Гущина Екатерина Геннадьевна
Ранняя профориентация дошкольников
Ранняя профориентация дошкольников.
Главной целью ранней профориентации дошкольников является воспитание положительного отношения к труду, что дает возможность проявить свои силы в различных видах деятельности. Но дошкольник еще слишком мал, чтобы производить общественно полезный продукт и труд в данном возрасте выступает в новом качестве – он оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка.
В свете введения ФГОС ДО возник вопрос о ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Публикация «Ранняя профориентация дошкольников» размещена в разделах
Основное внимание в рамках профориентации дошкольников отведено ознакомлению с трудом взрослых. В силу своего возраста, дети не могут представить важность и полезность труда для общества. Но, чем больше они будут знать о профессиях, тем ближе и понятней станет для них значимость труда. Именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В этом возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности.
В работе дошкольных организаций много лет существует практика ознакомления с профессиями : это экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, беседы, сюжетно – ролевые игры, чтение художественной литературы.
Семья является одним из участников образовательного процесса. Именно из семьи ребенок получает первые представления о труде: это и домашние обязанности, и профессии родителей.
Очень часто родители мало что говорят о своей работе или же говорят о ней в неподходящем ключе. Но для формирования правильного отношения к труду – необходимо показывать положительные стороны каждой из профессий, ведь дети непроизвольно все воспринимают и впитывают.
Знакомство с профессиями начинается с младшего возраста, детей знакомят с профессиями ближайшего окружения. С возрастом границы расширяются, как и накопленный детьми личный опыт, и количество профессий для ознакомления увеличивается. Интересным опытом является знакомство с профессиями родителей путем встречи-игры или беседы-встречи, в группе с небольшой презентацией каждого вида занятости родителей.
Центральное место в знакомстве с трудом взрослых отводится игре. А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Сюжетно – ролевая игра позволяет перевести информацию о профессиях со «взрослого» языка на «детский», структурировать. Игра позволяет сформировать качества личности, которые необходимы для совершения трудовых действий.
Еще одним методом знакомства с трудом является продуктивная деятельность. Ребенку всегда интересно что-то сделать самому.
Для ознакомления с трудом взрослых лучше всего подходит проектная деятельность. Участие взрослых в проектах заключается в следующем – помочь детям обрести мир взрослых на основе интеграции их личностных качеств и накопленного опыта.
Подводя итог, хочется добавить, что задача педагога и родителей состоит в том, чтобы дети научились не только понимать, но и уважать людей, занятых тем или иным трудом, понимали значимость труда в обществе и жизни каждого человека.
Литература
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ;
2. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозайка–Синтез, 2005г. ;
3. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.;
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. -Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г. ;
5. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 № 3;
6. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? / Т. А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011.