Приложение МААМ

Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях ДОУ

Дробина Елизавета
Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Дробина Елизавета Алексеевна

(МАДОУ «Детский сад «Ивушка» Тамбовская обл. Тамбовский район)

Аннотация. В представленном материале проанализированы причины развития речевых нарушений в раннем возрасте (внутриутробная патология, родовые травмы, наследственные факторы, неблагоприятные социально-бытовые условия). Рассмотрены этапы становления детской речи при нормальном ее развитии. Раскрыты основные направления коррекционной работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» в раннем возрасте.

Публикация «Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах

Ключевые слова. Профилактика речевых нарушений, ранний возраст, речевая деятельность, формирование речи, развитие речи.

Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее важным и ответственным периодом. В этот период развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.

В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, организация коррекционной и социально-психологической помощи, в особенности организация профилактических мероприятий для детей раннего возраста «группы риска» становится все более актуальной.

Нарушения речи могут быть вызваны разными причинами. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов, а также в первые месяцы жизни после рождения. Как биологические, так и социально-психологические факторы риска, воздействующие на детей первых трех лет жизни, могут повлиять на развитие речи и привести к нарушениям или задержке речевого развития [8].

Эффективная и своевременная профилактика речевых нарушений способствует их предотвращению в раннем возрасте. В настоящее время наметилась тенденция к более раннему и углубленному комплексному обследованию психомоторного и коммуникативного развития ребенка, которое позволяет своевременно выявить и скорректировать ранние признаки речевого нарушения. Особое значение имеет определение основных направлений и организации содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста.

В связи с тем, что профилактика речевых нарушений предполагает комплексный подход, выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.

Основные направления работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста:

1. Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

2. Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной, внимания (зрительного, слухового, двигательного, восприятия (зрительного, слухового, мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно, творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности [4].

3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов.

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.

5. Работа с родителями: совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы). В работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др. [11].

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, воздействие на которые влечет воздействие на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Регулярные движения с шарами, игры с пальчиками улучшают умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка тонких

движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи.

Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга»[7]. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого нарушения у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит ещё и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребёнка.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук [4].

Все занятия по развитию речи ребенка разделены на несколько основных этапов. Это подготовительный этап (8 индивидуальных занятий) и три этапа основного цикла (I этап — 18 занятий, из них 3 итоговых, которые проводятся для всей группы, все остальные занятия — подгрупповые; II этап — 24 занятия, из них 4 итоговых; III этап — 18 занятий, из них 3 итоговых).

Все занятия подготовительного цикла ориентированы на одного ребенка с целью определения индивидуального уровня развития слухового и зрительного внимания малыша.

Занятия основного цикла проводятся одновременно с несколькими детьми раннего возраста. В мини-группу (три ребенка) обязательно включается ребенок, уже начавший говорить и хорошо понимающий обращенную к нему

речь. В начале основного цикла занятия могут быть и очень короткими — 5—7 минут. И все-таки надо стремиться к тому, чтобы в конце цикла ребенок мог «заниматься» до 15-20 минут.

Итоговые занятия (в основном цикле таких занятий 10) следует проводить со всеми детьми в группе.

Для осуществления динамического наблюдения за развитием детской речи используют таблицы оценки индивидуальных достижений ребенка и опросник для родителей.

Таким образом, основными направлениями профилактики речевых нарушений являются следующие: формирование моторной сферы, развитие высших психических функций, развитие экспрессивной, импрессивной речи и работа с родителями.

Для профилактики нарушений речи детей раннего возраста необходимо: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений, действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.

В профилактической работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др. [3].

Список литературы

1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. М., 1991.

2. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. М., 1992.

3. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1982.

5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., АПН РСФСР,1961.

6. Гудонис В. П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. М., 2004.

7. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1979.

8. Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология. 1994. № 2

9. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (Ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., Владос, 1997.

10. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений ; под ред. Чиркиной. М., АРКТИ, 2003.

11. Шохор-Троцкая М. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас // Наука и жизнь. 2006. №8.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Встреча клуба заинтересованных родителей «Ранняя профилактика игровой компьютерной зависимости»Встреча клуба заинтересованных родителей «Ранняя профилактика игровой компьютерной зависимости» Цель: ранняя профилактика игровой компьютерной зависимости воспитанников ДОО через взаимодействие с родителями. Задачи:- повысить информированность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях ДОУ
Опубликовано: 27 января 2021 в 22:25
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Дробина Елизавета (УИ 2552359) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД