Лазебная Ольга
Рассказ — беседа детям о Покрышкине Александре Ивановиче
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказ – беседа детям о Покрышкине Александре Ивановиче.
В 2013 году Новосибирцы отметили 100 – летие со дня рождения своего земляка, отважного пилота и асса, трижды Героя Советского Союза.
Владимир Владимирович Путин на торжественном собрании сказал: «Для России А. И Покрышкин не только отважный асс и непобедимый воздушный боец, но и истинный, преданный патриот нашей Родины. Его доблесть и слава вдохновляли бойцов по всему фронту, поднимали их на новые подвиги. Тридцать летчиков, прошедших школу Покрышкина, стали Героями Советского Союза, а трое из них – дважды Героями Советского Союза».
Публикация «Рассказ — беседа детям о Покрышкине Александре Ивановиче» размещена в разделах
Судьба не баловала будущего асса и военачальник. Детство и юность прошла в бедной многодетной семье каменщика. Родители – Ксения Степановна и Иван Петрович приехали с Вятки и проживали в городе Новониколаевске в части города Закаменке, которая славилась лихими крепкими парнями. Детей в семье было семь, 6 сыновей и дочка. Саша был вторым ребенком в семье. Еще с детства он проявлял удивительную силу воли, любознательность и тягу к знаниям. Шура выделялся острым умом, тягой к книге, очень любил математику. Саша сразу пошел во второй класс, а вместо четвертого в пятый. С детства небо завладела маленьким Сашей. «Сашка – летчик» стремился испытать себя в полете, пусть пока всего лишь с крыши сарая. Сначала прыгнул в бабушкиной юбке вместо парашюта. Бабушка заступилась за внука: «Аксинья, ребенка не тронь!», «Не дам его бить!».
Став постарше по воспоминаниям матери, «с ребятами сделали из фанеры да и еще из чего - то, большие крылья, приделал их к спине, и прыгал с крыши еще и еще раз».
С малых лет сразу чувствовалось сибирская хватка, редкостное волевое начало. В детстве заболел плевритом и по совету врача грелся на берегу все лето, но ни разу не искупался в жаркие дни. Самостоятельно переплывал реку Обь, а это несколько сот метров речной ширины.
Утром Саша выходит во двор занимается гирями, делает гимнастику по книге «Моя система» детского спортсмена Мюллера, обтирается снего в сибирский мороз.
«Куда та, простынешь!» - сердилась мать. Над ним подсмеивались. Если требовалось, он сам себе делал лыжи, коньки, шахматы.
Интересовался историей воздухоплавания, авиацией, русскими летчиками. Мечту о небе у Саши Покрышкина породил агит самолет общество друзей воздушного флота. В книге «Познать себя в бою» Покрышкин писал : двенадцатилетним мальчишкой я впервые увидел прилетевший агит самолет. Среди всех жителей города, сбежавшихся на поле военного городка и окруживших самолет. Стоял и Я…. Потрогал его крылья и мысленно сказал себе: «Буду делать все, но стану только летчиком. И эта мечта стала целью всей его жизнью. Семь лет он проучился в общеобразовательной школе. Чтобы попасть в летную школу, надо было иметь рабочую специальность. Саша поступил ФСУ. Родители его не поддерживали, и Саша покинул отчий дом. Но приехав учиться в Пермь, он узнает, что зачислен на учебу авиамехаником.
1935 году получает специальность военного техника, приезжает в г. Краснодар, хочет обучиться летной профессии, но ему отказали, но воинской части ему удалость сесть на самолет «Разведчик - 1» в качестве летчика – наблюдателя. Это случай помог ему осваивать летную профессию.
6 октября 1938 года он совершает свой первый самостоятельный полет в аэроклубе г. Краснодара. За 17 дней он осваивает программу аэроклуба на «отлично» (вместо двух лет). Летное удостоверение за три недели! Невероятно!
Поступает в военную авиационную школу летчиков г. Качинске.
И начало войны он одержал первую победу в воздушном бою 23 июня 1941 года. Участвуя в боях на разных фронтах, он показал себя не тол ко отличным летчиком – истребителем, мастером воздушного боя, проявляя высокую личную храбрость, но и талантливым командиром, обучающем тактике воздушного боя других летчиков – истребителей.
3 июля 1941 года был сбит огнем зенитной установки под Прутом, но ему удалось посадить подбитую машину на лесную опушку. После этого случая он завел тетрадь, под названием «Тактика истребителей в бою». Это были заметки, вырезки, тактические находки, схемы. Это была его кропотливая, творческая работа, в которой он выработал формулу воздушного боя, которая стала известной всей нашей истребительной авиации.
Четыре элемента входило в эту формулу: высота – скорость – маневр – огонь. «Чтобы соображать в воздухе, к этому надо готовиться на земле» (одно из правил Покрышкина).
Огромной заслугой выдающегося летчика является то, что он один из первых сумел разработать тактику наступательного воздушного боя высоту, прицельную атаку, знаменитую «Этажерку» (рассредоточение групп самолетов по высоте). Потом началась самая крупная и ожесточенная битва ВОВ в небе над Кубанью весной 1943 года, За два месяца здесь сбили более 800 немецких самолетов.
Немецкие летчики, теряя свои самолеты, предупреждали по рации друг друга: «Внимание (Ахтун, Ахтун) в воздухе Покрышкин!». После воздушных сражений за Кубань имя Покрышкин стало широко известно. О нем писали газеты и журналы, рассказывали по радио, как о летчике - наваторе.
Президент США Рузвельд восхищенно сказал о нем: «Покрышкин самый выдающийся летчик второй мировой войны».
24 мая 1943 году за мужество и воинскую доблесть, проявленную в боях с врагом, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
А 24 августа (спустя три месяца) за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых к июлю 1943 года самолетов противника командир эскадрильи шестнадцатого авиационного истребительного полка, гвардии майор Покрышкин был награжден второй медалью «Золотая Звезда».
Спустя год, 19 августа 1944 года за 550 боевых вылетов и участие в 137 воздушных боях (лично сбил 53 самолета противника, гвардии подполковние А. И Покрышкин первым в стране был награжден третьей медалью «Золотая Звезда».
Свои победы над фашистскими летчиками он одерживал благодаря смелости и отваги, первоклассному мастерству военного летчика - истребителя.
А. И Покрышкин, начавший Великую Отечественную Войну рядовым летчиком сыграл огромную роль в разгроме люфтваффе. Он стал не только прекрасным воздушным бойцом (59 зачисленных лично побед, но и разработчиком новой тактики советской истребительной авиации. Он шел в атаку восемью истребителями против 91 самолета противника; четырьмя - против 50; тремя - против 23; в одиночку - против восьми и не знал поражений.
За ним фашисты устраивали охоту, но все безрезультатно.
После войны обучался в Военной Академии им. М. В. Фрунзе, окончил с золотой медалью. В 1948 году обучался в Военной Академии Генерального штаба вооруженных сил СССР, стал кандидатом военных наук, автором многих трудов и книг.
Почти 25 лет после Победы служил в войсках противовоздушной обороны.
Он прошел путь от полковника до генерала - полковника.
В 1972 году ему было присвоено звание Маршала Авиации.
В течении 10 лет (с1972 – 1981 года) он был председателем ЦК ДОСААФ СССР и многое сделал для укрепления престижа воинской службы, пополнялся парк самолетов и вертолетов развивая авиа спортклубы.
Он был активным общественным и государственным деятелем (депутат Верховного Совета СССР). Его квартира всегда была полна друзьями, однополчанами, изобретателями. Его жена Мария Кузьминична Коржук была его главным другом по всей его жизни, хранительницей памяти героя.
13 ноября 1985 года А. И. Покрышкина не стало. Ушел из жизни национальный герой. Он похоронен в Москве. Его имя увековечено.
Мая 2005 года на площади им К. Маркса состоялось торжественное открытие памятника Покрышкину А. И московским скульптором Переяславцева Михаила Владимировича. Именем легендарного летчика названа улица в городе Новосибирск и станция метро, истребительный полк, океанский лайнер, малая планета, сорт цветов, созданы музеи, мемориальные доски, написаны книги, стихи песни, созданы фильмы.
Книги самого А. И. Покрышкина.
«Крылья истребителя», «Небо войны», «Познать себя в бою», «Тактика истребительной авиации», «Бой требует мысли».