Ольга Аденина
Ранняя профилактика нарушений речи как основной инструмент психолого-педагогического сопровождения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи — процесс очень индивидуальный для каждого ребенка. Однако в практической работе необходимо опираться на общие тенденции речевого и общего психического развития в период от рождения до 3х лет. Описанные ниже характеристики речевого и психического развития являются показателями нормы психического развития.
Исследователями А. Н. Гвоздевым, Г. Л. Розенгард-Пупко, Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым, Н. Х. Швачкиным Е. И. Исениной, Н. И. Лепской, А. М. Шахнарович и другими учеными, подробно описано становление речи, у детей начиная с самого раннего детства. Для выявления норм речевого развития детей раннего возраста, необходимо понимание основных этапов речевого развития в раннем детстве.
Публикация «Ранняя профилактика нарушений речи как основной инструмент психолого-педагогического сопровождения детей» размещена в разделах
Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи. Пассивная речь — это количество понимаемых слов. Ребенок начинает понимать и инструкции взрослого относительно совместных действий. Ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам.
Активная речь интенсивно развивается: растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемых. Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. Первый период речевого развития, охватывающий возраст от 1 года до 1,5 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в основном в неизменном виде.
Второй этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. На втором году жизни резко возрастает активный словарь ребенка. До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а в трехлетнем возрасте —1200—1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи. Растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?». Сначала предложения являются односложными, выражающими какую-либо законченную мысль. Такие слова-предложения возникают в связи с некоторой конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией. Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Смысл таких двухсловных предложений тот же самый: некоторая мысль или целостное высказывание. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет», действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету», или действие и место действия («книга там»).
В этом возрасте дети учатся комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением. Второй период речевого развития представляет собой начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания.
Третий этап речевого развития соответствует возрасту 3-х лет. К трем годам ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами. Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребенка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу, различать предметы, близкие по внешним признакам. Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развёрнутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай – даёт – не дам, киса – кису – кисе и т. д. Ребёнок уже хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления. В этом возрасте у ребёнка возрастает потребность общения со взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами типа: Что это? Зачем? Куда? и т. п. Для диагностики уровня восприятия речи, потребности общения, понимания речи, умений действовать по инструкции, объема активного и пассивного словаря, изучить навыки словообразования и грамматический строй речи у детей раннего возраста в работе применяются методики, разработанные Е. М. Мастюковой и А. Г. Московкиной:
1." Найди игрушку". Цель: выявить понимание речи взрослого.
2. "Кто это". Цель: выявить объем активного словаря.
3. "Беседа по картинке". Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи.
Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребё нок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. Ребёнок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, например: красный, зелёный, круглый, плохой, горячий, сладкий и др. Изучение словарного запаса ребенка проводится по методике «Расскажи по картинке». Цель: определение активного словарного запаса ребенка: наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.
Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений: сначала сложносочинённых, а позже – сложноподчинённых. Ребёнок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. “Курочка Ряба”, “Репка” и т. д. - такие произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо фразы. Ребёнку в 3 года становится доступным отгадыванием простых загадок, если в тексте содержится ответ, например знакомые звукоподражательные слова: «Му-у, молока кому?» и т. д. Изучение сложности речи трехлетнего ребенка строится по методике Громовой О. Е. «Совместное разглядывание картинок», «Совместная игра со взрослым». Цель: выявление уровня развития познавательного общения и речи ребенка.
К трем годам артикуляционная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произнесении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого или говорить тихо, когда этого требует ситуация. Следует отметить, что к трем годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка.
В работе над артикуляционной стороной речи применяются методики Е. Л.
Стребелевой, О. Е. Громовой, Е. Ф., Нищевой, Г. В. и других авторов.
1. Дыхательная гимнастика: «Кораблики», «Шарик», «Перышко», «Загони мяч в ворота», «Султанчики», «Сдуй капельку с тучки», «Мыльные пузыри».
2. Речевое дыхание: используются речевые подражания. Произнесение простых слов «дай», «на», «иди» и составление с ними коротких предложений.
3. Стимуляция речевой активности: привлечение внимания ребенка к звучанию его голоса, активность речи, повторение звуков и лепетной активности. Игры: «В гости пришла кукла», «Айболит», «Кто позвал?», «Что пропало?», «У нас в гостях» и т. д.
4. Артикуляционная гимнастика. Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности. «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка».
Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память и воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами. Изучение психических процессов раннего возраста происходит по методике Забрамной С. Д
1. «Пирамидка», «Матрешки». Цель: выявление уровня развития ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.
2. Доска Сегена. Цель: изучение заинтересованности в процессе работы, устойчивость внимания, целенаправленность и рациональность способов деятельности.
3. Классификация. Цель: выявление запаса общих сведений и точность представлений, способность к обобщению.
4 «Разрезная картинка». Цель: изучение процессов мышления, внимания, целенаправленное действие, зрительного соотнесения.
Методом при изучении дошкольников является наблюдение за их игрой. Реакция ребенка на игрушки, стойкость интереса, возможность самостоятельно организовать игру — важные показатели развития. В игре проявляется и осознанность действий, их целенаправленность, рациональность, координированность. На игровом материале можно исследовать восприятие ребенком величины, формы, цвета, представления о количестве, способность к обобщению. В игре выявляются волевые и эмоциональные качества, навыки общения с детьми.
В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Через подражание идет адаптация к внешнему миру, освоение новых знаний. Ребенок охотно копирует чужое поведение и речь. Исследование подражания происходит в играх: «Изобрази животное», «Угадай действие», «Что звучит?», «Сделай как я» и т. д.
К сожалению, в своей практической деятельности, специалистам сопровождающим детей раннего возраста, с каждым годом приходится все чаще сталкиваться с детьми, потенциально, имеющими показатели к нарушению развития в следующие возрастные периоды.
Известно, что дети с нарушениями речи имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют формирование речевой деятельности и требуют целенаправленной коррекции. Ребенок с речевыми нарушениями характеризуется недостаточной устойчивостью внимания: низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в переключении внимания и планировании своих действий, сложностями сосредоточения внимания на выполнении задания в условиях словесной инструкции, имеется значительное снижение произвольного внимания по сравнению с нормой. Отмечаются серьезные проблемы в развитии восприятия (слухового, зрительного, кинестетического и др.) т. е. в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. У всех детей с нарушениями речи присутствует нарушение фонематического восприятия. У дошкольников с речевой патологией зрительное восприятие отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостностью образа предмета. У детей с речевыми дефектами выявлены трудности в пространственной ориентации: дети часто не находят языковых средств для выражения пространственно-временных отношений.
При относительной сохранности смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. При речевых недостатках имеются особенности мышления: недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений, в формировании математических представлений, развитии логического мышления. Задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения: детям недоступно выполнение творческих заданий, рисунки имеют бедность замысла и содержания, плохое понимание переносные значения слов, метафор, трудности в составлении творческих рассказов. Это объясняется бедностью словарного запаса, нарушениями лексико-грамматического строя речи, низким уровнем речевого развития.
Также отмечаются нарушения в развитии двигательной сферы, т. е. общей и мелкой моторики: плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении, трудности при выполнении упражнений для пальцев и кистей рук, сопровождающихся словесной инструкцией.
Если не созданы необходимые условия для оптимального хода развития ребенка и не формируются необходимые функции в декретивный период, можно предполагать нарушения речи, задержки речевого развития и прочие психоречевые нарушения. Поэтому своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Процесс речевого развития, в современном дошкольном образовании, рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей. Для оказания эффективной логопедической помощи необходимо своевременно выявить имеющиеся у ребенка нарушения. Своевременное и правильное выявление речевых и психических недостатков детей поможет логопеду определить, в какой помощи они нуждаются и как ее эффективнее оказать. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения. При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии дети с нарушением речи к пяти - шести годам приближается по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам.
Таким образом, предложенные методики обследования позволят логопедам, дефектологам выявить у детей 3 летнего возраста отклонения в психоречевом развитии и помогут наметить путь коррекционной работы с каждым ребенком с учетом их индивидуальной структуры нарушения.
Литература
1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М. : АСТ:
Астрель, 2007.-222 с.
2. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. -Санкт Петербург «Детство - Пресс», 2004. -144 с.
3. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. Методическое пособие. Составители: Кондратенко И. Ю. - М. : Айрис - пресс, 2005. - 224 с.
4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. Составители: Балобанова В. П., Богданова Л. Г. - СПб. : «Детство - Пресс», 2000.- 240 стр.
5. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. М. Сфера, 2005.-171 с.
6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : книга для логопеда. -2-е изд., обраб. - М. : Просвещение, 1990. - 239 с.
7. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. -М. : Просвещение, Владос, 1995. -112 с.
8. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно- педагогическая помощь детям раннего возраста. - СПб. :Каро 2000 год
9. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Методическое пособие. (Под редакцией Гаркуши Ю. Ф.) - М. : Секачев В. Ю., «Центр Гуманитарной Литературы «РОН». 2001.-157 с.
10. Лебединский В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте. - М. : Издательский центр «Академия», 2003.-144 с.
12. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонением в развитии. Ранняя ди-агностика и коррекция. - М. : Просвещение, 1992. - 95 с.
11. Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ. (под редакцией Каралашвили Е. А.) – М: ТЦ Сфера, 2007 -128 с.
12. Нарушение речи у дошкольников. Составители: Белова - Давид Р. А., Гришинун Б. М. - М. : Просвещение, 1969.- 216с.
13. Пермякова В. А. Критерии нормального развития в оценке психи-ческого здоровья. (Развитие здорового ребенка и признаки трудностей развития в первые 7 лет жизни)- Ир. : Изд-во ИГУ, 2001. - 32 с.
14. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Ва-сильевой М. А. - М. : Просвещение, 1985. -174 с.
15. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М: ТЦ Сфера, 2004 -112 с. (серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
16. Е. А. Стребелевой Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: 2-е изд. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с
17. Стребелева Е. А. Ранняя диагностика умственной отсталости. Журнал 20. «Дефектология». -1994, №4, с. 53 - 59.
18. Шаповал И. А. Методы изучения и диагностика отклоняющегося развития. М. : ТЦ Сфера, 2005. - 320 с.
19. Шипицина Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб: «Речь», 2005 – 240