

Наборы плоских логических фигур можно сделать из картона или пластика по примеру логических блоков. Отличительная особенность таких наборов – одинаковая толщина всех фигур.

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действия относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр «Развитие элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр» Название проекта: Развитие элементарных математических.

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями РЭМП у детей Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития элементарных математических представлений у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование образовательных технологий при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников
Опубликовано: 13 декабря 2014 в 21:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование образовательных технологий при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Козлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД