Горбунова Виктория
Рассматривание картин как метод ознакомления с окружающим и развитие словаря детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рассматривание картин - метод ознакомления с окружающим и развитие словаря
Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря значительное место занимает показ предметных картинок и сюжетных картин с малознакомым содержанием. Они дают детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (диких животных, отдельные виды труда, средства передвижения, жизни народов в других странах и т. д.). С физиологической точки зрения картина обеспечивает связь второй сигнальной системы с первой, быстрое усвоение слов. Большое значение картине в развитии словаря оказывал еще К. Д. Ушинский. Он писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками по двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету».
Публикация «Рассматривание картин как метод ознакомления с окружающим и развитие словаря детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
По его мнению, она направляет формирование дара слова. Картина предоставляет ребенку вместе с представлением и слово, его рассмотрение сопровождается речевым образцом, объяснением и рассказом педагога, чтением стихов, загадыванием и отгадывание загадок, объяснением новых слов, постановкой вопросов, многократным проговаривание слов в различных контекстах.
Рассматривания картин со знакомым содержанием направлено на уточнение детских представлений и словаря. Оно всегда сопровождается беседой, которая активизирует ранее усвоенный словарь. Словарная работа при этом связана с развитием диалогической речи. Вопрос является основным приемом работы над словом.
При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. В этих случаях картина предоставляет простор для расширения кругозора и для увеличения запаса слов. В детском саду используются все виды специально созданных для детского сада дидактических картин (серии «Дикие животные», «Домашние животные», «Кем быть», «Времена года», а также репродукции картин известных художников (А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и других). Важно точно определить объем знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические приемы (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов детей).
Одно из главных правил введения новых слов в словарь ребенка - ознакомление со словом в определенном контексте (минимальный контекст - словосочетание, или предложения, отработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.
Для объяснения значений слов применяют такие приемы:
а) объяснение значений слов путем показа картинки;
б) сопоставление слов с другими словами (смеяться - по какому поводу, насмехаться - над кем);
в) объяснение этимологии слова (цапля-болотница;);
г) составление словосочетаний и предложений со словом, которое объясняют;
д) объяснение слова другим, близким по значению (мужественный - храбрый)
ж) объяснение значения слова через его определение (герой - человек, который отличается храбростью)
с) сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.
Смысловая сторона речи развивается в процессе работы над антонимами. Сначала используют приемы работы с изолированными словами (словосочетаниями, затем с такими же словами в предложениях и связных высказываниях:
а) подбор антонимов к заданному слову (через картинки и на вербальном материале: высокий - низкий и тихо - громко и т. п.);
б) отыскания слов-антонимов в рассказах, пословицах и тому подобное;
в) договаривания предложений со словами-антонимами (летом жарко, а зимой.)
г) составление предложений с заданной парой антонимов (весело - грустно).
В работе над синонимами используют такие приемы:
а) подбор синонимов в изолированных словах;
б) объяснение отбора слов в синонимическом ряду;
в) замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений (бежит ручей - течет, льется, журчит)
г) составление предложений со словами синонимического ряда;
д) составление рассказа со словами синонимического ряда.
Раскрытие значений многозначных слов происходит с помощью таких приемов:
а) определение многозначности слов в конкретных ситуациях ( идет: часы; дождь; троллейбус)
б) объяснение и сравнение значений многозначных слов (ручка у ребенка, ручка в двери)
в) подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова : острый перец - горький, страстный; острая игла - колючая, остроконечная;
г) подбор антонимов к каждому значению многозначного слова : острый - сладкий, острый - тупой;
д) составление предложений с многозначными словами;
ж) нахождения многозначных слов в пословицах, скороговорках, литературных произведениях.
Словарная работа на занятиях сочетается с активизацией слов в различных видах деятельности.
Рассматривание картин направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь. Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи. Воспитатель своими вопросами побуждает детей использовать определенные (заранее им отобранные) слова и словосочетания. Вопрос является основным приемом работы над словом.
Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом.
Сначала приемы словообразования используют в процессе повседневного общения, занятий. Например, при рассматривании картин из серии «Наша Таня» внимание детей останавливают на имени девочки: «Как зовут девочку? Как вы думаете, как ее зовет мама? Как еще можно ее звать?» (Таня, Танечка, Танюша.)
рассматривают картинки и вместе с воспитателем по его инициативе и образцу называют их, употребляя слово идет (дождь идет, часы идут, троллейбус идет, девочка идет). Воспитатель выделяет слово голосом. Аналогично проводится работа с другими словами : спинка стула, ребенка; крылья бабочки, самолета и др.
Упражнения носят игровой характер и требуют повторения одного и того же лексического материала. Не следует перегружать малышей излишним количеством упражнений. Проводить их можно только тогда, когда у детей накоплен достаточный запас слов и когда они начинают более свободно общаться с воспитателем.
Картины могут быть :
демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные темы).
Типы серий картин :
1. «Мы играем» - те ситуации, которые возникают в группе, на участке.
2. «Наша Таня» - девочка Таня приходит к детям четыре раза в год (времена года).
3. «Наши маленькие друзья» - дети других национальностей, их жизнь.
4. «Домашние и дикие животные»
5. «Иллюстрации к художественной литературе, временам года»
Структура занятия по ознакомлению с картинами
Занятия состоят из трех частей, а лучше комбинированные: занятие + ИЗО, занятие + музыка, занятие + родной язык.
I часть – вводная (1-5 мин.) : настроить детей к восприятию (беседа, загадки, младшим детям педагог еще раскрывает содержание этой картины для того, чтобы заинтересовать.
II часть – основная (от 10-20 мин. в зависимости от возраста детей) : вопросы к детям. Заканчивается эта часть образцовым рассказом педагога, подтверждающим суть картины или чтением художественной литературы (описание). Для детей 5-7 лет образцом может быть рассказ ребенка. Если картина первый раз в группе, то образцом может быть рассказ только педагога.
III часть – итог занятия: сюрпризные моменты, словесная игра (подвижная, занятие по ИЗО после просматривания.
Основной словарный прием в ходе занятия – это вопросы к детям:
1. Для выяснения общего смысла картины : о чем? Как мы назовем картину? Правильно ли ведут себя дети?
2. Описание предметов : что? Какой? Что делает? На что походит? Сначала на первом плане и далее, удаляясь вглубь картины.
3. Для установления связи между частями: для чего? Почему? Показать, что это (картина) целое.
4. Для перехода за пределы изображенного: что было до этого? Что будет потом?
5. Вопросы о личном опыте детей, близком к содержанию картины : а у тебя дома котенок есть?
6. Для активизации словаря (старшим детям) задаются вопросы для подбора синонимов, антонимов. Например, девочка не смелая, трусливая, робкая, растерянная.
Требования к проведению занятия с использованием картин :
1. Картина подбирается заранее с учетом интереса детей, с учетом учебно-воспитательной работы, с учетом времени года, местных условий (сначала своя местность, затем другая).
2. Картина должна висеть на уровне глаз детей.
3. Заранее подбирается указка или другие атрибуты.
4. Продумать размещение детей : полукругом не всегда; в шахматном порядке; с учетом слуха, зрения, роста детей; в круг.
5. Педагог и дети, которые выходят к картине, должны стоять справа от картины.