МААМ-картинки

Рассматривание картин как метод ознакомления с окружающим и развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

Горбунова Виктория
Рассматривание картин как метод ознакомления с окружающим и развитие словаря детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Рассматривание картин - метод ознакомления с окружающим и развитие словаря

Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря значительное место занимает показ предметных картинок и сюжетных картин с малознакомым содержанием. Они дают детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (диких животных, отдельные виды труда, средства передвижения, жизни народов в других странах и т. д.). С физиологической точки зрения картина обеспечивает связь второй сигнальной системы с первой, быстрое усвоение слов. Большое значение картине в развитии словаря оказывал еще К. Д. Ушинский. Он писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками по двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету».

Публикация «Рассматривание картин как метод ознакомления с окружающим и развитие словаря детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

По его мнению, она направляет формирование дара слова. Картина предоставляет ребенку вместе с представлением и слово, его рассмотрение сопровождается речевым образцом, объяснением и рассказом педагога, чтением стихов, загадыванием и отгадывание загадок, объяснением новых слов, постановкой вопросов, многократным проговаривание слов в различных контекстах.

Рассматривания картин со знакомым содержанием направлено на уточнение детских представлений и словаря. Оно всегда сопровождается беседой, которая активизирует ранее усвоенный словарь. Словарная работа при этом связана с развитием диалогической речи. Вопрос является основным приемом работы над словом.

При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. В этих случаях картина предоставляет простор для расширения кругозора и для увеличения запаса слов. В детском саду используются все виды специально созданных для детского сада дидактических картин (серии «Дикие животные», «Домашние животные», «Кем быть», «Времена года», а также репродукции картин известных художников (А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и других). Важно точно определить объем знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические приемы (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов детей).

Одно из главных правил введения новых слов в словарь ребенка - ознакомление со словом в определенном контексте (минимальный контекст - словосочетание, или предложения, отработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.

Для объяснения значений слов применяют такие приемы:

а) объяснение значений слов путем показа картинки;

б) сопоставление слов с другими словами (смеяться - по какому поводу, насмехаться - над кем);

в) объяснение этимологии слова (цапля-болотница;);

г) составление словосочетаний и предложений со словом, которое объясняют;

д) объяснение слова другим, близким по значению (мужественный - храбрый)

ж) объяснение значения слова через его определение (герой - человек, который отличается храбростью)

с) сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.

Смысловая сторона речи развивается в процессе работы над антонимами. Сначала используют приемы работы с изолированными словами (словосочетаниями, затем с такими же словами в предложениях и связных высказываниях:

а) подбор антонимов к заданному слову (через картинки и на вербальном материале: высокий - низкий и тихо - громко и т. п.);

б) отыскания слов-антонимов в рассказах, пословицах и тому подобное;

в) договаривания предложений со словами-антонимами (летом жарко, а зимой.)

г) составление предложений с заданной парой антонимов (весело - грустно).

В работе над синонимами используют такие приемы:

а) подбор синонимов в изолированных словах;

б) объяснение отбора слов в синонимическом ряду;

в) замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений (бежит ручей - течет, льется, журчит)

г) составление предложений со словами синонимического ряда;

д) составление рассказа со словами синонимического ряда.

Раскрытие значений многозначных слов происходит с помощью таких приемов:

а) определение многозначности слов в конкретных ситуациях ( идет: часы; дождь; троллейбус)

б) объяснение и сравнение значений многозначных слов (ручка у ребенка, ручка в двери)

в) подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова : острый перец - горький, страстный; острая игла - колючая, остроконечная;

г) подбор антонимов к каждому значению многозначного слова : острый - сладкий, острый - тупой;

д) составление предложений с многозначными словами;

ж) нахождения многозначных слов в пословицах, скороговорках, литературных произведениях.

Словарная работа на занятиях сочетается с активизацией слов в различных видах деятельности.

Рассматривание картин направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь. Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи. Воспитатель своими вопросами побуждает детей использовать определенные (заранее им отобранные) слова и словосочетания. Вопрос является основным приемом работы над словом.

Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом.

Сначала приемы словообразования используют в процессе повседневного общения, занятий. Например, при рассматривании картин из серии «Наша Таня» внимание детей останавливают на имени девочки: «Как зовут девочку? Как вы думаете, как ее зовет мама? Как еще можно ее звать?» (Таня, Танечка, Танюша.)

рассматривают картинки и вместе с воспитателем по его инициативе и образцу называют их, употребляя слово идет (дождь идет, часы идут, троллейбус идет, девочка идет). Воспитатель выделяет слово голосом. Аналогично проводится работа с другими словами : спинка стула, ребенка; крылья бабочки, самолета и др.

Упражнения носят игровой характер и требуют повторения одного и того же лексического материала. Не следует перегружать малышей излишним количеством упражнений. Проводить их можно только тогда, когда у детей накоплен достаточный запас слов и когда они начинают более свободно общаться с воспитателем.

Картины могут быть :

демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные темы).

Типы серий картин :

1. «Мы играем» - те ситуации, которые возникают в группе, на участке.

2. «Наша Таня» - девочка Таня приходит к детям четыре раза в год (времена года).

3. «Наши маленькие друзья» - дети других национальностей, их жизнь.

4. «Домашние и дикие животные»

5. «Иллюстрации к художественной литературе, временам года»

Структура занятия по ознакомлению с картинами

Занятия состоят из трех частей, а лучше комбинированные: занятие + ИЗО, занятие + музыка, занятие + родной язык.

I часть – вводная (1-5 мин.) : настроить детей к восприятию (беседа, загадки, младшим детям педагог еще раскрывает содержание этой картины для того, чтобы заинтересовать.

II часть – основная (от 10-20 мин. в зависимости от возраста детей) : вопросы к детям. Заканчивается эта часть образцовым рассказом педагога, подтверждающим суть картины или чтением художественной литературы (описание). Для детей 5-7 лет образцом может быть рассказ ребенка. Если картина первый раз в группе, то образцом может быть рассказ только педагога.

III часть – итог занятия: сюрпризные моменты, словесная игра (подвижная, занятие по ИЗО после просматривания.

Основной словарный прием в ходе занятия – это вопросы к детям:

1. Для выяснения общего смысла картины : о чем? Как мы назовем картину? Правильно ли ведут себя дети?

2. Описание предметов : что? Какой? Что делает? На что походит? Сначала на первом плане и далее, удаляясь вглубь картины.

3. Для установления связи между частями: для чего? Почему? Показать, что это (картина) целое.

4. Для перехода за пределы изображенного: что было до этого? Что будет потом?

5. Вопросы о личном опыте детей, близком к содержанию картины : а у тебя дома котенок есть?

6. Для активизации словаря (старшим детям) задаются вопросы для подбора синонимов, антонимов. Например, девочка не смелая, трусливая, робкая, растерянная.

Требования к проведению занятия с использованием картин :

1. Картина подбирается заранее с учетом интереса детей, с учетом учебно-воспитательной работы, с учетом времени года, местных условий (сначала своя местность, затем другая).

2. Картина должна висеть на уровне глаз детей.

3. Заранее подбирается указка или другие атрибуты.

4. Продумать размещение детей : полукругом не всегда; в шахматном порядке; с учетом слуха, зрения, роста детей; в круг.

5. Педагог и дети, которые выходят к картине, должны стоять справа от картины.

Публикации по теме:

Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Красавицы медузы»Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Красавицы медузы» Под водой в прозрачных блузах Важно плавают медузы. Не спеша, неторопливо, Чтобы выглядеть красиво. Вот какие модницы, Модницы - подводницы.

Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой»Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного.

Фотоотчет «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»Фотоотчет «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности» ФОТООТЧЕТ Тема: «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста через театрализованную деятельность» Воспитатель: Пескова.

Использование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возрастаИспользование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возраста Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рассматривание картин как метод ознакомления с окружающим и развитие словаря детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 сентября 2024 в 17:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рассматривание картин как метод ознакомления с окружающим и развитие словаря детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Горбунова Виктория в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД